Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июля 2016 г. N Ф04-2478/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным договора энергоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
25 марта 2016 г. |
Дело N А46-11202/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-52/2016) муниципального унитарного предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость" на решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2015 по делу N А46-11202/2015 (судья Беседина Т.А.) по иску муниципального унитарного предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость" (ОГРН 1075506002549, ИНН 5506018629) к акционерному обществу "Омскэлектро" (ОГРН 1135543015145, ИНН 5506225921), закрытому акционерному обществу "Сибирская энергетическая сервисная компания" (ОГРН 1125543048047, ИНН 5503237380) о признании недействительным соглашения от 27.12.2012 N 201-222/12,
установил:
муниципальное предприятие города Омска "Муниципальная недвижимость" (далее - МП г. Омска "Муниципальная недвижимость", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к акционерному обществу "Омскэлектро" (далее - АО "Омскэлектро"), закрытому акционерному обществу "Сибирская энергетическая сервисная компания" (далее - ЗАО "Сибэнегосервис") о признании недействительным соглашения от 27.12.2012 N 201-222/12 о передаче на аутсорсинг процессов по организации реализации услуги по передаче электрической энергии.
До разрешения спора по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил признать пункты 1.2, 1.3, подпункты 2-4, 6, 10 пункта 1.3.1, пункты 1.5, 1.5.1, 1.5.2 и 2.2.8 соглашения от 27.12.2012 N 201-222/12 недействительными и не подлежащими применению к отношениям между МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" и АО "Омскэлектро", вытекающим из договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.02.2013 N 2-6078.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.12.2015 по делу N А46-11202/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судебного акта, МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что судом первой инстанции проигнорированы доводы истца относительно специфики правового регулирования в области электроэнергетики, в связи с чем имеющие значения для дела обстоятельства того, создает ли соглашение об аутсорсинге права и обязанности сторон в сфере электроэнергетики, вправе ли по закону стороны сделки участвовать в отношениях в сфере электроэнергетики, не были установлены. Не соответствует закону вывод суда о правомерности проведения проверки прибора учёта не АО "Омскэлектро" (сетевой организацией), а ЗАО "Сибэнергосервис", сделанный на том основании, что нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики не содержат прямого запрета на привлечение территориальной сетевой организацией третьих лиц к проведению проверок расчетных приборов учета. Вопреки тому, что истец в обоснование своих требований ссылается на приобретение по соглашению об аутсорсинге ЗАО "Сибэнергосервис" прав и обязанностей сетевой организации, которые установлены правовыми нормами, суд делает вывод о том, что АО "Омскэлектро" не передавало своих функций сетевой организации, основываясь на определении сетевой организации, изложенном в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Вывод суда о том, что соглашение об аутсорсинге никак не нарушает права и законные интересы истца, поскольку именно АО "Омскэлектро" исполняет возложенные на него действующим законодательством обязанности по договору возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.02.2013 N 2-6078, заключенному с истцом, не обоснован. Судом не мотивировано отклонение всех доводов истца.
Ответчики представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых выразили несогласие с ней.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители ответчиков высказались согласно отзывам на жалобу.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 27.12.2012 между муниципальным производственно-эксплуатационным предприятием города Омска "Омскэлектро" (заказчик, правопредшественник АО "Омскэлектро") и ЗАО "Сибирская энергетическая сервисная компания" (исполнитель) заключено соглашение N 201-222/12 о передаче на аутсорсинг процессов по организации реализации услуги по передаче электрической энергии, по условиям которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услугу по периодической фиксации и документальному оформлению объемов переданной электрической энергии (оказанной услуги по передаче электрической энергии) в соответствии с требованиями и условиями, установленными действующими нормативными актами и заключенными с непосредственными потребителями услуг по передаче электрической энергии либо с действующими в интересах таких потребителей энергосбытовыми организациями, гарантирующим поставщиком, а заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанную услугу (пункт 1.2 соглашения).
Как указывает истец, в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), включен раздел X - "Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках".
Пункт 1 Основных положений содержит указание, что настоящий документ устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, следовательно, организация учета электрической энергии является частью (элементом) функционирования розничных рынков электрической энергии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.
