город Ростов-на-Дону |
|
28 марта 2016 г. |
дело N А32-25126/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: представитель Бережанский А.П. по доверенности N 01/0150-9/90 от 24.02.2014, паспорт; представитель Лилитко А.А. по доверенности N 01/0150-9/22 от 25.12.2015, паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.12.2015 по делу N А32-25126/2014
по иску Управления муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район
к ответчику ООО "Газпром трансгаз Краснодар"
о взыскании задолженности по арендной плате,
принятое в составе судьи Тамахина А.В.
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район (далее - управление) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (далее - общество) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2012 по 31.12.2014:
- по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 11.10.2010 N 3200002757 в размере 5 254,33 рублей основного долга, 714,82 рублей пени;
- по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 11.10.2010 N 3200002760 в размере 55 603,70 рублей основного долга, 7 412,35 рублей пени (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ; т. 2, л.д. 44).
Решением суда от 22.12.2015 с общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ОГРН/ИНН: 1072308003063/230801001) в пользу управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район (ОГРН/ИНН: 1082360001690/2360001483) взыскано 171 рубль 60 копеек основного долга, 23 рубля 34 копейки пени по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 11.10.2010 N3200002757; 2 157 рублей 18 копеек основного долга, 287 рублей 56 копеек по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 11.10.2010 N 3200002760. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. С общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ОГРН/ИНН: 1072308003063/230801001) в доход федерального бюджета взыскано 105 рублей 58 копеек государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил изменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что спорные земельные участка были предоставлены ответчику в рамках законных полномочий администрации муниципального образования Тихорецкий район, без применения порядка переоформления постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, в порядке статьи 36 ЗК РФ. Постановлением администрации от 04.09.2009 N 1519 было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ответчика, на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка общество указанным правом уже не обладало. Руководствуясь постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50, администрацией был применен порядок расчета ежегодного размера арендной платы в размере 1,5% от рыночной стоимости земельных участков.
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество (до переименования - ООО "Газпром трансгаз-Кубань") образовано в результате реорганизации ООО "Кубаньгазпром" путем выделения, о чем 02.04.2007 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Согласно разделительному балансу ООО "Кубаньгазпром" основной вид деятельности выделяемого ООО "Газпром трансгаз-Кубань" - транспорт газа.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 14.12.2007 N 322-э общество, осуществляющее деятельность в сфере услуг по транспортировке газа по трубопроводам, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам" под регистрационным N 23.2.53. Аналогичная информация размещена на интернет-сайте ФСТ России по адресу: http://www.fstrf.ru/about/activity/reestr/20.
11 октября 2010 года управление (арендодатель) и ООО "Газпром трансгаз-Кубань" (арендатор, после переименования - ООО "Газпром трансгаз Краснодар") заключили договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 3200002757, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:32:0701015:168, площадью 1 800 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир - дом операторов, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Тихорецкий район, Юго-Северный сельский округ, пос. Малороссийский, улица Зеленая, 1 (пункт 1.1 договора).
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 05.06.2014 данные о правообладателе указанного земельного участка в реестре отсутствуют.
Согласно кадастровому паспорту от 04.09.2014 N 2343/12/14-473778 разрешенное использование указанного земельного участка - для эксплуатации дома операторов Малороссийской автоматической газораспределительной станции (АГРС).
В соответствии с пунктом 1.1 договора названный земельный участок предоставлен для использования в целях эксплуатации дома операторов Малороссийской автоматической газораспределительной станции (АГРС).
В пункте 1.5 договора установлено, что земельный участок фактически передан арендатору с 04.09.2009 без каких-либо иных документов по передаче имущества.
Расчет размера арендной платы за участок изложен в приложении N 1 к договору, которое является его неотъемлемой частью (пункт 2.1 договора).
Размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора и в дальнейшем может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением и (или) дополнением нормативно-правовых актов Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления (пункт 2.2 договора).
