г. Челябинск |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А47-8772/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцевой Т.В.,
судей Ширяевой Е.В., Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОРЕНБУРГМОЛОКО" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.12.2015 по делу N А47-8772/2015 (судья Мирошник А.С.).
Общество с ограниченной ответственностью "ОРЕНБУРГ ВОДОКАНАЛ" (далее - ООО "ОРЕНБУРГ ВОДОКАНАЛ", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ОРЕНБУРГМОЛОКО" (далее - ООО "ОРЕНБУРГМОЛОКО", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций в размере 5207280 руб. 74 коп. (л.д. 5-6).
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по оплате государственной пошлины за подачу иска в суд в размере 49 036 руб. (л.д.5-6).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.12.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме (л.д.98-101).
Кроме того, с ответчика в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в суд в размере 49 036 руб. (л.д.98-101).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ОРЕНБУРГМОЛОКО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить (л.д.108-110).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ОРЕНБУРГМОЛОКО" ссылается на то, что судом не проверен расчет начисленной платы за сверхнормативный сброс сточных вод. Полагает, что сумма, подлежащая взысканию необоснованна; не указано какая сумма была начислена за каждый месяц периода и правомерно ли она начислялась. Указывает на то, что в основу решения суда положены результаты акта отбора проб сточных вод от 28.04.2014, 23.07.2014 и 10.10.2014, однако по указанным актам, без указания оснований, произведен расчет платы за период с 04.2014 по 12.2014.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность судебного акта и несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители сторон не явились.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 22.03.2016 в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, имеющих значение для вынесения законного и обоснованного акта. Истцу предложено представить в суд апелляционной инстанции обоснование требований в части взыскания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ по акту N 84/07 от 28.04.2014 (протокола исследования N 471 от 30.04.2014) в связи с наличием судебного акта по делу N А47-3564/2015.
Истцом представлены дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, в которых указано на то, что в рамках дела N А47-3564/2015 взыскивалась плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, что предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения в РФ"; по настоящему делу N А47-8772/2015 взыскивается плата за сброс сточных вод с загрязняющими веществами, превышающими нормы допустимых концентраций согласно Распоряжению Главы города Оренбурга от 27.09.1999 N 3404-р. Основанием для взыскания платы за оба нарушения является один и тот же акт (отбор пробы): за один и тот же период, по разной методике начисления, так как два вида платы компенсируют разные виды ущерба: окружающей среде и вред системе канализации.
Лица, участвующие в деле, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы на 22.03.2016 извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Оренбург Водоканал" (далее - организация ВКХ) и ООО "Оренбургмолоко" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 6192/116-р от 25.04.2014 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 договора, организация ВКХ обязалась подавать абоненту холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроке, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящиеся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно п.п."т" пункта 14 договора абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
В соответствии с п.п."с" пункта 12 договора организация ВКХ имеет право осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пунктам 28, 29 договора ООО "Оренбург Водоканал" имеет право систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых ответчиком в систему канализации, путем отбора проб.
Между истцом и ответчиком согласован контрольно-канализационный колодец (ККК) на объекте ответчика, расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Кавказская, 2, предназначенный для отбора проб сточных вод (приложение N 5 к договору).
Представителями ООО "Оренбург Водоканал" 28.04.2014, 23.07.2014, 10.10.2014 в присутствии представителей ответчика был произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации, по объекту ответчика, расположенному по адресу: г.Оренбург, ул.Кавказская, 2, о чем составлены акты отбора проб сточных вод N 87/04 от 28.04.2014 об отборе пробы N 418, N 67/07 от 23.07.2014 об отборе пробы N 717, N 28/10 от 10.10.2014 об отборе пробы N 993; акты подписанные представителями: истца - ведущим инженером Ивановой С.А., инженером Семеновой И.В., инженером Пашининой С.В.; ответчика - и.о. главного инженера Чапуриным Ю.И., начальником котельной Капишниковым Л.М., начальником тех отдела Ворониным С.В., главным инженером Кальмухалибетовым Р.Т.
По результатам исследования отобранных проб воды составлены протоколы N 471 от 30.04.2014, N 805 от 28.07.2014, N 1079 от 16.10.2014 результатов количественного химического анализа сточных вод.
На основании анализа вышеперечисленных проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга".
В соответствии с пунктом 23.1 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов" при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, при расчете платы учитывается объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Пунктом 25 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р предусмотрена плата за сброс загрязняющих веществ - запрещенных и не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт залпового сброса (то есть, плата по данным пунктам - дифференцирована по виду загрязняющих веществ: установленных в составе допустимых (п.п.23-24) и запрещенных, не согласованных, в том числе, залповый сброс.
