г. Самара |
|
22 марта 2016 г. |
дело N А55-7949/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Туркина К.К., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эскиной В.А.,
с участием:
от истца государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" - представитель Денисова Е.В., доверенность от 14.01.2016, представитель Десятниченко К.Н., доверенность от 19.01.2016,
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" - представители Горохов С.А., доверенность от 21.03.2014, Абрамцева Н.Е., доверенность от 21.03.2014,
от третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - представитель Сомов А.Б., доверенность от 11.01.2016,
от третьего лица Министерства здравоохранения Самарской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2015 по делу N А55-7949/2015 (судья Шабанов А.Н.)
по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (ОГРН 1036300892044, ИНН 6319077552) к обществу с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (ОГРН 1116312008340, ИНН 6312110828), третьи лица: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области, Министерство здравоохранения Самарской области, об урегулировании разногласий
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (далее - истец, ГБУЗ СОКОД) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ответчик, ООО "СКС") об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта N 2-1609 холодного водоснабжения и водоотведения и утверждении спорных пунктов в редакции ГБУЗ СОКОД протокола согласования разногласий (последняя редакция), а именно: подпункт "п", "с" пункта 12; подпункт "д") пункта 13; подпункт "е", "х" пункта 14; подпункты 37-44 исключить, приложение N 11 "форма декларации" исключить.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области, Министерство здравоохранения Самарской области.
До принятия судебного акта истец уточнил исковое заявление в части конкретизации требований, просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении государственного контракта N 2-1609 холодного водоснабжения и водоотведения и утвердить пункты в редакции ГБУЗ СОКОД протокола согласования разногласий (последняя редакция):
Пункт 12 подпункт "п" "требовать от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, а также соблюдения требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения". Тем самым исключить слова "установленных нормативов допустимых сбросов абонента"; "с" "осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения". Тем самым исключить слова "и нормативов допустимых сбросов";
Пункт 13, подпункт "д" "взимать с абонента плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в порядке, установленном законодательством". Тем самым исключить слова "отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод";
Пункт 14 подпункт "е" "производить оплату по настоящему контракту в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим Контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения". Тем самым исключить слова "вносить плату за вред, причиненный водному объекту"; подпункт "х" исключить; пункты 37-44 исключить.
В приложении N 7 исключить ссылку на постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 393 "Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; приложение N 11 "образец декларации о составе и свойствах сточных вод" исключить.
Поскольку изначально в исковом заявлении не было указание на рассмотрение Приложения N 7, ответчик встречный иск не заявлял, истец с учетом положений статьи 49 АПК РФ заявление не представлял, только конкретизировав заявление требования, а также с учетом, что статья 49 Кодекса не предусматривает возможность дополнить исковые требования, стороны не настаивали, спор рассмотрен в отношении подпунктов "п", "с" пункта 12, подпункта "д" пункта 13, подпунктов "е", "х" пункта 14, пунктов 37-44, приложения N 11.
Решением от 26.11.2015 урегулированы разногласия, возникшие при заключении государственного (муниципального) контракта N 2-1609 холодного водоснабжения и водоотведения:
Судом постановлено подпункт "п" пункта 12 изложить в следующий редакции: "требовать от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов допустимых сбросов абонента, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, а также соблюдения требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения".
Подпункт "с" пункта 12 изложить в следующей редакции: "осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения".
Подпункт "д" пункта 13 изложить в следующей редакции: "взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения".
Подпункт "е" пункта 14 изложить в следующей редакции: "производить оплату по настоящему контракту в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту".
Подпункт "х" пункта 14 изложить в следующей редакции: "В случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод и уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства в случае нарушения декларации о составе и свойствах сточных вод".
Пункт 37 изложить в следующей редакции: "в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абонент подает в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее - декларация)".
Пункт 38 изложить в следующей редакции: "декларация разрабатывается абонентом и представляется в организацию водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства настоящего Контракта по форме, установленной Приложением N 11. Декларация на очередной год подается абонентом до 1 июля предшествующего года".
Пункт 39 изложить в следующей редакции: к декларации прилагается заверенная абонентом схема внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев. При наличии нескольких выпусков в централизованную систему водоотведения в декларации указываются усредненные состав и свойства сточных вод по каждому из таких выпусков. Значения фактических концентраций и фактические свойства сточных вод в составе декларации определяются абонентом путем усреднения результатов серии определений состава и свойств проб сточных вод на всех канализационных выпусках абонента (не менее 6 на каждом выпуске), выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Отбор проб на канализационных выпусках абонента может производиться по поручению абонента организацией водопроводно-канализационного хозяйства за счет средств абонента".
