г. Ессентуки |
|
22 марта 2016 г. |
Дело N А22-3369/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия
на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.12.2015 по делу N А22-3369/2015 (под председательством судьи Джамбиновой Л.Б.),
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нимеева Баты Николаевича (ИНН 081401584652, ОГРНИП 312081610700061)
к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225)
о взыскании субсидии в сумме 526 279,51 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 178 283,76 руб.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нимеева Баты Николаевича: Нимиев Б.Н. (лично),
от Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия: представитель Цохуров В.Н. по доверенности от 11.01.2016,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Нимеев Бата Николаевич (далее - предприниматель, Нимеев Б.Н.) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском о взыскании с Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство) субсидии в размере 526 279, 51 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 178 283, 76 руб.
Решением суда первой инстанции от 16.12.2015 с ответчика в пользу истца взыскано 526 279 руб.51 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 178 283 руб. 76 коп. Судебный акт мотивирован нарушением министерством условий (обязательств) по договору (Соглашению) о предоставлении субсидий на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 23.06.2015.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда от 16.12.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт указывает, что им были приняты все меры по предоставлению заявителю субсидий, между тем перечисление субсидий из средств федерального бюджета без согласования справки-расчета невозможно. Таким образом, ответчик не уклонялся от исполнения принятых на себя обязательств.
В отзыве министерство просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании 15.03.2016 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания вместе с соответствующим файлом размещена 15.03.2016 на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель министерства уточнил требования по апелляционной жалобе; просил отменить решение суда первой инстанции от 16.12.2015 в части процентов за пользование чужими денежными средствами; представил платежное поручение N 370329 от 15.01.2016, согласно которому ответчик в полном объеме исполнил обязательства по выплате субсидий предпринимателю
В отсутствие возражений лица, участвующего в деле, законность и обоснованность решения проверяется судом апелляционной инстанции только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей предпринимателя и министерства, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 17.09.2012 индивидуальный предприниматель подал в министерство заявку на участие в конкурсе по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
На основании экспертного заключения на представленные начинающими фермерами документы, подготовленного рабочей группой министерства, конкурсная комиссия министерства, на основании пункта 17 Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.06.2012 N 185 (далее - Порядок), приняла решение об отказе в участии в конкурсе предпринимателя.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.02.2013 по делу N А22-2516/2012, вступившим в законную силу, признан недействительным протокол N 2 заседания конкурсной комиссии от 19.10.2012 в части отказа в допущении предпринимателя к участию в конкурсе на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, министерство обязали допустить предпринимателя к участию в конкурсе по представлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Допустив предпринимателя к участию в конкурсе, конкурсная комиссия министерства своим решением, оформленным протоколом N 4 от 12.02.2013, отказала в предоставлении гранта с указанием, что при реализации бизнес-плана предприниматель не сможет достигнуть планируемых показателей.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.04.2013 по делу N А22-484/2013 признано незаконным решение конкурсной комиссии министерства, оформленное протоколом N 4 от 12.02.2013, в части отказа предпринимателю в предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, министерство обязали предоставить предпринимателю грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 200 000 руб.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по делу N А22-484/2013, вступившим в законную силу, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.04.2013 отменено в части обязания министерства предоставить предпринимателю грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 200 000 рублей. В части признания незаконным решение конкурсной комиссии министерства, оформленное протоколом N 4 от 12.02.2013, в отказе предпринимателю в предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.04.2013 оставлено без изменения. На министерство возложена обязанность провести в отношении заявки Нимеева Б.Н. публичные процедуры, установленные Порядком.