На основании пунктов 23.1, 25 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", договора N 6192/116-р от 25.04.2014, актов отбора проб сточных вод N 87/04 от 28.04.2014, N 67/07 от 23.07.2014, N 28/10 от 10.10.2014, протоколов анализа проб сточных вод N 471 от 30.04.2014, N 805 от 28.07.2014, N 1079 от 16.10.2014 истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций.
Ответчику выставлены счета N 430 от 10.04.2015, N 431 от 10.04.2015, N 432 от 10.04.2015 на общую сумму 5 207 280 руб. 74 коп.
Вышеуказанные счета с приложением расчетов платы за сброс загрязняющих веществ были отправлены истцом ответчику.
В связи с неуплатой задолженности, истцом в адрес ООО "ОРЕНБУРГМОЛОКО" направлена претензия N 02/3336 от 21.07.2015, которая согласно входящему штампу получена ответчиком 22.07.2015, однако, в добровольном порядке предъявленные требования не исполнены.
Поскольку обязательство по оплате за сброс сточных вод с загрязняющими веществами, превышающими нормы допустимых концентраций, ответчиком не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта сброса ответчиком сточных вод в систему канализации с загрязняющими веществами, превышающими нормы допустимых концентраций, и ненадлежащего исполнения последним обязательств по внесению указанной платы.
Выводы суда являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Оплата за нарушение норм допустимой концентрации учитывается посредством применения различных норм предельных допустимых концентраций и допустимых концентраций, установленных для стоков канализации или природных объектов.
Требованиями действующего законодательства и условиями спорного договора предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые в систему канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций.
Согласно пунктам 63, 64, 65, 93 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации. Абонент несет ответственность: за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с пунктом 66 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
С введением в действие с 01.01.2014 раздела VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644) плата всех абонентов организаций ВКХ за негативное воздействие разделилась на две составляющие: по воздействию на водные объекты, по влиянию на работу сооружений централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пп."и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры о соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (пп."в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 114 указанных Правил установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением N 3.
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Таким образом, действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения введена дополнительная плата за компенсацию расходов организаций ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, которая не отменяет платы за превышение допустимой концентрации.
Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций взимается с абонентов в соответствии с постановлением органа местного самоуправления, разработанного во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление Правительства РФ N 1310), которое наряду с мерами экономического воздействия за ущерб системам канализации устанавливало ответственность за сброс абонентами загрязняющих веществ в окружающую среду через эти системы.
Пунктом 25 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р предусмотрена плата за сброс загрязняющих веществ - запрещенных и не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт залпового сброса (то есть, плата по данным пунктам - дифференцирована по виду загрязняющих веществ: установленных в составе допустимых (п.п.23-24) и запрещенных, не согласованных, в том числе, залповый сброс.
Согласно пунктам 28, 29 договора от 25.04.2014 N 6192/116-р общество "ОРЕНБУРГ ВОДОКАНАЛ" имеет право систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых ответчиком в систему канализации, путем отбора проб.
Между истцом и ответчиком согласован контрольно-канализационный колодец (ККК) на объекте ответчика, расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Кавказская, 2, предназначенные для отбора проб сточных вод (приложение N 5 к договору).
Представителями ООО "ОРЕНБУРГ ВОДОКАНАЛ" 28.04.2014, 23.07.2014, 10.10.2014 в присутствии представителей ответчика был произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации, по объекту ответчика, расположенному по адресу: г.Оренбург, ул.Кавказская, 2, о чем были составлены акты отбора проб сточных вод N 87/04 от 28.04.2014 об отборе пробы N 418, N 67/07 от 23.07.2014 об отборе пробы N 717, N 28/10 от 10.10.2014 об отборе пробы N 993.
В результате проведения анализа проб установлено превышение показателей допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга", что следует из протоколов N 471 от 30.04.2014, N 805 от 28.07.2014, N 1079 от 16.10.2014.
В соответствии с пунктом 23.1 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов" при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, при расчете платы учитывается объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Ответчику начислена плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций за период с 04.2014 по 12.2014 в общей сумме 5 207 280 руб. 74 коп.
При расчете платы истец руководствовался пунктом 23.1 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов", согласно которому при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, при расчете платы учитывается объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Суд апелляционной инстанции, проверив представленный истцом расчет, в соответствии с которым размер платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций за период с 04.2014 по 12.2014 составил 5 207 280 руб. 74 коп., признает его верным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, доводы подателя жалобы относительно произведенного истцом расчета начисленной платы, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание.
Вместе с тем, контррасчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, отсутствует.
Ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено доказательств сброса сточных вод в пределах допустимых концентраций загрязняющих веществ.
С учетом изложенного, установив, что ответчик не представил доказательств оплаты за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций за период с 04.2014 по 12.2014, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.12.2015 по делу N А47-8772/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОРЕНБУРГМОЛОКО" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В.Мальцева |
Судьи |
Е.В.Ширяева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8772/2015
Истец: ООО "ОРЕНБУРГ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "Оренбургмолоко"