Пункт 40 изложить в следующей редакции: "при отсутствии у абонента устройств по усреднению сточных вод и (или) локальных очистных сооружений (или при неэффективной работе локальных очистных сооружений) значения фактических концентраций и фактические свойства сточных вод в составе декларации определяются абонентом в интервале от среднего до максимального значения (но не ниже среднего значения), при этом в обязательном порядке: а)учитываются результаты, полученные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации; б) исключаются значения любого залпового или запрещенного сброса загрязняющих веществ; в) исключаются результаты определений состава и свойств сточных вод в пределах установленных абоненту нормативов допустимых сбросов и требований к составу и свойствам сточных вод".
Пункт 41 изложить в следующей редакции: "перечень загрязняющих веществ, для выявления которых выполняются определения состава и свойств сточных вод, определяется нормативами допустимых сбросов абонента, нормативами водоотведения по составу сточных вод, требованиями к составу и свойствам сточных вод, установленными в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения".
Пункт 42 изложить в следующей редакции: "декларация утрачивает силу в следующих случаях: а) изменение состава и свойств сточных вод абонента при вводе в эксплуатацию водоохранных, водосберегающих или бессточных технологий, новых объектов или реконструируемых объектов, а также перепрофилирования производства; б) выявление сверхнормативного сброса загрязняющих веществ, не отраженных абонентом в декларации, организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, и в порядке, установленном настоящим договором; в) установление абоненту новых нормативов допустимого сброса".
Пункт 43 изложить в следующей редакции: " в течение 2 месяцев со дня наступления хотя бы одного из событий, указанных в пункте 41 настоящего Контракта и повлекших изменение состава сточных вод абонента, абонент обязан разработать и направить организации водопроводно-канализационного хозяйства новую декларацию, при этом ранее утвержденная декларация утрачивает силу по истечении 2 месяцев со дня наступления указанных событий".
Пункт 44 изложить в следующей редакции: "в случае если абонентом допущено нарушение декларации, абонент обязан незамедлительно проинформировать об этом организацию водопроводно-канализационного хозяйства любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом".
Приложение N 11 принять в редакции общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы".
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение как незаконное и необоснованное, заявленные требования удовлетворить. В подпункте "п" пункта 13 истец считает необходимым исключить слова "установленных нормативов допустимых сбросов абонента"; в подпункте "с" исключить слова "и нормативов допустимых сбросов"; в подпункте "д" пункта 13 исключить слова "отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод", поскольку истец является медицинским учреждением, целью деятельности которого является обеспечение прав граждан на специализированную медицинскую помощь (пункт 2.1 Устава), следовательно, к абонентам, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, ГБУЗ СОКОД не относится.
В подпункте "е" пункта 14 истец считает необходимым исключить слова "вносить плату за вред, причиненный водному объекту", так как не является водопользователем водного объекта.
Подпункт "х" пункта 14; пункт 37 подлежат исключению, поскольку ГБУЗ СОКОД не осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, а осуществляет медицинскую деятельность, поэтому не относится ни к категориям, установленным Постановлением N 230, ни к абонентам, указанным в пункте 124 Правил N 644 и, поэтому, требование о подаче Декларации о составе и свойствах сточных вод на ГБУЗ СОКОД не распространяется.
Пункты 38, 39, 40 обязывающий истца разрабатывать декларацию о составе и свойствах сточных вод подлежит исключению, поскольку требование о подаче декларации о составе и свойствах сточных вод на ГБУЗ СОКОД не распространяется.
Пункт 41 касается нормативов допустимых сбросов и подлежит исключению, поскольку к абонентам, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, ГБУЗ СОКОД не относится.
Пункты 42,43,44 касаются декларации состава и свойств сточных вод, в связи с чем подлежит исключению.
Приложение N 11 "образец декларации о составе и свойствах сточных вод" ГБУЗ СОКОД подлежит исключению, так как для учреждения не является обязательным, поскольку ГБУЗ СОКОД не осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, а осуществляет медицинскую деятельность, поэтому не относится к категориям, установленным Постановлением N 230, ни к абонентам, указанным в пункте 124 Правил N 644.
Суд не дал оценку тому факту, что ГБУЗ СОКОД не занимается производством, переработкой продукции.
Критерием отнесения к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, является не только наличие 200 куб. метров, а основным критерием является деятельность, связанная с производством и переработкой продукции.
В лицензии на осуществление медицинской деятельности N ЛО-63-01-002402 от 15.01.2014 указан лицензируемый вид деятельности: "при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по:... диетологии". Порядок оказания медицинской помощи по профилю "диетология" утвержден приказом Минздрава РФ от 15.11.2012 N 920н.
