Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2016 г. N Ф06-10260/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
28 марта 2016 г. |
Дело N А55-16678/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Корнилов А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Аква Хаус" - до и после перерыва Малейкин М.А., доверенность от 20.10.2015, N 03,
от Правительства Самарской области- до и после перерыва Филиппова Е.С., доверенность от 28.12.15, N 1-49/718,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - до и после перерыва Филиппова Е.С., доверенность от 29.12.2015, N 310,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - до перерыва Крапчетова Г.А., доверенность от 11.01.2016, N Д05-01/7, после перерыва Агапова О.С. доверенность от 11.01.2016 N Д05-01/8,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14-21 марта 2016 года в зале N 6 апелляционные жалобы Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2015 года по делу N А55-16678/2015 (судья Лихачев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аква Хаус" (ОГРН 1056317028558, ИНН 6317059244), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Правительству Самарской области, г. Самара,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аква Хаус" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области, Правительству Самарской области о признании незаконным решения Правительства Самарской области об отказе в предоставлении в собственность ООО "Аква Хаус" за плату земельного участка площадью 2 889 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием: под установку временного павильона для хранения плавательных средств, выраженного в письме от 17.06.2015 N 6-21/564, и обязании Министерства имущественных отношений по вступлению решения в законную силу в недельный срок обеспечить опубликование в газете "Волжская коммуна" и размещение на официальном сайте Правительства Самарской области информации о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2889 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием: под установку временного павильона для хранения плавательных средств, а также сбор и регистрацию в течение двух недель со дня публикации указанной информации заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении в собственность данного земельного участка, а также обязании Министерства имущественных отношений Самарской области и Правительства Самарской области по истечению двух недель со дня публикации информации о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2889 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенного по адресу: Самарская область. г. Самара. Кировский район, с разрешенным использованием: под установку временного павильона для хранения плавательных средств, в зависимости от наличия или отсутствия заявлений граждан или иных юридических лиц о его предоставлении, предпринять действия, прописанные пунктами 2.7-2.12, 2.14 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 г. N 280, в порядке и сроки установленные данными пунктами.
Решением суда 1 инстанции от 27.11.2015 г. заявление удовлетворено, оспариваемое решение Правительства Самарской области от 17.06.2015 г. N 6-21/564 признано незаконным.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению решения в законную силу в недельный срок обеспечить опубликование в газете "Волжская коммуна" и размещение на официальном сайте Правительства Самарской области информации о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2889 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием: под установку временного павильона для хранения плавательных средств, а также сбор и регистрацию в течение двух недель со дня публикации указанной информации заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении в собственность данного земельного участка.
Кроме того, суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области и Правительство Самарской области по истечению двух недель со дня публикации информации о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2889 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенного по адресу: Самарская область. г. Самара. Кировский район, с разрешенным использованием: под установку временного павильона для хранения плавательных средств, в зависимости от наличия или отсутствия заявлений граждан или иных юридических лиц о его предоставлении, предпринять действия, прописанные пунктами 2.7-2.12, 2.14 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 г. N 280, в порядке и сроки установленные данными пунктами.
С Министерства в пользу ООО "Аква Хаус" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В апелляционных жалобах Министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара просят решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении заявления ООО "Аква Хаус" отказать.
При этом Министерство имущественных отношений Самарской области и Правительство Самарской области в апелляционных жалобах указывают, что согласно письму Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 20.02.2015 N САМВ -184279 испрашиваемый земельный участок отнесен к землям общего пользования, ограниченным красными линиями, в связи с чем передача его в собственность заявителя исключена нормами п. 12 ст.85 ЗК РФ. Кроме того, часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), другая часть земельного участка расположена в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц- 2). Так как заявителем земельный участок испрашивается под установку временного павильона для хранения плавательных средств, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков ни в одной из зон, в которых расположен земельный участок. Судом 1 инстанции необоснованно не учтено то, что не могут быть предоставлены земельные участки, испрашиваемая цель использования которых не входит в перечень видов разрешенного использования, определенных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в апелляционной жалобе указывает на то, что на основании действующего Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 часть спорного земельного участка принадлежит к территории общего пользования, предназначенной для размещения автомобильной дороги по ул. Демократической в г. Самаре. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка установлены действующим Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.08 N 539. При разработке проектного решения использовались проектные материалы: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по генеральному плану г. Куйбышева 1986 года и "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года. Таким образом, границы территории общего пользования, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, предусмотрены как действующим Генеральным планом городского округа Самара, так и ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
ООО "Аква Хаус" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2016 года по настоящему делу в связи с нахождением судьи Кувшинова В.Е. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 14 марта 2016 года, произведена замена судьи Кувшинова В.Е. на судью Рогалеву Е.М.
В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании 14 марта 2016 года был объявлен перерыв до 21 марта 2016 года до 11 ч. 30 м.
Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www. 11aas.arbitr.ru и на электронном табло в здании суда.