Арендная плата, подлежащая уплате, исчисляется от установленного приложением N 1 к договору размера ежегодной арендной платы за участок со дня передачи участка, указанного в пункте 1.5 договора, за каждый день использования и вносится арендатором ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа месяца первого месяца каждого квартала (пункт 2.3 договора).
Пунктом 2.7 договора определено, что изменение арендной платы и (или) платежных реквизитов осуществляется без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в договор. Об изменении арендной платы и (или) платежных реквизитов арендодатель уведомляет арендатора путем направления письменного уведомления по адресу, указанному в договоре, либо через средства массовой информации. Уведомление об изменении арендной платы и (или) платежных реквизитов является обязательным для арендатора независимо от формы уведомления, предусмотренной настоящим пунктом.
Согласно приложению N 1 к договору расчет ежегодной арендной платы за земельный участок производится по следующей формуле:
Сигма = S х 1,5%, где S - кадастровая стоимость участка.
Соответственно сумма ежегодной арендной платы составляет: 17 100 рублей х 1,5% = 256,50 рублей.
25 декабря 2010 года договор аренды от 11.10.2010 N 3200002757 договор аренды и соответствующее арендное обременение зарегистрированы в ЕГРП.
Как видно из материалов дела, 01 июля 2011 года стороны заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 11.10.2010 N 3200002757, в соответствии с которым пункт 2.2 договора изложен в редакции, согласно которой размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора, в дальнейшем может изменяться по требованию арендодателя в одностороннем порядке в следующих случаях:
- изменения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе при изменении площади земельного участка, при упорядочении его границы, изменении вида разрешенного использования, перевода из одной категории в другую;
- пересмотра ставок арендной платы и (или) ставок земельного налога на соответствующий финансовый год;
- изменения законодательства Российской Федерации и Краснодарского края, регулирующего соответствующие правоотношения;
- в случаях, предусмотренных условиями настоящего договора или законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
21 ноября 2011 года указанное дополнительное соглашение зарегистрировано в ЕГРП.
В соответствии с актом осмотра земельного участка от 10.09.2015, составленным представителями сторон, на земельном участке с кадастровым номером 23:32:0701015:168 расположено здание дома оператора Малороссийской ГРС с имеющимся внутри него оборудованием для селекторной связи и аварийно-дистанционной сигнализации, хозяйственные постройки, навес.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.10.2011 серии 23-АК N 065954 здание дома оператора Малороссийской ГРС принадлежит на праве собственности обществу.
Согласно материалам дела, 11 октября 2010 года управление (арендодатель) и ООО "Газпром трансгаз-Кубань" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 3200002760, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:32:0301011:90, площадью 21 304 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Тихорецкий район, станица Фастовецкая, автомагистраль "Павловская-Махачкала", 35 км + 550 м (слева), секция 86, контур, 10 (пункт 1.1 договора).
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 05.06.2014 данные о правообладателе указанного земельного участка в реестре отсутствуют.
Согласно кадастровому паспорту от 04.09.2014 N2343/12/14-473804 разрешенное использование указанного земельного участка - для эксплуатации Тихорецкой промплощадки Березанского линейного производственного управления магистральных газопроводов.
В соответствии с пунктом 1.1 договора названный земельный участок предоставлен для эксплуатации Тихорецкой промплощадки Березанского линейного производственного управления магистральных газопроводов.
В пункте 1.5 договора установлено, что земельный участок фактически передан арендатору с 21.09.2009 без каких-либо иных документов по передаче имущества.
Порядок расчета арендной платы и механизм ее изменения, предусмотренные договором аренды от 11.10.2010 N3200002760, идентичны соответствующим условиям договора аренды от 11.10.2010 N 3200002757, описанным выше.
Согласно приложению N1 к договору расчет ежегодной арендной платы за земельный участок производится по следующей формуле:
Сигма = S х 1,5%, где S - кадастровая стоимость участка.
Соответственно сумма ежегодной арендной платы составляет: 202 388 рублей х 1,5% = 3 035 рублей.