ГБУЗ СОКОД не подпадает под категорию абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Судом неправильно применены нормы материального права, законным основанием владения имуществом ГБУЗ СОКОД, в том числе, канализационных выпусков, является право оперативного управления, которое не зарегистрировано.
ГБУЗ СОКОД не владеет на праве оперативного управления объектом недвижимого имущества бытовая канализация К1 (Самарский онкологический центр - 1-й пусковой комплекс) (канализационная сеть из полиэтиленовых труб, протяженностью - 236, п.м., смотровые колодцы - 11шт., домовые выпуски - 6шт., адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, д.50.
В соответствии с Техническим паспортом на объект недвижимого имущества бытовая канализация К1 (Самарский онкологический центр - 1-й пусковой комплекс) в состав данного объекта входит: канализационная сеть из полиэтиленовых труб, протяженностью - 236, п.м., смотровые колодцы - 11шт., домовые выпуски - 6шт., по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, д.50.
Следовательно, выпуски в составе объекта имущества бытовая канализация К1 были переданы Самарской областью городскому округу Самара (приказ от 10.09.2009 N 1074 "О передаче имущества, находящегося в собственности Самарской области, в собственность городского округа Самара").
Канализационные выпуски на балансе ГБУЗ СОКОД не стоят и стоять не могут.
Включение в Программу контроля состава и свойств сточных вод не является основанием для отнесения ГБУЗ СОКОД к абонентам, для объектов которых устанавливается нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Программа контроля состава и свойств сточных вод является документом, который разработало ООО "Самарские коммунальные системы" самостоятельно, не поставив медицинское учреждение - ГБУЗ СОКОД в известность о включении в данную программу.
Проект государственного контракта N 2-1609 холодного водоснабжения и водоотведения, предложенный для подписания ГБУЗ СОКОД социальному учреждению, оказывающему специализированную медицинскую помощь населению, возлагает на учреждение обязанности по разработке нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, декларации о составе и свойствах сточных вод в противоречие действующему законодательству.
Для медицинских учреждений установлены СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в которых также отсутствует требование о необходимости разработки нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, декларации о составе и свойствах сточных вод.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области поддержал жалобу истца.
Министерство здравоохранения Самарской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечило, представило отзыв, в котором также поддержало жалобу истца.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства. третьего лица.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом ответчика, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 02.12.2014 направил в адрес ответчика заявку на заключение договора (контракта) на холодное водоснабжение и водоотведение.
02.12.2014 ответчик направил в адрес истца проект государственного контракта N 2-1609 холодного водоснабжения и водоотведения.
При урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного (муниципального) контракта N 2-1609 холодного водоснабжения и водоотведения, стороны не пришли к согласию, поскольку как считает истец в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения, при этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения. ГБУЗ СОКОД является медицинским учреждением, целью деятельности которого является обеспечение прав граждан на специализированную медицинскую помощь (пункт 2.1 Устава) и следовательно, к абонентам, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов не относится.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 421, 426, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), нормами законодательства, регулирующих отношения сторон в области водоснабжения и водоотведения Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон N 416-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров холодного водоснабжения и водоотведения", Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N525), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
С 01.01.2013 вступил в силу Закон N 416-ФЗ, главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правилами N 644 предусмотрен новый вид платы, взимаемой организацией ВКХ с абонентов, в случае нарушения ими требований к составу и свойствам вод, отводимых в централизованную систему водоотведения - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно разделу VII Правил N 644 абоненты, чьи сточные воды, сбрасываемые в централизованную систему водоотведения не будут соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям в них загрязняющих веществ, предусмотренных Приложением N 3 Правил N 644 - обязаны будут компенсировать организации, осуществляющих водоотведение, расходы, связанные с негативном воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения) в порядке размере, которые определены постановлением Правительства Российской Федерации.
Статьей 27 ФЗ РФ N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов, которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", которым определено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся абоненты, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет более 200 куб, м. в сутки.
Обязанностью Предприятия ВКХ при приеме сточных вод является принятие мер к снижению размера вредного воздействия. В случае если состав сочных вод превышает установленные нормативы, предприятие ВКХ во избежание вредного воздействия на окружающую среду вынуждено затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких стоков, восстановление систем канализации и систем очистки стоков
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения установлено, что организациям, осуществляющим водоотведение и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмам в 2014 году, а также до установления таким абонентам указанных нормативов, руководствоваться требованиями пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" с учетом изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 N 3.