В судебном заседании представители ответчиков, заявителя и третьего лица, поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве соответственно.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 24.10.2008 г. между Министерством имущественных отношений Самарской области и ООО "Аква Хаус" был заключен договор аренды N 1с/а земельного участка, находящегося в собственности Самарской области, для целей не связанных со строительством, общей площадью 2 889,00 кв.м., отнесенный к категории земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:01:0210002:0074, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, для использования под установку временного павильона для хранения плавательных средств в границах, указанных в кадастровом паспорте участка на срок с 16.09.2008 по 15.08.2012 (л.д. 29-34 т.1).
30.01.2012 ООО "Аква Хаус" обратилось в Правительство Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2 889 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием: под установку временного павильона для хранения плавательных средств (л.д.127 т.1)
Решением от 20.03.2012 N 12/4972 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении в собственность ООО "Аква Хаус" указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2014 г. по делу А55-12820/2014 заявление общества удовлетворено частично, решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 20.03.2012 N 12/4972 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 2 889 кв.м., кадастровый номер 63:01:0210002:74 по адресу: г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием под установку временного павильона для хранения плавательных средств в собственность ООО "Аква Хаус" за плату признано незаконным.
Суд обязал Министерство рассмотреть заявление ООО "Аква Хаус" в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 г. N 280 (л.д. 72-83 т.1).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 г. решение суда 1 инстанции от 07.10.2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения (л.д. 84-90 т.1).
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2015 г. указанные решение суда 1 инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
22.01.2015 г. общество со ссылкой на положения ст.ст.34,36 Земельного кодекса РФ повторно обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность (за выкуп) вышеуказанного земельного участка под установку временного павильона для хранения плавательных средств (л.д. 18-19 т.1).
17.06.2015 г. по результатам повторного рассмотрения заявления Общества Правительство Самарской области письмом N 6-21/564 отказало ООО "Аква Хаус" в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 16-17 т.1).
В письме отражено, что согласно ст.39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Документы, свидетельствующие о наличии в границах испрашиваемого земельного участка объектов, принадлежащих заявителю на праве собственности, в составе поступившего пакета документов не представлены. В результате осмотра на местности указанного земельного участка, произведенного ГБУ СО "Региональный центр недвижимости, установлено, что данный участок свободен от каких-либо строений и сооружений. Следовательно, исключительное право на приобретение земельного участка в собственность у ООО "Аква Хаус" отсутствует. Кроме того, в соответствии с информацией департамента строительства и архитектуры г.о. Самара САМВ-184279 от 20.02.2015 часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), часть земельного участка расположена в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2), часть объекта принадлежит территории общего пользования, в связи с чем земельный участок в силу п. 12 ст.85 ЗК РФ приватизации не подлежит.
Не согласившись с принятым Правительством Самарской области решением, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Удовлетворяя требования общества и признавая оспариваемое решение Правительства Самарской области от 17.06.2015 N 6-21/564 незаконным, суд 1 инстанции исходил из того, что в соответствии с п.2 ст.16 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Расположение земельного участка относительно красных линий определяется проектами планировки территории, в связи с чем информация Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о расположении части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, основанная на сведениях из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, не может рассматриваться в данном случае в качестве допустимого доказательства, подтверждающего расположение испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования. По мнению суда, иных доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования не представлено.
Между тем данные выводы суда 1 инстанции являются ошибочными, как основанные на неправильном применении норм материального права.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2014 г. по делу А55-12820/2014 Министерство было обязано рассмотреть заявление ООО "Аква Хаус" о предоставлении земельного участка площадью 2889 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 г. N 280.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 10.04.2007 спорный земельный участок находится в собственности Самарской области (л.д.71, 91 т.1).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79 "Об утверждении Положения о министерстве имущественных отношений Самарской области" (ред. от 20.01.2016) вопросы обеспечения предоставления в установленном порядке земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, находятся в ведении министерства.
Постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 г. N 280 был утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством (в редакции постановления от 14.03.2012).
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в двухнедельный срок с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение государственного водного и государственного лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, документов, необходимых для его предоставления, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Самарской области министерство подготавливает в месячный срок письмо заявителю с указанием причин отказа и направляет его на рассмотрение Губернатора - председателя Правительства Самарской области.
В ответе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 20.02.2015 г. САМВ-184279, подготовленном по запросу Министерства, сообщалось, что часть испрашиваемого земельного участка принадлежит к территории общего пользования, а также часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), часть земельного участка расположена в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2).
В пункте 9 названного письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара указано на наличие ограничений, предусмотренных п.п.4,12 ст.85 Земельного кодекса РФ, вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанных зонах, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации, со ссылкой на п.п.1,2 ст.1, п.4 ст.30, пп.2 п.4 ст.36 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.) местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Таким образом, из вышеуказанных норм права и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует также, что наличие, в том числе, и в генеральном плане населенного пункта сведений о запланированном на испрашиваемом заинтересованным лицом земельном участке строительстве, в том числе путем расширения (реконструкции) автомобильной дороги как территории общего пользования, и разграничение данной территории от других участков красными линиями, может служить самостоятельным основанием для отказа в выкупе земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статья 200 АПК РФ).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В подтверждение расположения испрашиваемого земельного участка в зоне границ территории общего пользования Департаментом строительства и архитектуры г. Самары в материалы дела представлена выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 23.10.2015 N Д 05-01-01/182279, согласно которой часть спорного земельного участка площадью 2889 кв.м. под временный павильон для хранения плавательных средств располагается в границах красных линий территории общего пользования: автомобильной дороги - ул. Демократическая г. Самары (л.д.159 т.1).