25 декабря 2010 года договор аренды от 11.10.2010 N 3200002760 договор аренды и соответствующее арендное обременение зарегистрированы в ЕГРП.
Также, 01 июля 2011 года стороны заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 11.10.2010 N 3200002760, аналогичное по содержанию дополнительному соглашению от 01.07.2011 к договору аренды от 11.10.2010 N 3200002760.
21 ноября 2011 года указанное дополнительное соглашение зарегистрировано в ЕГРП.
В соответствии с актом осмотра земельного участка от 10.09.2015, составленным представителями сторон, на земельном участке с кадастровым номером 23:32:0301011:90 расположены следующие объекты, право собственности общества на часть из которых зарегистрировано в ЕГРП:
- здание узла связи (свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2011 серии 23-АК N 075422);
- три здания гаража (свидетельства о государственной регистрации права от 17.11.2011 серии 23-АК N 075413, от 17.11.2011 серии 23-АК N 075415 и от 17.11.2011 серии 23-АК N 075416);
- здание материального склада;
- здание для склада лакокрасочных и сыпучих материалов (свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2011 серии 23-АК N 075414);
- здание плотницкой мастерской (свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2011 серии 23-АК N 075424);
- здание котельной и душевой (свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2011 серии 23-АК N 075418);
- здание мастерской РЭП (свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2011 серии 23-АК N 075421);
- здание конторы (свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2011 серии 23-АК N 075417);
- здание склада (свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2011 серии 23-АК N 075419);
- линии коммуникации;
- здание беседки некапитального типа;
- металлические боксы некапитального типа для хранения крупногабаритного транспорта;
- станция АЗС;
- пожарный резервуар;
- открытые площадки для хранения газового оборудования и материалов;
- эстакада для ремонта техники.
Управление, полагая, что ООО "Газпром трансгаз Краснодар" не в полном объеме уплачивает арендную плату за пользование упомянутыми земельными участками, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Существо разногласий сторон сводится к вопросу о надлежащей ставке арендной платы, применимой к арендуемым ответчиком земельным участкам.
В обоснование иска истец указал, что арендная плата за спорные земельные участки подлежит определению на основании ставки в размере 1,5 процента от рыночной стоимости за земельные участки общего пользования, земельные участки в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и иные земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" (далее - Постановление от 27.01.2011 N 50).
При этом истец настаивает на том, что спорные земельные участки предоставлены ответчику не в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, а в соответствии со статьей 36 ЗК РФ в связи с нахождением на них объектов недвижимости, в связи с чем, по его мнению, отсутствуют основания для применения ставки арендной платы в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка за земельные участки, ограниченные в обороте, право на которые переоформлено с права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предусмотренной подпунктом 6 пункта 1 Постановления от 27.01.2011 N 50.
Возражая против иска, ООО "Газпром трансгаз Краснодар" исходил из необходимости рассчитывать арендную плату за пользование спорными земельными участками на основании ставки арендной платы в размере 1,5 процента от их кадастровой (а не рыночной) стоимости земельного участка, поскольку полагает, что, во-первых, спорные земельные участки ограничены в обороте на основании подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, так как предоставлены для нужд организаций транспорта, к которым относится ответчик, а, во-вторых, указанные участки предоставлены ему именно в порядке переоформления ранее перешедшего к нему прав постоянного (бессрочного) пользования, что в совокупности позволяет применить эту ставку (подпункт 6 пункта 1 Постановления от 27.01.2011 N 50).
Придя к выводу об удовлетворении исковых требований в части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 606, 611 и 614 ГК РФ обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении установленной договором платы за пользование имуществом (арендной платы).
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Если земельный участок относится к публичной собственности, арендная плата за его использование носит регулируемый характер (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Соответствующие правовые позиции также изложены в постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09, от 15.03.2012 N 15117/11, от 17.04.2012 N 15837/11 и от 29.05.2012 N 17475/11.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 06.12.2011 N 9069/11 отмечено, что публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения. В силу такого властного полномочия публичное образование фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды, в том числе тогда, когда условия договора не предусматривают его одностороннее изменение.