В части взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализационных пунктов отношения регулируются постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов "(далее - постановление Правительства РФ N 1310) и постановлением Самарской области N 340 от 22.07.2009 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечивать соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах (пункт 65 Правил N 167).
Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 70 Правил N 167).
В силу пункта 1 постановления Правительства РФ N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и постановление Правительства N 1310 не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, до установления таким абонентам указанных нормативов руководствуются нормативами водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленными в соответствии с пунктом 61 Правил N 167, а также вносят организациям, осуществляющим водоотведение, плату за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу (сбросу) сточных вод в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1310 (аналогично иным абонентам, в отношении которых органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства установлены нормативами водоотведения (сброса) по составу сточных вод).
Для истца нормативы допустимых сбросов в водные объекты через централизованные системы водоотведения не установлены.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Правил N 525 и частью 1 статьи 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" ООО "СКС" утверждена "Программа контроля состава и свойств сточных вод на 2014-2016 годы", согласованная с Управлением Росприроднадзора по Самарской области 27.11.2013, где истец отнесен к категории абонентов, которым устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, т. е. среднесуточный объем отводимых сточных вод с объектов истца (абонента) составляет более 200 м3/сутки.
До даты фактического установления нормативов допустимых сбросов, в отношении истца, подлежат применению нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленные органами местного самоуправления на основании Правил N 167, постановления Правительства РФ N 1310.
В силу статьи 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, подают в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию о составе и свойствах сточных вод, в которой, в частности, указываются нормативы допустимых сбросов абонентов. Порядок декларирования состава и свойств сточных вод и согласно условию, содержащемуся в самом пункте Единого типового договора, подлежит включению в Государственный контракт N 2-1609 без даты при условии его заключения с абонентом, который обязан подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункты 37-44 Раздела X "Порядок декларирования состава и свойств сточных вод" содержит порядок декларирования состава и свойств сточных вод и согласно условию, содержащемуся в самом наименовании данного Единого типового договора, подлежит включению в государственный контракт при условии его заключения с абонентом, который обязан подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Категории абонентов, которые обязаны подавать декларации о составе и свойствам сточных вод, определены пункте 124 Правил N 644, в частности к ним относится абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, а также абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствах сточных вод
Приложение N 11 связано непосредственно с пунктами 37-44 Раздела X "Порядок декларирования состава и свойств сточных вод".
Канализационная сеть - эта система трубопроводов, каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод. Канализационным выпуском является трубопровод, отводящий сточные воды из зданий и сооружений в канализацию.
Согласно пункту 3.4. Свода правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85* СП 30.13330.2012, утвержденный Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 626, введенный в действие с 01.01.2013 внутренняя система канализации (внутренняя канализация) - система трубопроводов и устройств в границах внешнего контура здания и сооружений, ограниченная выпусками до первого смотрового колодца, обеспечивающая отведение сточных, дождевых и талых вод в сеть канализации соответствующего назначения населенного пункта или предприятия.
Согласно схеме расположения коммуникаций и схемы сетей канализации (приложение к графической части о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям, расположенным по адресу: ул. Солнечная, 50), а также свода правил (СП 32.1.3330.2012) канализационные выпуски являются внутренней системой канализации и принадлежат истцу.
В характеристиках объекта включаемого в реестр муниципальной собственности (Приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара N 4106 от 10.12.2009) при определении канализационных сетей не указаны "домовые выпуски - 6 шт., инвентарный номер 36:401:001:000040370:0006", а указаны только канализационные колодцы.
Обязанность по обеспечению возможности проведения отбора проб сточных вод, содержания канализационных колодцев в надлежащем состоянии, для взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов и т.д. возникает для абонентов в силу прямого указания Закона N 416-ФЗ, а также Правил N 644. В свою очередь, статус абонента приобретается водопользователем с момента заключения договора водоснабжения, что следует из понятия "абонент", содержащегося в пункте 1 статьи 2 Закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано урегулировал разногласия, возникшие при заключении контракта N 2-1609 холодного водоснабжения и водоотведения в редакции предложенной ответчиком.
Довод истца о том, что он является медицинским учреждением и не осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции отклоняется как необоснованный.
В постановлении Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 не содержится указаний на то, что деятельность по производству и переработке продукции абонента к которому устанавливаются нормативы допустимых сбросов должна быть основным видом деятельности, указанным в уставе или выписке из ЕГРЮЛ. Данная деятельность по смыслу рассматриваемой нормы может осуществляться в любых, не противоречащих законодательству формах и видах вне зависимости от определенных учредительными документами.
