г. Саратов |
|
23 марта 2016 г. |
Дело N А12-48783/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Т.Н. Телегиной,
судей Н.А. Клочковой, О.В. Лыткиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Р. Малыбаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Руслан и Людмила", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 декабря 2015 года по делу N А12-48783/2015, принятое судьей Л.А. Кремс,
по иску товарищества собственников жилья "Руслан и Людмила", г. Волгоград, (ОГРН 1153443002404, ИНН 3459060666),
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района", г. Волгоград, (ОГРН 1093444006765, ИНН 3444173280),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, г. Волгоград,
об обязании передать техническую документацию,
при участии в заседании: без сторон, истец, ответчик и третье лицо извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтового отправления от 20.02.2016 N N 99378-99380, отчетом о публикации судебных актов от 09.02.2016, 21.02.2016,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось товарищество собственников жилья "Руслан и Людмила" с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" об обязании передать истцу следующую техническую и иную документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, д. N 173:
1. документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2. документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
3. акты осмотра, проверки состояния (испытания) на соответствие их эксплуатационных качеств обязательным требованиям безопасности, акты поверки:
- инженерных коммуникаций,
- коллективных (общедомовых) приборов учета,
- индивидуальных приборов учета,
- механического оборудования,
- электрического оборудования,
- санитарно-технического оборудования,
- системы вентиляции, дымоходных каналов и вентиляционных шахт.
- лифтового оборудования,
- иного обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме оборудования,
- отдельных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других элементов общего имущества);
4. акты по промывке и опрессовке систем отопления, включая теплообменники;
5. акты на материальные ценности, относящиеся к общему имуществу (пожарные шланги, светильники, кожухи, аншлаги, номерные знаки, почтовые ящики и пр.);
6. акты устранения замечаний и нарушений по выданным предписаниям за последние 3 месяца, предшествующие передаче многоквартирного дома другой управляющей организации;
7. протоколы измерений системы вентиляции, протоколы проверки дымоходных каналов и вентиляционных шахт;
8. кадастровую карту (план) земельного участка;
9. градостроительный план земельного участка;
10. план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
11. документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута). Документы, подтверждающие государственную регистрацию сервитута в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
12. проектную и исполнительную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;
13. акты освидетельствования скрытых работ;
14. акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома;
15. распоряжение о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома (правовой акт органа исполнительной власти);
16. протокол измерения шума и вибрации;
17. разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
18. отчеты (протоколы) о произведенных замерах сопротивления, изоляции и фазы "ноль";
19. исполнительные чертежи контуров заземления;
20. чертежи и схемы инженерных коммуникаций;
21. схемы механического оборудования;
22. схемы электрического оборудования, в том числе однолинейная схема электрических сетей;
23. схемы санитарно-технического оборудования;
24. схемы иного оборудования, обслуживающего более одного помещения;
25. акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями;
26. акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, схемы их установки;
27. акты об установке и вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов;
28. копии письменных заявлений, жалоб и предложений по вопросам качества содержания общего имущества в доме и предоставления коммунальных услуг актуальные на дату передачи;
29. выписки из журналов (книг) учета заявлений, жалоб и предложений по вопросам качества содержания общего имущества в доме и предоставления коммунальных услуг актуальные на дату передачи;
30. выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
31. иные связанные с управлением многоквартирным домом документы:
- копии договоров на аренду или на другое право на нежилые помещения в доме, кроме собственности,
- копии договоров социального найма,
- списки собственников помещений, информация о количестве зарегистрированных граждан в каждом жилом помещении.
Решением от 30 декабря 2015 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-48783/2015 в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, товарищество собственников жилья "Руслан и Людмила" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: акт приема-передачи технической документации от 22 июля 2015 года свидетельствует о передаче только части технической документации на спорный дом, обязательства, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 491, предыдущей управляющей организацией не исполнены в полном объеме, что свидетельствует о воспрепятствовании деятельности истца по управлению спорным домом.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" не представило отзыв на апелляционную жалобу.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права (пункт 10 раздела "Разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Судебная коллегия по гражданским делам. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2015 года N 1 (2015).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 173 по проспекту им. В.И. Ленина г. Волгограда принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом и передаче управления домом товариществу собственников жилья "Руслан и Людмила", утвержден устав товарищества собственников жилья "Руслан и Людмила", избран состав правления и ревизионная комиссия товарищества собственников жилья, что подтверждается протоколом от 10 декабря 2014 года N 1.
В системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 44 и части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Товарищество собственников жилья "Руслан и Людмила" обратилось к предыдущей управляющей компании спорного дома - обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" с требованием от 9 апреля 2015 года в установленный срок передать техническую и иную документацию на вышеуказанный дом в соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 8 августа 2015 года истец повторно обратился к ответчику с требованием передать техническую и иную документацию на спорный дом.
Уклонение ответчика от совершения действий по передаче технической документации послужило поводом для обращения товарищества собственников жилья "Руслан и Людмила" в арбитражный суд с настоящим иском в соответствии с положениями части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации
Согласно нормам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что обязанность по передаче технической документации исполнена предыдущей управляющей компанией, что подтверждается актом приема-передачи технической документации от 22 июля 2015 года.