Учитывая, что спорные земельные участки находятся в неразграниченной государственной собственности, арендная плата в отношении них, включая порядок ее расчета, подлежит регулированию публичным собственником.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), в редакции, применимой к спорному периоду, арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 N 14902/12 изложен следующий правовой подход.
По смыслу пункта 2 статьи 3 Вводного закона, если земельные участки под линейными объектами не изъяты из оборота, не ограничены в обороте и не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то действует общее правило об ограничении предельного размера взимаемой за них годовой арендной платы двумя процентами кадастровой стоимости.
Если земельные участки изъяты из оборота, ограничены в обороте или относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то подлежит применению предельная ставка годовой арендной платы, определенная для земельного участка, отвечающего соответствующему критерию, либо наименьшая из предельных ставок для земельных участков, подпадающих одновременно под несколько критериев.
Подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отнесены земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Поскольку ЗК РФ не содержит исчерпывающего перечня организаций транспорта, для целей определения содержания этого понятия могут быть применены соответствующие положения специальных законов.
Согласно пунктам 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Пунктами 7, 9, 13 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" установлено, что под субъектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, в число которых входят линейные объекты, определяемые как система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
Следовательно, собственники трубопроводов нефти, газа и нефтепродуктов относятся к организациям топливно-энергетического комплекса, а не к организациям транспорта.
С учетом изложенного земли, на которых расположены такие трубопроводы, не подпадают под действие подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ и не относятся к ограниченным в обороте.
Соответствующий вывод не противоречит положениям статьи 90 ЗК РФ о землях транспорта и, в частности, трубопроводного транспорта.
Согласно пунктам 6 - 8 статьи 90 ЗК РФ собственникам трубопроводов не требуется оформление прав собственности на земельные участки, на и под которыми они проходят. Напротив, установление охранных зон таких объектов влечет ограничение прав собственников земельных участков, включая их изъятие на период реконструкции, строительства и ремонта объектов всякого трубопроводного транспорта.
Для объектов газоснабжения дополнительно установлен специальный запрет на создание препятствий по их обслуживанию, ремонту, ликвидации последствий аварий и катастроф; на земельных участках в границах охранных зон объектов газоснабжения запрещено строительство зданий, строений, сооружений ближе предусмотренных нормативными документами минимальных расстояний до объектов газоснабжения.
Таким образом, упомянутые пункты статьи 90 ЗК РФ устанавливают ограничения не по обороту земельных участков (переходу прав), а по фактическому использованию земельных участков, на и под которыми расположены трубопроводы, а также в границах охранных зон объектов газоснабжения, действующие в отношении всякого собственника и пользователя соответствующего земельного участка.
Пункт 2 статьи 3 Вводного закона в редакции, действовавшей до 30.10.2007, вместо перечисления линейных объектов использовал понятие "объекты транспортных систем естественных монополий".
Исходя из толкования названного пункта после его изложения в новой редакции (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ и в последующих редакциях вплоть до редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, вступившей в силу с 01.03.2015), сформулированного в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09, закрепленное в нем положение представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги естественных монополий. Как указал Президиум, для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железные дороги и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению предельный размер годовой арендной платы не более двух процентов кадастровой стоимости.
Аналогичное толкование приведенной нормы дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 N 15575/10.
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относит к сферам деятельности субъектов естественных монополий, в числе прочего, транспортировку по трубопроводам нефти, газа и нефтепродуктов.
Изменение терминологии различных законодательных актов не преследовало цели изменить установленные пунктом 2 статьи 3 Вводного закона единообразные критерии формирования арендной платы за публичные земельные участки, занятые линейными объектами, предназначенными для транспортировки информационных, коммунальных или природных ресурсов.
По общему правилу земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) не являются ограниченными в обороте.
Арендная плата за использование таких земельных участков установлена пунктом 2 статьи 3 Вводного закона, то есть непосредственно федеральным законом, и не может превышать двух процентов кадастровой стоимости этих участков.