Также не установлен перечень абонентов, которые могут осуществлять деятельность связанную с производством и переработкой, тем самым законодатель максимально расширил круг организаций, которым могут устанавливаться нормативы допустимых сбросов, не ограничиваясь только промышленными предприятиями.
Таким образом, при разрешении вопроса об установлении нормативов допустимых сбросов абонентам необходимо доказать факт наличия деятельности связанной с производством или переработкой, вне зависимости от её назначения и указания в учредительных документах юридического лица.
Иное означало бы, что отсутствие установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади для отдельных категорий абонентов влечет отсутствие у абонента обязанности соблюдать нормы действующего законодательства в отношении охраны окружающей среды и нести ответственность за нанесение вреда.
Изменение законодателем порядка определения допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади нормативов для определения платы за превышение этих нормативов влечет для сторон договора независимо от его условий их изменение в одностороннем порядке в силу требований статей 421, 422, 424 ГК РФ. Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием платы.
Из обстоятельств дела следует, что истец осуществляет деятельность по производству и переработке в связи с содержанием медицинского пищеблока, для приготовления пищи.
Довод истца о том, что ему не принадлежат на праве собственности или ином законном основании канализационные выпуски в центральную систему водоотведения приводился в суде первой инстанции, был исследован и обоснованно отклонен.
Из представленных в материалы дела доказательств, следует, что канализационные выпуски являются неотъемлемой частью здания истца и принадлежат ГБУЗ СОКОД на праве оперативного управления в соответствии со статьей 296 ГК РФ.
Согласно схеме расположения коммуникаций от 29.10.2015 и схеме сетей канализации (приложение к графической части о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям, расположенным по адресу: ул. Солнечная, 50), а также вышеуказанного свода правил ( СП 32.1.3330.2012) канализационные выпуски являются внутренней системой канализации и принадлежит истцу
Кроме того, из материалов дела следует, что с 2010 года между сторонами сложились отношения, когда ГБУЗ СОКОД не возражал, что на обслуживании, в эксплуатации ГБУЗ СОКОД находится канализационная сеть, проходящая по территории ГБУЗ СОКОД.
Согласно пункту 5 статьи 8 ФЗ N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Однако, истцом в материалы дела не представлены копии актов Департамента управления имуществом г.о. Самара о передаче указанных сетей в пользование ООО "СКС", как гарантирующей организации, равно как и документы которые подтверждают, что канализационная система истца имеет в соответствии с нормами действующего законодательства статус бесхозяйного объекта.
Также необоснован довод истца о том, что включение его в программу контроля состава и свойства сточных вод не является основанием для его отнесения к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормы допустимых сбросов.
Истец отнесен к категории абонентов, которым установлены нормативы, допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
"Программа контроля состава и свойства сточных вод, отводимых абонентами на 2014-2016 годы" согласована с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) 27.11.2013 и в судебном порядке незаконной не признана.
Доводы истца о его несогласии с подпунктами "п" и " с" пункта 12, подпункта "д" пункта 13, пунктов "е", "х" пункта 14 также являются необоснованными.
На основании утвержденной ООО "СКС" и согласованной с Росприроднадзором "Программ контроля состава и свойства сточных вод, отводимых абонентами на 2014-2016 годы" истец относится к категории абонентов, которым устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, т. е. среднесуточный объем отводимых сточных вод с объектов истца (абонента) составляет более 200 м2/сутки.
Абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, до установления таким абонентам указанных нормативов руководствуются нормативами водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленными в соответствии с пунктом 61 Правил N 167, а также вносят организациям, осуществляющим водоотведение, плату за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу (сбросу) сточных вод в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1310.
Поскольку истцу не установлены нормативы допустимых сбросов в водные объекты через централизованные системы водоотведения, в отношении него подлежат применению нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленные органами местного самоуправления на основании Правил N 167, постановления Правительства РФ N 1310.
В силу статьи 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, подают в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию о составе и свойствах сточных вод, в которой, в частности, указываются нормативы допустимых сбросов абонентов. Порядок декларирования состава и свойств сточных вод и согласно условию, содержащемуся в самом пункте Единого типового договора, подлежит включению в Государственный контракт N 2-1609 без даты при условии его заключения с абонентом, который обязан подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод в соответствии с законодательством РФ.
К категории абонентов, которые обязаны подавать декларации о составе и свойствам сточных вод, определены п. 124 Правил N 644, в частности к ним относится абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, а также абоненты. Осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствах сточных вод.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Выводы суда первой инстанции, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2015 по делу N А55-7949/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
К.К. Туркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7949/2015
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер"
Ответчик: ООО "Самарские коммунальные системы"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Самарской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области, ТФОМС Самарской области