г. Москва |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А41-81587/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от истца, Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района: не явились, извещены;
от ответчика, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены;
от 3-их лиц, Гиясова Рината Латифовича: лично;
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Зарайского муниципального района: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 января 2016 года по делу N А41-81587/15, принятое судьей Кулматовой Т.Ш., по иску по иску Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
третьи лица:
1) Гиясов Ринат Латифович,
2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
3) Администрация Зарайского муниципального района,
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управления государственным имуществом по Московской области (далее - ТУ ФАУГИ, ответчик) с требованиями:
- признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:38:0050151:1, площадью 3260 кв.м., расположенный по адресу М.о., Зарайский район, вблизи д. Мендюкино.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 января 2016 года по делу N А41-81587/15 признано отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:38:0050151:1, площадью 3260 кв.м., расположенный по адресу М.о., Зарайский район, вблизи д. Мендюкино.
Не согласившись с данным судебным актом, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон и 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Согласно п. 53 указанного Постановления ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
В связи с тем, что правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация и данный земельный участок расположен в границах Московской области суд первой инстанции правомерно указал, что Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области является по настоящему делу должным ответчиком.
По смыслу ст. 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент госрегистрации права собственности РФ на спорный участок), распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 16 части 3 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", вступившего на основании части 2 статьи 6 в силу с 1 января 2015 года, Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" (далее - Закон МО N 107/2014-ОЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Тем самым, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Комитетом заявлено требование, мотивированное наличием у него полномочий по распоряжению спорным земельным участком, право собственности на которое не разграничено, в силу закона.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно указал, что избранный истцом способ защиты своего права является законным, поскольку спор о праве на спорный земельный участок в данном случае не может быть защищен путем признания права за истцом, поскольку земельный участок относится к категории не разграниченной собственности, или истребования имущества из чужого незаконного владения, поскольку земельный участок фактически не находится в незаконном владении ни у Российской Федерации, ни у иных лиц.
Наличие у истца оснований для защиты права распоряжения земельным участком с кадастровым номером 50:38:0050151:1 посредством подачи иска о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок подтверждаются положениями п. 1, п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 2 ст. 16, ст. 17 ЗК РФ, ст. 3.1 Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) (далее - ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001).
Как следует из материалов дела, 02 марта 2004 года между КУИ Зарайского района (арендодатель) и ООО "Гришков и К" (арендатор) был заключен договор N 23 аренды земельного участка из земель промышленности площадью 3260 кв.м. с КН 50:38:0050151:1 по адресу: Московская область, Зарайский район, вблизи д.Мендюкино, для прочих специальных целей (строительство автозаправочной станции).
Договор аренды был заключен в соответствии с постановлением Главы Зарайского района от 09.02.2004 N 60/2 о согласовании проекта границ участка под строительство автозаправочной станции и о предоставлении его в аренду обществу, и по результатам его постановки на кадастровый учет, совершенной 02 марта 2004 года.
Договор заключен сроком на 49 лет и зарегистрирован в установленном законом порядке 30 марта 2004 года.
14 декабря 2010 года ООО "Гришков и К" передало свои права и обязанности арендатора по договору аренды N 23 от 02.03.2004 Индивидуальному предпринимателю Гиясову Р.Л., на основании договора о переуступке N 1, о чем было сообщено Администрации Зарайского района в письме от 14.12.2010.
Договор о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от 14.12.2010 N 1 зарегистрирован в Управлении Росреестра 28 января 2011 года.
Таким образом, спорный земельный участок был образован и предоставлен в пользование в соответствии с распорядительными действиями муниципального образования "Зарайский район".
В соответствии с актом обследования земельного участка от 12.08.2015, в настоящее время он используется для строительства автозаправочной станции.
23 апреля 2015 года Минстроем Московской области выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта - "АЗС с объектами придорожного сервиса", расположенного по адресу: Московская область, Зарайский район, вблизи д.Мендюкино.
Таким образом, из представленных документов следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 02 марта 2004 года, в тот же день сдан администрацией в аренду под строительство объекта.
Согласно выписке из ЕГРП на земельный участок с КН 50:38:0050151:1, оспариваемое право собственности на него за Российской Федерацией зарегистрировано 30 марта 2004 года, т.е. после того, как орган местного самоуправления сформировал его из земель неразграниченной государственной собственности и распорядился им.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:38:0050151:1 не относится к федеральной собственности согласно критериям, определенным ст. 3.1 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001, поскольку указанный земельный участок:
не занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
не предоставлялся органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
не находился на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
не предоставлялся в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
и не относится к иным предусмотренным федеральными законами земельным участкам и предусмотренным федеральными законами землям.
Доказательств об обратном ответчиком суду в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, ни в выписке из ЕГРП, ни в деле правоустанавливающих документов Росреестра на земельный участок с кадастровым номером 50:38:0050151:1 нет сведений подтверждающих, согласно ст. 17 ЗК РФ, что данный земельный участок должен находиться в федеральной собственности на основании федерального закона, на основании возникновения права собственности при разграничении государственной собственности на землю либо он приобретен Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В выписке из ЕГРП, собственником спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" срока для предоставления лицу запрошенной информации.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией как установлено судом не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
В представленном деле правоустанавливающих документов не имеется заявлений о государственной регистрации прав собственности на земельный участок с КН 50:38:0050151:1, в т.ч. регистрации государственной (федеральной) собственности. В данном деле имеется только заявление от ООО "Гришков и К" о госрегистрации договора о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от 30.12.2010, заявления ООО "Гришков и К" и Администрации Зарайского района соответственно от 30.03.2004 и от 02.03.2004.
При этом, указанные заявления не являются заявлениями о государственной регистрации права государственной собственности на земельный участок, а являются заявлениями о государственной регистрации арендных отношений.
Доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорный участок не имеется. Также не имеется доказательств обращения в регистрирующий орган о регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Таким образом, не установлено законных оснований для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Доказательств, подтверждающих, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:38:0050151:1 возникло на законных основаниях в деле нет, значит зарегистрированное право собственности Российской Федерации на данный земельный участок не основано на законе и подлежит признанию отсутствующим.
Земельный участок с кадастровым номером 50:38:0050151:1 не относится также к земельным участкам по критериям, определенным ст. 3.1 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001, право собственности на которые отнесены к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов; соответствующего перечня об отнесении участка к землям Российской Федерации, а также к землям субъектов РФ, муниципальным землям, в материалы дела не представлено.
Следовательно, спорный земельный участок в соответствии с действующим законодательством и с учетом доказательств, исследованных судом, не может находиться в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 50:38:0050151:1 относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Правом распоряжения спорным земельным участком наделен истец.
Ответчик не предоставил документального подтверждения разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном ст. 17 ЗК РФ и Федеральным законом от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" порядке, не подтвердил факта обращения за регистрацией права собственности Российской Федерации, а также не представил доказательств, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Суд первой инстанции отклонил ходатайство ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, по основаниям изложенным в судебном акте. Аналогичные доводы заявлены и в апелляционной жалобе.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43 от 29.09.15 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные Гражданским кодексом. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
Таким образом, применить к данным отношениям норму ч. 5 ст. 208 ГК РФ и не применять к данному спору срок исковой давности.
Кроме того, заявлений в Управление росреестра, в т.ч. от Администрации Зарайского района, о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок не подавалось (доказательств об обратном в материалы дела не представлено), следовательно, не могла и не должна была знать о нарушении своих прав.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.01.2016 года по делу N А41- 81587/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81587/2015
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: Администрация Зарайского муниципального района, ИП Гиясов Ринат Латифович, Упарвление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области