г. Санкт-Петербург |
|
25 марта 2016 г. |
Дело N А56-73261/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Ахимбеков Б.Р. по доверенности от 30.10.2015
от ответчика (должника): Кривенкова А.Н. по доверенности от 24.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-965/2016) УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2015 по делу N А56-73261/2015 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению ООО "БЕТОНЕКС - Санкт-Петербург"
к УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "БЕТОНЕКС - Санкт-Петербург" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) от 24.09.2015 к протоколу АП-Юр N 2193 (далее - Постановление).
Указанным Постановлением Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Решением от 24.01.2016 Постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит вынесенное решение отменить, в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Обществу отказать.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 10.09.2015 по 17.09.2015 в результате проведенной на основании распоряжения от 17.08.2015 N 1417/99 плановой проверки с целью контроля за соблюдением Обществом требований миграционного законодательства РФ Управлением выявлено нарушение Федерального закона N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ) от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившееся в неуведомлении Обществом административного органа о расторжении трудового договора с гражданином Республики Азербайджан Исмаиловым Шихином Фархад оглы.
18.09.2015 Управлением в отношении Общества (надлежаще уведомлено) в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении АП-Юр N 2193 по части 4 статьи 18.15 КоАП. 23.09.2015 в присутствии представителя Общества составлен акт проверки, выявлено нарушение Обществом положений Закона N 115-ФЗ.
Постановлением от 24.09.2015 к протоколу АП-Юр N 2193 Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 КОАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с Постановлением, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд с соблюдением срока, установленного статьями 113, 114, 208 АПК РФ.
Из Протокола от 18.09.2015 и Постановления от 24.09.2015 следует, что датой совершения административного правонарушения является 03.06.2015, срок, до которого Общество в соответствии со статьей 13 Закона N 115-ФЗ должно было исполнить обязанность по предоставлению сведений о расторжении трудового договора с иностранным гражданином (3-х дневный срок с даты расторжения договора), однако обязанность к установленному сроку не исполнило.
При этом судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что неисполнение Обществом обязанности по уведомлению УФМС о расторжении трудового договора с гражданином Республики Азербайджан в установленный срок, в данном случае до 03.06.2015 длящимся правонарушением не является по смыслу статьи 4.5 КоАП РФ. Возложенная на Общество обязанность по предоставлению сведений о расторжении трудового договора с иностранным гражданином в соответствии с пунктом 8. ст. 13 Федерального закона от 25.02. 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" на 03.06.2015 не исполнена.
Вместе с тем, удовлетворяя требования Общества о признании незаконным и отмене Постановления от 24.09.2015, суд первой инстанции указал на истечение сроков привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции полагает ошибочным изложенный в решении вывод об истечении срока привлечения Общества к административной ответственности с учетом следующего.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ, свидетельствует о нарушении заявителем общественных правоотношений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ установлена ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Частью 3 статьи 18.15. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности.
Объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения образуют действия (бездействие) лица, в результате которых территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не уведомляется в установленный срок о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, либо уведомление осуществляется с нарушением установленного порядка и (или) формы уведомления.
За нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 статьи 18.15 Кодекса, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотрена ответственность по части 4 статьи 18.15 Кодекса.
В примечаниях к статье 18.15 КоАП РФ указано, что в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Пункт 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающий обязанность работодателя или заказчика работ (услуг), привлекающих и использующих для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора, был введен в действие Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В рассматриваемой ситуации допущенное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 18.15. КоАП РФ выразилось в неисполнении Обществом в установленный срок обязанности по уведомлению УФМС в установленный срок о прекращении трудового договора с гражданином Республики Азербайджан Исмаиловым Шихином Фархад оглы, что свидетельствует о нарушении заявителем порядка предоставления сведений при осуществлении миграционного учета.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция полагает Постановление о назначении административного наказания от 24.09.2015 законным и не подлежащим отмене, поскольку в данном случае, в связи с непредоставлением Обществом сведений в УФМС о расторжении трудового договора с гражданином республики Азербайджан Исмаиловым Шихином Фархад оглы, подлежит применению предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об истечении срока привлечения к административной ответственности является ошибочным, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2015 по делу N А56-73261/2015 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "БЕТОНЕКС - Санкт-Петербург" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73261/2015
Истец: ООО "БЕТОНЕКС - Санкт-Петербург"
Ответчик: Отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. в Колпинском районе Санкт-Петербурга, Отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области