Таким образом, обязательным признаком договорных отношений на розничном рынке в соответствии с данным определением является обязательное участие в них потребителей. Под потребителями электрической энергии, согласно той же статье закона, понимаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Соглашение об аутсорсинге от 27.12.2012 N 201-222/12 имеет своим предметом, по существу, организацию учета электрической энергии и, следовательно, регулирует отношения между его участниками в сфере функционирования розничных рынков электрической энергии.
Однако ни одна из сторон данного соглашения не является потребителем электрической энергии. Одна сторона договора, АО "Омскэлектро", является сетевой организацией, оказывающей потребителям услуги по передаче электрической энергии; вторая сторона, ЗАО "Сибэнергосервис" - выступает в договоре не в качестве потребителя - лица, приобретающего электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, а в качестве исполнителя услуг по периодической фиксации и документальному оформлению объемов переданной электрической энергии (по сути - по учету электроэнергии).
Поскольку стороной соглашения об аутсорсинге не выступает потребитель, постольку данное соглашение не может регулировать общественные отношения в сфере функционирования розничных рынков, и в частности - отношения по организации учета электрической энергии.
Таким образом, соглашение об аутсорсинге не соответствует Закону об электроэнергетике, Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, и потому является ничтожной сделкой в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения).
По мнению истца, заключение соглашения об аутсорсинге, регулирующего деятельность по реализации услуги по передаче электрической энергии, нарушает:
- абзац 4 статьи 3 Закона об электроэнергетике, согласно которой деятельность в сфере электроэнергетики осуществляют субъекты электроэнергетики;
- часть 1 статьи 37 Закона об электроэнергетике, устанавливающую исчерпывающий перечень субъектов розничных рынков;
- абзац 9 статьи 3 Закона об электроэнергетике, устанавливающий, что обязательным участником отношений на розничных рынках является потребитель.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.3.1, 1.5, 1.5.1, 1.5.2 соглашения об аутсорсинге ЗАО "Сибэнергосервис" принимает на себя такие права и обязанности по совершению действий в сфере электроэнергетики, которые законом и подзаконными актами возложены на сетевую организацию и могут исполняться только последней, за исключением случаев, предусмотренных законом (например, абзац 3 пункта 169 Основных положений).
Таким образом, нарушающими законодательство Российской Федерации в сфере электроэнергетики являются следующие положения соглашения об аутсорсинге: - подпункт 2 пункта 1.3.1, пункт 1.5.1 - нарушают абзац 7 пункта 181 Основных положений, подпункт л) пункт 3 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 15.04.2014 N 186 (обязанность сетевой организации рассчитывать объем потребления электроэнергии в отсутствие прибора учета);
- подпункт 3 пункта 1.3.1, пункт 1.5.1 - нарушают пункт 185 Основных положений (обязанность сетевой организации определять объем электроэнергии, полученной и отпущенной по сети);
- подпункт 4 пункта 1.3.1, пункт 1.5.1 - нарушают пункт 192 Основных положений, подпункт "р") пункта 3 Единых стандартов (обязанность сетевой организации составлять акты по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления), пункт 194 Основных положений (обязанность сетевой организации производить расчет объема безучетного или бездоговорного потребления);
- подпункт 6 пункта 1.3.1, пункт 1.5.1 - нарушают пункт а) части 3 Единых стандартов (обязанность сетевой организации заключать договор оказания услуг по передаче электроэнергии);
- подпункт 10 пункта 1.3.1, пункт 1.5.1 - нарушают пункт 172 Основных положений, подпункт к) пункта 3 Единых стандартов (обязанность сетевой организации производить проверки расчетных приборов учета), абзац 3 пункта 154 Основных положений (обязанность сетевой организации устанавливать контрольные пломбы и знаки визуального контроля), пункт 153 Основных положений, подпункт ж) пункта 3 Единых стандартов (обязанность сетевой организации осуществлять допуск в эксплуатацию приборов учета).