Решением конкурсной комиссии министерства, оформленным протоколом N 6 от 06.08.2013, один из критериев бизнес-плана Нимеева Б.Н. "Направление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, определенное бизнес-планом: мясное скотоводство" был оценен в 0 баллов, хотя в соответствии с Приложением N 4 "Балльная шкала оценок бизнес-планов" к Порядку данное направление оценивается в 100 баллов, отказано Нимееву Б.Н. в предоставлении средств государственной поддержки в виду того, что лимит бюджетных средств на 2012 год направлен победителям конкурсного отбора.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.10.2013 по делу N А22-1845/2013 признано незаконным решение конкурсной комиссии министерства, оформленное протоколом N 6 от 06.08.2013 в части оценки критерия бизнес-плана предпринимателя "Направление деятельности крестьянского фермерского хозяйства - мясное скотоводство", в части определения итогового балла оценки бизнес- плана и в части не предоставления средств государственной поддержки, обязал министерство оценить критерий "Направление деятельности крестьянского фермерского хозяйства - мясное скотоводство" бизнес-плана предпринимателя в 100 баллов, обязали министерство определить итоговый балл оценки бизнес-плана Нимеева Б.Н. с учетом 100 баллов критерия "Направление деятельности крестьянского фермерского хозяйства - мясное скотоводство", обязали Министерство определить размер гранта на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства и предоставить средства государственной поддержки Нимееву Б.Н.
Согласно платежным поручения N 17 от 14.11.2013 и N 89 от 20.11.2013 министерство перечислило предпринимателю 673 720 руб. 49 коп. (том N 1, л.д. 64-65).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014, оставленного без изменения постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.05.2014, вступившим в законную силу, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.10.2013 отменено в части обязания. В части признания незаконным решения конкурсной комиссии министерства, оформленное протоколом N 6 от 06.08.2013 в части оценки критерия бизнес-плана Нимеева Б.Н. "Направление деятельности крестьянского фермерского хозяйства - мясное скотоводство" в части определения итогового балла оценки бизнес-плана и в части не предоставления средств государственной поддержки, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.10.2013 было оставлено без изменения.
Конкурсная комиссия министерства, протоколом N 7 от 08.11.2013, критерий "Направление деятельности крестьянского фермерского хозяйства - мясное скотоводство" бизнес-плана Нимеева Б.Н. оценила в "0" баллов, определила итоговый балл оценки бизнес-плана в 110 баллов. Платежными поручениями N 17 от 14.11.2013 и N 89 от 20.11.2013 предпринимателю частично выплачен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 673 720 руб. 49 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.09.2014 по делу N А22-1787/2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014, вступившим в законную силу, признаны незаконными действия министерства по оценке критерия "Направление деятельности крестьянского фермерского хозяйства - мясное скотоводство" бизнес-плана предпринимателя в "0" баллов, обязали министерство провести в отношении заявки Нимеева Б.Н. публичные процедуры, установленные Порядком.
Конкурсная комиссия министерства, протоколом от 26.09.2014 отказала Нимееву Б.Н. в участии в конкурсе.
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.11.2014 по делу N А22-1787/2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.03.2015, вступившим в законную силу, на министерство наложен судебный штраф за неисполнение решения Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1787/2014 от 15.09.2014 в размере 10 000 руб.
Решением конкурсной комиссии министерства, оформленным протоколом от 20.02.2015, заявка предпринимателя допущена к участию в конкурсе, определен итоговый балл оценки бизнес-плана в 210 баллов, а так же размер гранта на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства в сумме 1 200 000 руб. Учитывая, что размер ранее предоставляемого гранта составил 673 720 руб. 49 коп., решением конкурсной комиссии министерства установлен грант на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства в размере 526 279 руб. 51 коп.
Как следует из материалов дела, 23.06.2015 между истцом и ответчиком заключен договор (Соглашение) о предоставлении субсидий на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - соглашение) (том N 1, л.д. 84-88).
Согласно условиям соглашения, ответчик обязался предоставить истцу субсидию в размере в размере 1 200 000 руб., а истец обязался использовать средства гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера строго на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на счет начинающего фермера и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства, в случае использования средств гранта не по целевому назначению, а также невыполнения условий, предусмотренных пунктом 2.2. соглашения, соответствующие средства подлежат возврату начинающим фермерам в добровольном или в судебном порядке.