Вместе с тем, арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что заключенные обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" договоры управления спорным многоквартирным домом по своей правовой природе являются особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.
В соответствии с частью 5 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Нормами статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья).
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Как следует из анализа вышеприведенных норм закона, законодательство не допускает одновременное существование двух способов управления многоквартирным домом - управления товариществом собственников жилья и управление управляющей организацией. Ограничения, установленные нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные с расторжением договора с управляющей компанией, применяются в случае смены одной управляющей организации на другую и не распространяются на случаи изменения способа управления домом по правилам части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае изменения способа управления домом договор с управляющей организацией не расторгается, а прекращает свое действие в силу закона.
Управление домом управляющей компанией и создание товарищества собственников жилья в силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации являются самостоятельными и взаимоисключающими способами управления домом, в то время как закон обязывает собственников помещений в многоквартирном доме избрать один из определенных упомянутой статьей способов управления (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 1093/10 по делу N А33-14135/2008).
Таким образом, для управления домом товариществом собственников жилья не требуется соблюдение порядка расторжения договора управления.
Кроме того, пункт 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, измененный Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев, как потребителей услуг управляющих организаций, по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2011 года N 7677/11, учитывая, что собственниками принято решение о создании товарищества собственников жилья, расторжении договора управления, заключенного ответчиком и собственниками, о чем ответчик уведомлен, договор управления, заключенный между собственниками спорного дома и ответчиком, расторгнут собственниками в одностороннем порядке.
В силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, в частности, вновь созданному товариществу собственников жилья.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена не только передача технической документации, но и передача иных, связанных с управлением таким домом, документов.
Пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, определен перечень технической документации, в пункте 26 указан состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Согласно пункту 24 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о смене способа управления многоквартирным домом) техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений (пункт 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с пунктом 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом.
Пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);
б) сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
В состав технической документации длительного хранения также входят план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей для сведения); исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление), что отражено в пункте 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Кроме того, в состав документации, заменяемой с истечением срока действия, входят протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции (пункт 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003).
Порядок и сроки измерения сопротивления электросетей установлены в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 13 января 2003 года N 6.
В частности, пунктом 3.4.12 указанных правил предусмотрено, что в электроустановках напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью (системы TN) при капитальном, текущем ремонтах и межремонтных испытаниях, но не реже одного раза в два года должно измеряться полное сопротивление петли фаза-нуль электроприемников, относящихся к данной электроустановке и присоединенных к каждой сборке, шкафу и т.д., и проверяться кратность тока КЗ, обеспечивающая надежность срабатывания защитных устройств. Внеплановые измерения должны выполняться при отказе устройств защиты электроустановок.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи (пункты 22, 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" передало, а товарищество собственников жилья "Руслан и Людмила" приняло следующую техническую документацию на спорный дом: оригинал технического паспорта в 1 экз. на 144 листах, копию акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон между муниципальным унитарным производственным предприятием "ВМЭС" и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района", копию акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон между муниципальным унитарным предприятием "ВКХ", обществом с ограниченной ответственностью "ТЭК" и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района", оригинал проекта "Узел учета тепловой энергии на отопление (УУТЭ1, УУТЭ2) шифр 370:2012), копию акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (отопление) от 4 марта 2014 года, паспорта на общедомовые приборы учета, паспорта на лифтовое оборудование, паспорт готовности объекта жилищно-коммунального назначения к работе в зимних условиях, акт общего весеннего осмотра здания от мая 2015 года, отчет о выполнении работ по текущему ремонту за 2015 год, сведения о выполнении плана текущего ремонта и содержания общего имущества за 2012, 2013, 2014 годы, акты выполненных работ по дератизации за январь-август 2015 года, в подтверждение чего представлен акт приема-передачи от 22 июля 2015 года.
Таким образом, обязанность по передаче документов по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, актов разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей с ресурсоснабжающими организациями ответчиком исполнена.
Вместе с тем, обязанность предыдущей управляющей организации по передаче технической документации на спорный дом, установленная пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктами 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003 не исполнена указанным лицом в полном объеме, а именно товариществу собственников жилья "Руслан и Людмила" не переданы:
1. акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
2. акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета;
3. копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
4. выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
5. заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме;
6. документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка;
7. проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;
8. План участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
9. списки собственников помещений в многоквартирном доме, составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
10. чертежи и схемы инженерных коммуникаций, схемы санитарно-технического оборудования, электрического оборудования, протоколы измерений системы вентиляции;
11. отчеты (протоколы) о произведенных замерах сопротивления, изоляции и фазы "ноль", исполнительные чертежи контуров заземления.