Учитывая приведенные нормы права и правовые подходы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорные земельные участки не относятся к ограниченным в обороте земельным участкам на основании подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, поскольку ответчик является организацией топливно-энергетического комплекса, а не организацией транспорта.
При таких обстоятельствах, судом верно отмечено, что в данном случае отсутствуют основания для применения 1,5-процентного предельного уровня величины годовой арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Вводного закона, и 1,5-процентной ставки, установленной подпунктом 6 пункта 1 Постановления от 27.01.2011 N 50 для земельных участков, ограниченных в обороте, право на которые переоформлено с права постоянного (бессрочного) пользования.
В пункте 10 статьи 3 Вводного закона закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако названное положение, наделяя публичные образования субъектов Российской Федерации правом регулировать арендную плату за использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не исключает их обязанность учитывать при таком регулировании установленные пунктом 2 статьи 3 Вводного закона предельные размеры годовой арендной платы.
Приведенный правовой подход нашел отражение в определении Верховного Суда РФ от 05.10.2015 по делу N 303-ЭС15-5991, А51-14109/2014, в котором указано, что Вводным законом установлен определенный уровень размера арендной платы за пользование указанными в нем земельными участками. Поскольку содержащиеся в данном Законе ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы. Поэтому при рассмотрении дела об определении размера платы за пользование земельным участком публичной собственности, суду необходимо проверить наличие или отсутствие оснований для применения к спорным правоотношениям Вводного закона.
В соответствии со "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30) и пунктом 5.9 "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС, введены в действие с 1 июля 2013 года) в состав магистральных трубопроводов входят, в числе прочего, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов, а также здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов.
Согласно пункту 3.31 СП 36.13330.2012 трубопровод магистральный - это единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта жидких или газообразных углеводородов, измерения жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" к магистральным газопроводам, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, относятся, в том числе:
- здания производственные бытовые: дома операторов, обходчиков, вахтовые гостиницы и общежития, предназначенные для размещения технического персонала, обеспечивающего технологический процесс функционирования магистрального трубопровода, при условии использования данных объектов для обеспечения технологического процесса функционирования магистрального газопровода;
- здания предприятий магистрального трубопроводного транспорта: здания линейно-эксплуатационной службы при условии использования объектов для обеспечения технологического процесса функционирования магистрального газопровода.
Согласно Приказу Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" в состав производственно-технологического комплекса организации, эксплуатирующей магистральные газопроводы, входят, в числе прочего, линейные части магистральных газопроводов (объекты внутрипроизводственной и технологической связи; площадки для аварийного запаса труб, запорной арматуры и соединительных деталей), внутрипроизводственная и технологическая связь (радиорелейные, спутниковые, кабельные и воздушные линии связи газопроводов; системы связи линейной телемеханики; учрежденческие, производственные автоматические и ручные телефонные станции, сети передачи данных; Диспетчерские центры управления сетью связи).
Как установлено судом, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:32:0701015:168 - для эксплуатации Тихорецкой промплощадки Березанского линейного производственного управления магистральных газопроводов. Аналогичная цель его предоставления предусмотрена пунктом 1.1 договором аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 11.10.2010 N 3200002757. На указанном участке фактически расположено здание дома оператора Малороссийской ГРС с имеющимся внутри него оборудованием для селекторной связи и аварийно-дистанционной сигнализации.
Судом также установлено, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:32:0301011:90 - для эксплуатации Тихорецкой промплощадки Березанского линейного производственного управления магистральных газопроводов. Аналогичная цель его предоставления предусмотрена пунктом 1.1 договором аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 11.10.2010 N 3200002760. На указанном участке фактически расположены объекты линейной службы эксплуатации магистральных трубопроводов.
Согласно техническому паспорту в отношении Тихорецкой промплощадки Березанского ЛПУМГ она предназначена для выполнения плановых задач по обеспечению бесперебойной и безаварийной эксплуатации магистральных газопроводов и отводов, приборов и оборудования газораспределительных станций, средств электрохимической защиты, электроснабжения автоматических газораспределительных станций, домов операторов и линейных обходчиков, технического обслуживания и ремонта газового хозяйства управления, обеспечения безопасного и бесперебойного режима газоснабжения.