По утверждению истца, незаконным является применение института аутсорсинга в конкретной регулируемой государством сфере - в сфере электроэнергетики, в которой осуществляют деятельность специализированные организации (субъекты электроэнергетики), и лишь в той части, в которой права и обязанности специализированной организации (в настоящем случае - сетевой) принимает на себя организация таковой не являющаяся. В данном случае передача функций сетевой организации на аутсорсинг неспециализированной организации нарушает общие принципы организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, поскольку представляет угрозу надежности и безопасности данной отрасли (статья 6 Закона об электроэнергетике).
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Составной и неотъемлемой частью технологического процесса по передаче электроэнергии является учет электроэнергии, включающий, помимо проверки расчетных приборов учета, их установку и демонтаж, опломбировку, допуск в эксплуатацию, снятие контрольных показаний, расчет объема переданной электроэнергии, составление актов проверки и безучетного потребления, и другие действия, обязанность совершения которых возложена на субъектов розничных рынков, и, в частности, на сетевые организации, в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.
Согласно пункту 13 Правил 861 в перечень существенных условий договора по передаче электрической энергии входят положения, регулирующие порядок учета электроэнергии и расчета ее стоимости, в частности:
- порядок определения размера обязательств потребителя услуг по оплате услуг по передаче электрической энергии;
- сведения об объеме электрической энергии (мощности), используемом для определения размера обязательств, или порядок определения такого объема;
- порядок расчета стоимости услуг сетевой организации по передаче электрической энергии;
- ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства;
- сведения о приборах учета электрической энергии (мощности), установленных на дату заключения договора в отношении энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики и используемых для расчетов по договору, с указанием мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной поверки, межповерочного интервала;
- обязанность потребителя услуг по обеспечению установки и допуску в эксплуатацию приборов учета, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Изложенное свидетельствует о том, что действия по учету электрической энергии являются составной частью единого технологического процесса по передаче электроэнергии.
Кроме того, деятельность по учету электрической энергии является элементом функционирования розничных рынков электрической энергии, участниками которых вправе выступать исключительно субъекты розничных рынков, к которым ЗАО "Сибэнергосервис" не принадлежит.
Пункт 172 Основных положений содержит:
1) общую норму, согласно которой проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (абзац 1);
2) специальные нормы, согласно которым на основе договоров, заключенных с сетевой организацией, проверку вправе проводить:
а) другая сетевая организация;
б) гарантирующий поставщик;
в) энергосбытовая организация;
г) энергоснабжающая организация.
ЗАО "Сибэнергосервис" не является ни одним из поименованных субъектов и, следовательно, не вправе осуществлять проверки расчетных приборов учета.
Истец считает, что, не обладая признаками сетевой организации, определенными в пункте 2 Правил N 861, то есть, не являясь сетевой организацией, ЗАО "Сибэнергосервис" по соглашению об аутсорсинге N 201-222/12 принимает на себя ряд прав и обязанностей сетевой организации, которыми оно, как не специализированная организация, не может быть наделено в силу отсутствия специальной правоспособности.
По соглашению об аутсорсинге АО "Омскэлектро" передает ЗАО "Сибэнергосервис" целый ряд принятых на себя прав и обязанностей по договору возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.02.2013 N 2-6078, заключенному с МП г. Омска "Муниципальная недвижимость", в частности: определять объем оказанной услуги на основании показаний контрольных приборов учета (пункт 3.2.3 договора от 01.02.2013 N 2-6078), осуществлять плановые и внеплановые проверки приборов учета (пункт 3.2.4), производить опломбирование приборов учета (пункт 3.2.5), осуществлять допуск в эксплуатацию приборов учета (пункт 4.2.2).
Все перечисленные полномочия соответствуют правам и обязанностям, передаваемым ЗАО "Сибэнергосервис" на основе пунктов 1.3.1, 1.5.1 соглашения об аутсорсинге.
Таким образом, потребитель (МП г. Омска "Муниципальная недвижимость") лишается государственных гарантий, установленных в сфере электроэнергетике, в том числе посредством регулирования субъектного состава участников отношений в сфере функционирования розничных рынков электроэнергии.