То обстоятельство, что на момент подписания акта приема-передачи от 22 июля 2015 года у истца не имелось претензий к количеству и качеству передаваемой технической документации, не свидетельствует о том, что техническая документация передана в полном объеме. Кроме того, указанный акт не содержит сведений об отсутствии у управляющей организации затребованной документации.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Согласно пункту 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена не только передача технической документации, но и передача иных, связанных с управлением таким домом, документов. В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правил регистрации и учета граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, под иными документами, связанными с управлением многоквартирным домом, имеется в виду и учетно-регистрационная документация на граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Согласно пунктам 57, 58 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 года N 288, регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства адресных листков прибытия, поквартирных карточек по форме N 10 или домовой (поквартирной) книги по форме N 11.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 6 сентября 2011 года N 1089/11, системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статей 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации при начислении платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги должны использоваться персональные данные при выполнении договорных обязательств по предоставлению потребителям услуг, стороной в которых являются сами потребители - то есть субъекты персональных данных. Пунктом 38 Правил оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 установлено, что в платежном документе указываются, в том числе, почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя).
Персональные данные с целью начисления платежей за коммунальные услуги могут обрабатываться и без согласия оператора на основании пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", поскольку указанные данные используются в целях осуществления расчетов за жилищные и коммунальные услуги.
При управлении многоквартирным домом управляющее им лицо распоряжается общим имуществом домовладельцев, получает доступ к такому имуществу, персональным данным, иным сведениям из личной жизни домовладельцев, что предполагает отношения фидуциарного характера, требующие доверия к управляющему лицу со стороны домовладельцев.
Управляющая компания, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по спорным домам, обязана с переходом этих обязанностей к истцу передать по ее требованию все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения ею возложенных на него законом функций.
Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьей 397 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства передать вещь кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Статьей 398 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и не следует из существа обязательства, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется кредитором своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в случае предъявления вновь образованным товариществом собственников жилья требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (вновь выбранной управляющей компании).
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 марта 2010 года N 17074/09.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности по передаче истцу технической документации на многоквартирный дом N 173 по проспекту имени В.И. Ленина г. Волгоград в следующем объеме:
1. актов осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
2. актов установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета;
3. копии кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
4. выписки из Реестра, содержащей сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
5. заверенной уполномоченным органом местного самоуправления копии градостроительного плана земельного участка по установленной форме;
6. документов, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка;
7. проектной документации (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;
8. плана участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
9. списков собственников помещений в многоквартирном доме, составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
10. чертежей и схем инженерных коммуникаций, схем санитарно-технического оборудования, электрического оборудования, протоколов измерений системы вентиляции;
11. отчетов (протоколов) о произведенных замерах сопротивления, изоляции и фазы "ноль", исполнительных чертежей контуров заземления.
Исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению, поскольку вышеперечисленные истребуемые документы соответствуют указанному в нормах права перечню, отсутствуют в акте приема-передачи технической документации. В удовлетворении остальной части иска следует отказать.
Судебные расходы подлежат распределению между сторонами по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Таким образом, правило об отнесении судебных издержек на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований применяется в случае, когда возможно установить размер соответствующих требований.
В рассматриваемом случае истцом заявлено требование неимущественного характера (об обязании ответчика устранить недостатки), правило распределения расходов пропорционально размеру удовлетворенных требований, предусмотренных частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на требования неимущественного характера не распространяется, в связи с чем, расходы по уплаченной государственной пошлине за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции и апелляционной жалобы, понесенные истцом, подлежат взысканию в полном объеме с ответчика.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
В порядке пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений, определив при этом, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, какие законы и иные нормативные правовые акты подлежат применению в конкретном спорном правоотношении (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2010 года N 8467/10, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 марта 2013 года N ВАС-1877/13).
Представленные в материалы дела доказательства не исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при неправильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, вместе с тем не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции имеются правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30 декабря 2015 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-48783/2015 изменить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" (ОГРН 1093444006765, ИНН 3444173280) в тридцатидневный срок с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу передать товариществу собственников жилья "Руслан и Людмила" (ОГРН 1153443002404, ИНН 3459060666) техническую и иную документацию на многоквартирный дом N 173 по проспекту имени В.И. Ленина в городе Волгограде и иные, связанные с управлением таким домом документы, а именно:
1. Акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям.
2. Акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.
3. Копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
4. Выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом.
5. Заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме.
6. Документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка.
7. Проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома.
8. План участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем.
9. Списки собственников помещений в многоквартирном доме, составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
10. Чертежи и схемы инженерных коммуникаций, схемы санитарно-технического оборудования, электрического оборудования, протоколы измерений системы вентиляции.
11. Отчеты (протоколы) о произведенных замерах сопротивления, изоляции и фазы "ноль", исполнительные чертежи контуров заземления.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" (ОГРН 1093444006765, ИНН 3444173280) в пользу товарищества собственников жилья "Руслан и Людмила" (ОГРН 1153443002404, ИНН 3459060666) 9000 руб. в возмещение судебных расходов по уплаченной государственной пошлине за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции и апелляционной жалобы.
Арбитражному суду первой инстанции выдать исполнительный лист взыскателю в соответствии с требованиями частей 2, 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями части 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Н. Телегина |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-48783/2015
Истец: ТСЖ "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА"
Ответчик: ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района"
Третье лицо: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-844/2023
13.03.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1354/19
18.12.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15459/18
11.05.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3497/18
02.09.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7098/16
09.08.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9940/16
23.03.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1434/16
30.12.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-48783/15