Таким образом, имущество, расположенное на упомянутых земельных участках, необходимо для обеспечения технологического процесса функционирования магистральных газопроводов, которые являются сложными, едиными и неделимыми объектами (статьи 133 и 134 ГК РФ).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что объекты, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 23:32:0701015:168 и 23:32:0301011:90, являются неотъемлемой частью имущественного комплекса магистральных газопроводов, эксплуатируемых обществом.
В соответствии с пунктом подпунктом "а" пункта 6 Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, утвержденной Приказом ФСТ России от 23.08.2005 N 388-э/1, государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам осуществляется путем установления их фиксированных уровней, в том числе исходя из возмещения организациям, осуществляющим регулируемый вид деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой газа.
Согласно пункту 21 указанной Методики расчет расходов по обычным видам деятельности, связанных с транспортировкой газа, на расчетный период действия тарифов производится, в том числе по такой составляющей, как арендная плата (исходя из заключенных договоров аренды с собственником арендуемого имущества, состава и стоимости арендуемого имущества, налога на имущество и других обоснованных расходов в составе арендной платы).
Принимая во внимание цель правового регулирования порядка определения размера арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, включая магистральные газопроводы (сдерживание роста цен на продукцию и услуги естественных монополий), суд приходит к выводу о том, что при определении размера арендной платы за использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:32:0701015:168 и 23:32:0301011:90 необходимо руководствоваться ее предельной величиной в размере не более двух процентов кадастровой стоимости этих участков, установленной пунктом 2 статьи 3 Вводного закона.
В постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09, от 10.05.2011 N 15575/10 и от 02.04.2013 N 14902/12 сформулированы правовые подходы, согласно которым, ограничение размера арендной платы арендуемых земельных участков, на которых расположены линейные объекты, подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет. Рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Следует также отметить, что новая редакция пункта 2 статьи 3 Вводного закона, согласно которой упомянутые предельные уровни арендной платы применяются именно в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ), вступила в силу только с 01.03.2015, в связи с чем, она не подлежит применению к спорным правоотношениям. Этот вывод соответствует правовому подходу, выраженному в определении Верховного Суда РФ от 29.10.2015 N 306-ЭС15-6588 по делу N А55-5126/2014).
Таким образом, признается правомерным выводу суда о том, что обстоятельства заключения управлением и обществом договоров аренды в отношении спорных земельных участков (в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или по правилам статьи 36 ЗК РФ) не влияют на возможность применения предельной величиной в размере не более двух процентов кадастровой стоимости этих участков, установленной пунктом 2 статьи 3 Вводного закона.
При таких обстоятельствах, в данном случае отсутствуют основания для применения 1,5-процентной ставки от рыночной стоимости спорных земельных участков, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50.
В связи с изложенным, учитывая вышеуказанную позицию Президиума ВАС РФ, доводы заявителя в указанной части подлежат отклонению апелляционным судом.
С учетом выполненного сторонами расчета арендной платы за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, исковые требования в части взыскания долга правомерно удовлетворены судом по договору аренды от 11.10.2010 N 3200002757 в размере 171,60 рублей, по договору аренды от 11.10.2010 N 3200002760 в размере 2 157,18 рублей.
В связи с этим, выполненный перерасчет неустойки признается судом верным, исковые требования в части взыскания неустойки правомерно удовлетворены судом по договору аренды от 11.10.2010 N 3200002757 в размере 23,34 рубля, по договору аренды от 11.10.2010 N 3200002760 в размере 287,56 рублей.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2015 по делу N А32-25126/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25126/2014
Истец: Управление муниципальных ресурсов администрации МО Тихарецкий р-н, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Ответчик: ООО "Газпром трансгаз Краснодар", ООО Газпром трансгаз Краснодар