Пункты 153, 154, 172 Основных положений устанавливают обязанность сетевой организации осуществлять допуск в эксплуатацию приборов учета электроэнергии, устанавливать контрольные пломбы и знаки визуального контроля, осуществлять проверки расчетных приборов учета.
Данные правовые нормы нарушаются пунктом 2.2.8 соглашения об аутсорсинге, согласно которому заказчик (сетевая организация АО "Омскэлектро") обязуется не осуществлять без участия уполномоченного представителя исполнителя (ЗАО "Сибэнергосервис") плановые и внеплановые проверки состояния средств учета, ввод в эксплуатацию и опломбировку приборов учета электрической энергии, оборудования, входящего в состав учетного комплекса, элементов электрической сети до учета.
Указанное условие соглашения об аутсорсинге ограничивает специальную правоспособность сетевой организации, установленную законодательством в сфере электроэнергетики, и создает необоснованные препятствия для надлежащего исполнения сетевой организацией своих обязанностей по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным с потребителями электроэнергии.
В частности, в соответствии с пунктами 3.2.4, 3.2.5, 4.2.2 договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.02.2013 N 2-6078, заключенного с МП г. Омска "Муниципальная недвижимость", сетевая организация (АО "Омскэлектро") принимает на себя право/обязанность осуществлять плановые и внеплановые проверки приборов учета, производить их опломбирование, а также допуск в эксплуатацию.
Пункт 2.2.8 соглашения об аутсорсинге ставит исполнение сетевой организацией перечисленных обязанностей в зависимость от присутствия в проводимых мероприятиях представителя третьего лица - ЗАО "Сибэнергосервис", что создает для потребителя (МП г. Омска "Муниципальная недвижимость") угрозу неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств сетевой организацией, что может нарушить нормальную хозяйственную деятельность предприятия и повлечь для него неблагоприятные экономические последствия.
Таким образом, считает истец, пункт 2.2.8 соглашения об аутсорсинге противоречит принципу обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики (пункт 3 части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике), нарушает пункты 153, 154, 172 Основных положений, и потому в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является ничтожным.
Отказ в удовлетворении требований МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" послужил поводом подачи им апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.
Соглашение об аутсорсинге N 201-222/12 заключено ответчиками 27.12.2012, в связи с чем при разрешении настоящего спора подлежит применению законодательство в редакции от 03.12.2012, действующей на эту дату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 ГК РФ определено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Как усматривается из материалов дела, по итогам проведенной предусмотренной законом процедуры, по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок между сетевой организацией - МПЭП г. Омска "Омскэлектро", правопреемником которого является АО "Омскэлектро", и ЗАО "Сибэнергосервис" 27.12.2012 заключено соглашение о передаче на аутсорсинг процессов по организации реализации услуги по передаче электрической энергии N 201-222/12.
Аутсорсинг представляет собой способ оптимизации деятельности организации за счет концентрации усилий на осуществлении основной деятельности и передачи на длительной основе определенных производственных функций организации третьему лицу, специализирующемуся в этой области.
Предметом договора аутсорсинга является предоставление персонала исполнителя заказчику. Работники, передаваемые по договору аутсорсинга, числятся в штате предоставляющей организации. С этой организацией работники состоят в трудовых отношениях. При этом организация, в которую работники привлекаются по договору аутсорсинга, не оформляет с ними никаких юридических (в том числе и трудовых) отношений. Договор аутсорсинга может быть заключен в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 421 ГК РФ. Законодательное регулирование аутсорсинга отсутствует, однако данные отношения признаются законодательством Российской Федерации, в том числе Налоговым кодексом, правомерными (статьей 148 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как верно отметил суд первой инстанции, в гражданском законодательстве РФ отсутствует понятие "аутсорсинг", однако Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность несения организациями затрат на оплату предоставления персонала сторонними организациями для участия в производственном процессе, управления производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией. Как указывает АО "Омскэлектро", деятельность АО "Омскэлектро" является регулируемой. Тариф на услугу по передаче электрической энергии для АО "Омскэлектро" на очередные регулируемые периоды устанавливается в соответствии с принятыми затратами РЭК Омской области, в которые включены затраты на аутсорсинг. При этом в 2014 году аутсорсинг включен в статью прочие неподконтрольные расходы, а в 2015 году выделен отдельной статьей расходов. Понятие сетевой организации закреплено в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Так, сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Таким образом, юридическое лицо можно отнести к сетевой организации в случае осуществления им следующих видов деятельности с обязательным использованием объектов электросетевого хозяйства: - оказание услуг по передаче электрической энергии; - осуществление в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц.