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).
Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с этим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (части 1 и 2 статьи 57).
Часть 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что информационная система включает в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образований, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории (пункт 1); дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2); иные документы и материалы (пункт 3).
Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06. N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" распоряжением Департамента строительства и архитектуры г. Самары от 11.11.2011 N Д05-01-06/93 утверждено положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности г. Самары.
По смыслу и содержанию указанных правовых норм информационная система обеспечения градостроительной деятельности является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
При таких данных следует, что информация о расположении испрашиваемого земельного участка содержится в информационной системе в соответствии с Картой правового зонирования правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 и Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
Также, согласно пункту 4.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий.
С учетом этого судом 1 инстанции необоснованно не принята в качестве доказательства наличия красных линий выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 23.10.2015 N Д 05-01-01/182279.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2015 г. N 306-КГ15-6368.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителями Министерства имущественных отношений Самарской области и третьего лица были дополнительно представлены следующие документы: распоряжение Правительства Самарской области от 08.08.2014 N 599-р, каталог координат поворотных точек в составе утвержденной документации по планировке территории в целях размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области ул. Демократическая, выкопировка из ИСОГД, выкопировка из ИСОГД (схема N 5), выкопировка из ИСОГД в соответствии с Генеральным планом г. о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа от 20.03.2008 N 539, проект планировки территории в Кировском районе городского округа Самара, ограниченной дачным массивом "Сорокины хутора", ул. Демократической и территорией бывшего радиоцентра N3, в целях создания Технополиса, фрагмент чертежа планировки территории (л.д.2-8 т.3).
Представленные документы достоверно свидетельствуют о расположении части спорного земельного участка с учетом координат поворотных точек в составе утвержденной документации по планировке территории N 99,100,101 (л.д.3,4 т.3) за пределами указанной на выкопировках из ИСОГД г. Самары (л.д.4,5,6 т.3) красной линии территории общего пользования - автомобильная дорога ул. Демократическая г. Самары.
В обоснование возражений относительно апелляционных жалоб Обществом в заседании суда апелляционной инстанции также были дополнительно представлены следующие документы: выписка из ЕГРП от 17.03.2016 N 63/116/700/2016-6472; Приказ Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области N 13 от 27.01.2015 с приложениями; Распоряжение Правительства Самарской области от 30.12.2015 N 1077-р; схема развития территории; чертеж планировки территории; документация по внесению изменений в проект планировки территории; схема резервируемых земель (л.д.18-60 т.3).
Между тем данные документы вышеуказанных доводов Министерства и Департамента о наличии предусмотренных п.12 ст.85 ЗК РФ ограничений в отношении спорного земельного участка не опровергают, поскольку к предмету спора не относятся, т.к. касаются планировки территории планируемого размещения объектов, предусмотренных Программами подготовки к проведению в 2018 г. в РФ чемпионата мира по футболу, документации по внесению изменений в проект планировки территории в районе Радиоцентра N 3 в границах Кировского и Красноглинского районов городского округа Самара, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 N 1168-р, и проекта межевания территории, утвержденного распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 N 935-р, в части, касающейся размещения объектов инфраструктуры, тогда как спорный земельный участок относится к планировке территории в целях размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области ул. Демократическая (от Волжского шоссе до ул. Ново-Садовой) в городском округе Самара (утв. Распоряжением Правительства Самарской области от 08.08.2014 N 599-р.
Таким образом, доводы общества и суда 1 инстанции о том, что спорный земельный участок не является участком земель общего пользования и в силу этого приватизации подлежит установленным по делу фактическим обстоятельствам не соответствуют.
Кроме того, из материалов дела видно, что на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо принадлежащие Обществу здания, строения, сооружения применительно к положениям ст.36 ЗК РФ, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 12.03.2015 N 682 (л.д.61-63 т.1).
В связи с этим Общество неправомерно в указанном заявлении о выкупе спорного земельного участка (л.д.18 т.1) ссылалось на положения ст.36 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 г. по делу N А55-2643/2015, принятым по иску Министерства имущественных отношений Самарской области к ООО "Аква Хаус" о взыскании задолженности по арендной плате по указанному выше договору аренды земельного участка и обязании возвратить спорный земельный участок, с Общества в пользу Министерства взыскана задолженность по арендной плате за пользование спорным земельным участком в общей сумме 1 175 747 руб., Общество обязано передать Министерству земельный участок площадью 2889 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для его дальнейшего использования в связи с прекращением действия договора аренды и отказом Министерства от исполнения договора.
С учетом изложенного оспариваемое решение Правительства Самарской области об отказе ООО "Аква Хаус" в приватизации спорного земельного участка является правомерным.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда 1 инстанции следует отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2015 года по делу N А55-16678/2015 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Аква Хаус" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16678/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2016 г. N Ф06-10260/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Аква Хаус"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, ООО "Аква Хаус"