21 марта 2016 г. |
Дело N А83-3154/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Омельченко В.А., Полынкиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Букуевой М.А., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис" - Надьярова С.В., по доверенности от 12.02.2016 N 7, Шалыгин А.К., по доверенности от 10.03.2016 N 12; в отсутствие Министерства внутренних дел по Республике Крым, Отделения N 1 межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МВД по Республике Крым, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2015 года по делу N А83-3154/2015 (судья Колосова А.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис" к Министерству внутренних дел по Республике Крым в лице Отделения N 1 (по обслуживанию г. Симферополя, Симферопольского и Бахчисарайского районов) межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МВД по Республике Крым, о признании незаконными действий по отказу в регистрации автотранспортных средств и понуждении совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Строй-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Крым в лице Отделения N 1 (по обслуживанию г.Симферополя, Симферопольского и Бахчисарайского районов) межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МВД по Республике Крым (далее - уполномоченный орган), в котором просит признать незаконными действия по отказу в регистрации автотранспортных средств и обязать зарегистрировать автотранспортные средства за обществом.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Строй-Сервис" отказано. При этом суд первой инстанции, руководствуясь требованиями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, постановлений Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477, от 05.09.2014 N 897, Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для регистрации приобретенных обществом транспортных средств ввиду отсутствия у последнего паспортов на эти транспортные средства. Также суд исходил из того, что в отношении приобретенных обществом автомобилей, участниками которого являются юридические лица Украины, передавшие в качестве вклада в уставной фонд эти автомобили, должна была быть проведена таможенная процедура с оформлением всех необходимых документов, в том числе и паспортов транспортных средств, чего в рассматриваемом случае сделано не было.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Строй-Сервис" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований. При этом заявитель жалобы считает, что оно принято с нарушением норм материального права. По его мнению, правовая позиция суда в части оформления паспорта транспортного средства как условие постановки его на учет, является дополнительными требованиями, необходимыми для подтверждения права собственности владельца транспортного средства, что является грубым нарушением ст. ст. 10, 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, п.20 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним N 1001, в соответствии с которыми регистрирующий орган должен был принять представленные обществом свидетельства о регистрации автотранспортных средств, выданные по законодательству Украины до вхождения Крыма в состав Российской Федерации, как документы идентичные по объему устанавливаемых прав паспортом транспортного средства, и не имел права требовать от общества дополнительного подтверждения признанных федеральным конституционным законом прав, при том, что транспортные средства таможенную границу не пересекали, будучи зарегистрированными на территории Крыма. ООО "Строй-Сервис" в силу ч.3 ст.213 ГК РФ является собственником этих транспортных средств, переданных в качестве вклада его участниками, которые вправе были передавать зарегистрированные за ними транспортные средства без прохождения каких-либо таможенных процедур и получения паспортов транспортных средств в таможенных органах.
В отзыве на жалобу Министерство внутренних дел по Республике Крым просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на необоснованность ее доводов ввиду ошибочного толкования заявителем норм действующего законодательства.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Строй-Севис" создано и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 02.06.2014 (ОГРН 1149102008318).
Решением N 6 от 20.01.2015 единственного учредителя ООО "Строй-Сервис" увеличен уставной капитал общества за счет дополнительных вкладов его участников ООО "Фирма "Реал Эстейт" в размере 1 320 280 991 руб. и ООО "Фирма "Консоль-Сервис" в размере 286 359 руб., вносимых имуществом согласно акту приема- передачи, о чем 26.02.2015 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Участниками ООО "Строй-Сервис", за счет которых увеличен уставной капитал, являются юридические лица Украины с местом их регистрации по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым.
Так, участники произвели свои взносы в уставной фонд заявителя автотранспортными средствами: легковой универсал ТОYОТА RAV4, государственный номер АКЗ120АК, свидетельство о регистрации ТС серия РСА N 192950; седан AUDI А6 2.0 Е, государственный номер 99026КР, свидетельство о регистрации ТС серия КРС N 280797; автобус 31 пас.место ЛАЗ, государственный номер 20389КО, свидетельство о регистрации ТС серия АРК N 000270, легковой хэтчбек ТОYОТА YARIS, государственный номер АК6297АТ, свидетельство о регистрации ТС серия АКС N 017229; хэтчбек-В ТОYОТА AYGO, государственный номер АК6715СК, свидетельство о регистрации ТС серия САТ N 498175; легковой седан MAZDA, государственный номер АК1211АО, свидетельство о регистрации ТС серия АКС N 013347; легковой седан NISSAN MAXIMA QX 3.0., государственный номер 55513КО, свидетельство о регистрации ТС серия КРС N 295864; легковой универсал DAIHATSU TERIOA. государственный номер АК6229АТ, свидетельство о регистрации ТС серия АКС N 015531; легковой универсал BMV, государственный номер 44433К1, свидетельство о регистрации ТС серия КРС N 320302; легковой седан SKODA, государственный номер Р4687КО, свидетельство о регистрации ТС серия КРС N 336571; легковой хэтчбек ВАЗ, государственный номер 15696КО, свидетельство о регистрации ТС серия КРС N 354510; легковой хэтчбек ТОYОТА, государственный номер АКЗ 149АК, свидетельство о регистрации ТС серия РСА N 749599.