В данном случае ни одна из обозначенных функций, свойственных АО "Омскэлектро" как сетевой организации, не передана ЗАО "Сибэнергосервис" по соглашению о передаче на аутсорсинг процессов по организации реализации услуги по передаче электрической энергии N 201-222/12. Пунктом 172 Основных положений установлено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией. Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки.
Таким образом, пункт 172 Основных положений, а также иные пункты Основных положений и другие нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, не содержат прямого запрета на привлечение территориальной сетевой организацией третьих лиц, обладающих квалифицированным персоналом, к проведению проверок расчетных приборов учета, поэтому проведение проверки прибора учета не АО "Омскэлектро", а ЗАО "Сибэнергосервис" на основании заключенного между ними соглашения об аутсорсинге правомерно.
В связи с чем оспариваемые истцом пункты соглашения от 27.12.2012 N 201-222/12 не противоречат требованиям законодательства в сфере электроэнергетики. АО "Омскэлектро" самостоятельно осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, сети АО "Омскэлектро" не переданы третьим лицам, заключение и исполнение договоров о технологическом присоединении также осуществляется силами названного ответчика.
Поскольку полномочиями сетевой организации ЗАО "Сибэнергосервис" не наделено, то при подписании соглашения об аутсорсинге его сторонами принцип бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики, а также право участвовать в отношениях в сфере электроэнергетики исключительно субъектов, исчерпывающий перечень которых определен в законе, не нарушены.
Вопреки доводу истца, соглашение об аутсорсинге не регулирует отношения в сфере функционирования розничных рынков.
Это обстоятельство подтверждается и фактом оплаты услуг по передаче электрической энергии истцом в адрес АО "Омскэлектро" по договору возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.02.2013 N 2-6078. По обязательствам и действиям, совершенным перед третьими лицами, в том числе перед истцом, приобретает права и становится обязанным АО "Омскэлектро", хотя лица, привлекаемые к проверкам, возможно были названы или вступили с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению проверок. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки расчетного прибора учета от 14.01.2015 N 9543, а также актом о неучтенном потреблении электрической энергии от 14.01.2015 N 631, из которых видно, что оба акта составлены непосредственно АО "Омскэлектро" как сетевой организацией. Таким образом, АО "Омскэлектро" самостоятельно осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии по договору возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.02.2013 N 2-6078, заключенному с истцом.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ, статей 11, 12 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Составление акта проверки расчетного прибора учета от 14.01.2015 N 9543 и акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 14.01.2015 N 631 представителями АО "Омскэлектро", подтверждает, что именно оно исполняет возложенные на него действующим законодательством обязанности по договору возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенному с истцом. Возражениям МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" относительно существа акта о неучтенного потреблении электрической энергии от 14.01.2014 N 631 дана оценка при рассмотрении арбитражного дела N А46-4715/2015. Доказательств того, что если бы в составлении акта не участвовало ЗАО "Сибэнергосервис", то индикатор антимагнитной пломбы N F001164 под действием магнитного поля не сработал, то есть АО "Омскэлектро" ненадлежащим образом организовало проведение внеплановой проверки приборов учета МП г. Омска "Муниципальная недвижимость", истцом не представлено. Наоборот, проведение проверки профессиональным персоналом гарантирует соблюдение порядка, предусмотренного Основными положениями.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что соглашение от 27.12.2012 N 201-222/12 не нарушает права и законные интересы истца.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2015 по делу N А46-11202/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11202/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июля 2016 г. N Ф04-2478/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА ОМСКА "МУНИЦИПАЛЬНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ", МУП города Омска "Муниципальная недвижимость"
Ответчик: АО "Омскэлектро", ЗАО "Сибирская энергетическая сервисная компания"