г. Москва |
|
18 марта 2016 г. |
Дело N А40-222477/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кочешковой М.В., (единолично),
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Паруса"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2016 г. по делу N А40-222477/15
принятое судьей Каменской О.В., в порядке упрощенного производства,
по заявлению заявления ООО "Паруса"
к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене Постановления от 21.10.2015 г. N 05-15/2301-3,
при участии:
от заявителя: |
Фролова Ю.Ю. по дов. от 21.10.2015; |
от заинтересованного лица: |
Варнавин М.О. по дов. от 08.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Паруса" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу с требованием о признании незаконным и отмене Постановления от 21.10.2015 г. N 05-15/2301-3.
Дело рассмотрено в порядке ст. 228 АПК РФ, в упрощенном производстве, без вызова сторон.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2016 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу возражал по доводам жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене названного постановления управления, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, и правильно установлено судом первой инстанции, - Обществом допущено административное правонарушение, выразившееся в нарушении сроков и порядка, при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в декларации об объеме производства, оборота, и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2014 года, а именно несвоевременное представление декларации (по форме Приложений N 5, 6, 7 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 г. N 815) (далее - Правила).
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) декларации за квартал 2014 года представляются до 20.01.2015 года.
В силу п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общество указывает на произошедший технический сбой на стадии загрузки деклараций на портал Росалкогольрегулирования.
Довод Общества судом первой инстанции признан несостоятельным по следующим причинам.
Из протоколов обработки усматривается, что загрузка файлов прошла успешно, что свидетельствует, о том, что Технические сбои по линии Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка не происходили.
Так, согласно п. 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее ЭЦП), сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 04.06.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ). Согласно сведениям, сформированным в автоматизированной информационной системе "Электронный паспорт предприятия" Общество 16.01.2015, а также 20.01.2015 г. направило в адрес Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка декларации по формам приложений N N 5, 6, 7 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утв. Постановлением Правительства N 815 от 09.08.2012 (далее - Правила) за 4 квартал 2014 года, но данные декларации не были приняты ввиду следующих нарушений, допущенных Обществом при подаче декларации.
Во-первых, декларации не были подписаны Электронно-цифровой подписью, в связи с чем, декларации не прошли обработку.
Данная ошибка зафиксирована в протоколе обработке в момент загрузки Обществом декларации: "Ошибка при распаковке криптографического сообщения. Нарушено Постановление Правительства N 815. Подробнее об ошибке: Нарушена процедура криптографической подготовки декларации. Ознакомьтесь с инструкциями по работе с крипто-программами.
Вместе с тем, Обществом также не были соблюдены требования к версии формату сохранения документы в xml.
В графе "Модуль ФЛК" указана ошибка - "Нарушен формат представления декларации".
Что же касается, формирования файла xml, то данная обязанность лежит исключительно в сфере хозяйственной деятельности Общества, перед тем как направить созданную декларацию в адрес Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - ФС РАР), Общество обязано проверить данный файл версия формата должна быть - 4.30. XML (ExteN sible Markup LaN guage) - это производный язык разметки документов с простым формальным синтаксисом, удобный для создания и обработки документов программами и одновременно удобный для чтения и создания документов человеком, позволяющий структурировать информацию разного типа, используя для этого произвольный набор инструкций.
Для чтения и анализа данных в файлах XML необходимо лишь обладать навыками понимания синтаксиса данного языка.
Таким образом, все вышеперечисленные ошибки, допущенные Обществом повлекло нарушение порядка и срока представления деклараций по формам приложений N N 5, 6, 7 к Правилам при декларировании оборота алкогольной продукции за 4 квартал 2014 года (пункты 7, 8, 9 Правил).
Попытки загрузить декларации Обществом производились, 16.01.2015, 20.01.2015, а впоследствии - только 13.02.2015 - почти спустя месяц, при том что Общество не могло не знать о неблагоприятных последствиях, предусмотренных ст. 15.13 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, административным органом было выявлено нарушение сроков и порядка, при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в декларации об объеме производства, оборота, и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2014 года, таким образом, Общество несвоевременно представило декларации, что в свою очередь образует состав правонарушения предусмотренный ст. 15.13 КоАП РФ.
Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене названного постановления управления, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон о регулировании).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регулировании организации, осуществляющие производство, и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 4 той же статьи Закона о регулировании порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей и формы этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок заполнения деклараций). Формы деклараций по видам операций представлены в приложениях к Правилам представления деклараций (об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пункт 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02 июня 2004 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ NN 10 от 02.06.2004 г.) разъясняет, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Судом установлено, что заявитель имел возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, однако не принял необходимых мер.
Довод заявителя о том, что искажение данных, включенных в декларацию, произошло в связи с техническим сбоем внутренней программы общества, и соответственно не умышленном, обоснованно не принят судом первой инстанции.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Контроль за своевременностью подачи достоверной декларации законодательно закреплено исключительно за организациями, осуществляющими оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, общество как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственное за своевременное представление декларации с достоверной информацией в уполномоченный орган в утвержденном формате, при сбое того или иного программного обеспечения должно выяснить о достоверности переданных данных.
Контроль за достоверностью переданной информации находится исключительно в ведении хозяйственной деятельности общества, ввиду чего невозможность осуществления проверочных мероприятий в отношении поданной им декларации несет риск неблагоприятных последствий исключительно для самого общества.
В части 1 статьи 26 Закона о регулировании определено, что искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей запрещается.
В данном случае общество допустило административное правонарушение, выразившееся в нарушении сроков представления деклараций.
Событие вмененного обществу административного правонарушения подтверждается материалами дела. В действиях общества имеется и состав данного правонарушения.
Выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность проверить данные в декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, но не сделало этого.
Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления управления, отсутствуют.
Требования к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности, назначению административного наказания проверены апелляционным судом и признаны соблюденными. Обстоятельств, которые могли бы служить основаниями для снижения размера штрафа ниже нижнего предела санкции, не имеется.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.01.2016 по делу N А40-222477/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-222477/2015
Истец: ООО "Паруса"
Ответчик: Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