Указанные автомобили переданы участниками обществу по акту приема-передачи N 10 от 17.02.2015 вместе со свидетельствами о регистрации транспортных средств.
Письмом от 25.06.2015 за исх. N 30 ООО "Строй-Сервис" обратилось в Управление ГИБДД МВД по Республике Крым с просьбой зарегистрировать за ним вышеуказанные транспортные средства, на которое уполномоченный орган дал письменный ответ от 17.07.2015 N 35/1-Т-19, где, сославшись на требования Административного регламента, указал на то, что транспортные средства подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в частности паспортов транспортных средств в таможенных органах.
Расценив указанные действия Отделения N 1 МРЭО УГИБДД МВД России по Республике Крым как отказ в регистрации транспортных средств, ООО "Строй-Сервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и обязании органа произвести государственную регистрацию транспортных средств.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для регистрации за обществом транспортных средств, в связи с чем пришел к выводу о законном отказе заинтересованного лица в регистрации транспортных средств.
Изучив материалы дела и, проверив обоснованность содержащихся в апелляционной жалобе доводов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности содержащегося в решении вывода об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Регистрация транспортных средств подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.08 N 1001 (далее - Правила) и "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент).
Административным регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативно-правовыми актами для предоставления государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств.
Так, к обязательным документам на транспортные средства, предоставляемым заявителями для совершения регистрационных действий, пункт 15.4.1 Административного регламента относит паспорт транспортного средства, регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака.
Пунктом 20 Правил регистрации предусмотрено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
В пункте 3 Правил приведены основания, при наличии которых не подлежат регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, одним из которых в силу абзаца второго является представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.
Заявитель ошибочно отождествляет паспорт транспортного средства со свидетельством о государственной регистрации транспортного средства, выданным по законодательству Украины, ссылаясь при этом на положения ст.12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", которой предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Реализация названных положений ст.12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ предусматривает применение специальных норм законодательства, регулирующих соответствующие правоотношения, и не подменяет их.
Особенностью правового режима эксплуатации (использования) транспортных средств является установленная действующим законодательством обязательность их государственной регистрации в установленном законом порядке.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос об обязательности государственной регистрации транспортных средств в подразделениях ГИБДД, неоднократно указывал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов (Постановление от 12 мая 2011 года N 7-П, определения от 7 декабря 2006 года N 544-О, от 1 октября 2008 года N 670-О-О, от 26 января 2010 года N 124-О-О и от 23 декабря 2014 года N 3001-О).
Согласно статьи 1 Федерального закона от 05.05.2014 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившего в силу с 01.07.2014, Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ) дополнен статьей 19, частью 1 которой (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 506-ФЗ) предусмотрено, что в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 Кодекса.
Обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что ранее зарегистрированное в соответствии с законодательством Украины юридическое лицо, которое не привело свою организационно-правовую форму в соответствие с законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять отчуждение имеющегося у него имущества, в том числе и транспортные средства. Однако, при переходе права собственности на транспортные средства к юридическому лицу, прошедшему регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие транспортные средства считаются принадлежащими иностранному юридическому лицу, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в том числе паспортов транспортных средств в таможенных органах.
Материалами дела подтверждено, что на дату передачи транспортных средств в качестве взноса в уставный фонд ООО "Строй-Сервис" их собственники (ООО "Фирма "Консоль-Сервис" и ООО "Фирма "Реал Эстейт") свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации не привели, т.е. являлись иностранными юридическими лицами. Вместе с тем, приобретатель автомобилей на дату их приобретения был зарегистрирован в качестве российского юридического лица.
Изложенные в обоснование своей правовой позиции заявителем жалобы доводы относительно достаточности для осуществления государственной регистрации транспортных средств документов, перечень которых был установлен законодательством Украины на момент вхождения Республики Крым и города Севастополь в состав России, не содержавшего требования о наличии паспорта транспортного средства, а также необоснованности вывода суда об обязанности приобретателя получить паспорт транспортного средства в таможенном органе ввиду того, что автомобили, приобретенные обществом были зарегистрированы в органах Госавтоинспекции Республики Крым и после 18.03.2014 не пересекали таможенную границу Российской Федерации, а потому не должны помещаться под какие-либо таможенные процедуры, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными.
Учитывая, что передача транспортных средств осуществлена юридическими лицами, хотя и находящимися на территории Российской Федерации, но не переоформившими свои учредительные документы в соответствии с российским законодательством и не осуществившими замены регистрационных документов на данные транспортные средства, представленные заявителем регистрационные документы, выданные в соответствии с законодательством Украины, не могли служить основанием для регистрации приобретенных транспортных средств за новым собственником.
Доводы ООО "Строй-Сервис" являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела. Несогласие заявителя жалобы с такой оценкой и иное толкование им положений действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2015 года по делу N А83-3154/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3154/2015
Истец: Общество сограниченной ответственностью "Строй-Сервис"
Ответчик: Министерство внутренних дел по Республике Крым в лице Отделения N 1 (по обслуживанию г. Симферополя, Симферопольского и Бахчисарайского районов) межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МВД по Республике Крым, Отделение N1 (по обслуживанию г. Симферополя, Симферопольского и Бахчисарайского районов) межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела УГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Крым
Третье лицо: Министерство внутренних дел Республики Крым, МРЭО ГИБДД МВД по РК