Пункт 3.3 раздела 3 соглашения предусматривает взыскание субсидии в судебном порядке при отказе получателя субсидии от возврата субсидии в добровольном порядке.
Министерством в адрес предпринимателя направлено решение конкурсной комиссии от 20.05.2015 о допуске к участию в конкурсе и определен итоговый балл оценки бизнес-плана в 210 баллов, определен размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров в сумме 1 200 000 руб., установлен размер предоставленного гранта в размере 526 279, 51 руб, в связи с тем, что ранее частично был исполнен грант и перечислено (оплачено) индивидуальному предпринимателю (том N 1, л.д. 82-83).
По состоянию на 10.09.2015 ответчиком не исполнены обязательства по предоставлению субсидий в полном объеме.
Ненадлежащее исполнение министерством обязательств послужило основанием для обращения предпринимателя с иском в суд.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Следовательно, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждением), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Субсидия предоставляется субъектам малого предпринимательства на безвозмездной и безвозвратной основе в порядке очередности поступления заявок субъектов малого предпринимательства, отвечающих условиям, установленным статьями 4, 14 Закона N 209-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
В целях реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2008 N 463 утверждена Республиканская целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы".
В соответствии с утвержденной программой постановлением Правительства Республики Калмыкия от 12.09.2011 N 306 (в редакции от 27.08.2012) определен порядок предоставления грантов (субсидий) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Указанным постановлением - Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Калмыкия на предоставление грантов (субсидий) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по выплате субсидий в полном объеме подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В судебном заседании 15.03.2016 объявлялся перерыв; министерством представлено платежное поручение N 370329 от 15.01.2016, согласно которому ответчик в полном объеме исполнил обязательства по выплате субсидий предпринимателю.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств выплате субсидий, истцом заявлено требование о взыскании 178 283 руб. 76 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.11.2012 по 10.09.2015, начисленных по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Коллегия апелляционного суда не согласна с выводом суда первой инстанции о периоде начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Следовательно, для удовлетворения исковых требований предпринимателя в указанной части, суду необходимо установить момент когда у министерства возникла обязанность по перечислению предпринимателю субсидий.
Согласно решению Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.09.2014 по делу N А22-1787/2014 признаны незаконными действия министерства по оценке критерия "Направление деятельности крестьянского фермерского хозяйства - мясное скотоводство" бизнес-плана предпринимателя в "0" баллов, министерство обязали провести в отношении заявки Нимеева Б.Н. публичные процедуры, установленные Порядком.
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.09.2014 по делу N А22-1787/2014 вступило в законную силу немедленно, как следует из его резолютивной части.
Следовательно, обязанность министерства по выплате предпринимателю субсидий в размере 526 279, 51 руб. возникла не ранее, чем с 16.09.2014.
В соответствии с частью первой статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Истец неверно определил количество дней просрочки, что привело к неправильному расчету суммы процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судом апелляционной инстанции произведен расчет, согласно которому, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 42 815 руб. 03 коп. (526 279, 51 руб. (сумма задолженности) х 8,25 %/36000 х 355 (дни просрочки) = 42 815 руб. 03 коп.).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 178 283 руб. 76 коп. следует признать неверным, а решение суда подлежащим изменению.
В силу статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.12.2015 по делу N А22-3369/2015 в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изложить резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.12.2015 по делу N А22-3369/2015 в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в следующей редакции:
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нимеева Баты Николаевича 42 815 руб. 03 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.12.2015 по делу N А22-3369/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия в доход федерального бюджета 13 809 руб. 75 коп. государственной пошлины по иску.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нимеева Баты Николаевича в доход федерального бюджета 3 281 руб. 52 коп. государственной пошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-3369/2015
Истец: Нимеев Бата Николаевич
Ответчик: Министерство сельского хозяйства РК
Третье лицо: Цохуров Виталий Николаевич