г. Чита |
|
30 марта 2016 г. |
Дело N А19-17392/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей В. А. Сидоренко, Э. В. Ткаченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Косыгина Александра Сергеевича на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2015 года по делу N А19-17392/2015 по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ИНН 3808114653, ОГРН 1043801066760) к арбитражному управляющему Косыгину Александру Сергеевичу (ОГРН 306381013700018, ИНН 381805330482) о привлечении к административной ответственности,
(суд первой инстанции судья Чемезова Т. Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от лица, привлекаемого к ответственности: не явился,
установил:
Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Косыгина Александра Сергеевича (далее лицо, привлекаемое к административной ответственности, арбитражный управляющий) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2015 года требования Управления удовлетворены, арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25000 руб.
Основанием для удовлетворения требований заявителя послужили выводы суда о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта. Заявитель апелляционной жалобы указывает на неполное выяснение обстоятельств по делу, недоказанность имеющих для дела обстоятельств и на нарушение норм материального и процессуального права.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лицом, привлекаемым к ответственности, заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Суд апелляционной инстанции в удовлетворении заявленного ходатайства отказал в связи с непредставлением заявителем апелляционной жалобы доказательств невозможности представления данных доказательств в суд первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Представители сторон в судебное заседание не явились. В соответствии с п. 3 ст. 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.04.2015 г. по делу N А19-14657/2013 ООО "СибАвтоГруз-Транс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Косыгин А. С.
На основании поступившей в Управление от кредитора жалобы, должностным лицом административного органа проведена проверка деятельности конкурсного управляющего Косыгина А. С.
По результатам проверки 23 октября 2015 года должностным лицом Управления в отношении конкурсного управляющего составлен протокол об административном правонарушении N 00893815, которым установлено нарушение Косыгиным А. С. п. 4 ст. 13, п. 4 ст. 20.3, п. 1, 6 ст. 28, п. 15 ст. 110, п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Частью 3 ст. 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 2 статьи 20.3 Законом о несостоятельности (банкротстве) предусмотрено, что арбитражный управляющий обязан осуществлять установленные данным Законом функции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о несостоятельности (банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее, чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети "Интернет". Формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
В силу пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", положения пункта 1 статьи 28 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона N 429-ФЗ) в части включения сведений, подлежащих опубликованию в соответствии с указанным Федеральным законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве применяются с 01.04.2011 г.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве ведется в сети Интернет с 01.04.2011 г. на сайте http://bankrot.fedresurs.ru.
Согласно пункту 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" положения 4 статьи 13 Закона о банкротстве применяются в отношении собраний кредиторов, о проведении которых не уведомлены кредиторы по состоянию на 1 января 2014 года.
Из представленных в материалы дела документов следует, что согласно сообщениям о собрании кредиторов N 644917 от 18.06.2015 г., N 666653 от 07.07.2015 г., N 727058 от 28.08.2015 г. и N 750419 от 18.09.2015 г. конкурсный управляющий Косыгин А. С. назначил и провел собрания кредиторов ООО "СибАвтоГруз-Транс" на 03.07.2015 г. и на 11.09.2015 г.
Следовательно, сведения о проведении указанных собраний кредиторов подлежали размещению в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней, то есть, в срок до 17.06.2015 г. и до 27.08.2015 г. соответственно.
Однако, согласно сайту http://www.fedresurs.ru, в нарушение закона, арбитражным управляющим Косыгиным А. С. сообщение о проведении собрания кредиторов ООО "СибАвтоГруз-Транс", назначенного на 02.07.2015 г. в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве размещено с нарушением в один день - 18 июня 2015 г., а сообщение о проведении собрания кредиторов ООО "СибАвтоГруз-Транс", назначенного на 11.09.2015 г. в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве размещено с нарушением в один день - 28 августа 2015 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
Согласно пункту 6 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения:
- о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о прекращении производства по делу о банкротстве;
- об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
- об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
- о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;
- об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;
- иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Абзацем 7 пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что обязательному опубликованию подлежат, в том числе, сведения об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов.
В качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего (п. 8 ст. 110 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
Как следует из материалов дела, между ООО "СибАвтоГруз-Транс", в лице конкурсного управляющего Косыгина А. С. (доверитель) и ООО Юридическая компания "Байкал право" (поверенный) 25.07.2015 г. заключен договор о поручении организации и проведения торгов по реализации имущества в процессе конкурсного производства специализированной организации.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора, поверенный обязан по заданию доверителя произвести организацию и проведение торгов по реализации имущества.
07.08.2015 г. ООО Юридическая компания "Байкал право" в ЕФРСБ размещено сообщение N 703100, а также 08.08.2015 г. в газете "Коммерсантъ" N 142 опубликовано сообщение N 54030264376 о реализации имущества должника посредством открытых торгов в форме аукциона с открытой формой предоставления предложений о цене имущества.
Согласно протоколу о результатах проведения торгов N 208612 в соответствии с п. 17 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ организатором торгов, торги по лоту N 1 признаны несостоявшимися в связи с тем, что в течение срока предъявления заявок на участие в торгах N 208612 не поступило ни одной заявки.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 21.08.2015 г. по делу N А19-14657/2015 удовлетворено ходатайство Косенко А.А. о принятии обеспечительных мер: ООО "СибАвтоГруз-Транс", конкурсному управляющему ООО "СибАвтоГруз-Транс", организатору торгов - ООО ЮК "Байкал право" запрещено проведение торгов по продаже имущества ООО "СибАвтоГруз-Транс":
- нежилого здания, общей площадью 2 135, 50 кв.м., назначение - нежилое, кадастровый номер 38:36:000005:0106:25:401:001:020054780, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 184;
- земельного участка, общей площадью 10 494 кв.м., назначение - земли населенных пунктов, для эксплуатации склада негорючих материалов, кадастровый номер 38:36:000005:798, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 184, до вступления в законную силу судебного акта по результатам рассмотрения заявления учредителя ООО "СибАвтоГруз-Транс" Косенко А.А. о признании недействительным решения собрания кредиторов ООО "СибАвтоГруз-Транс" от 02.07.2015, о признании отчета об определении рыночной стоимости недостоверным и об определении рыночной стоимости и начальной цены продажи имущества должника.
Пунктом 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра установлено, что сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178, сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Сведения, подлежащие внесению (включению) в информационный ресурс на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц, за исключением случаев, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, вносятся (включаются) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты получения пользователем соответствующего акта.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм права, конкурсный управляющий Косыгин А. С., получив 04.09.2015 г. определение Арбитражного суда Иркутской области от 21.08.2015 г. по делу N А19- 14657/2015, не исполнил обязанность по внесению в ЕФРСБ в срок до 09.09.2015 г. сведений об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым п.6 ст. 28 Закона о банкротстве, и (или) содержащих указанные сведения судебных актов.
Пунктом 15 статьи 110 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов
В течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов обязан опубликовать сообщение о результатах проведения торгов в официальном издании в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и разместить на сайте этого официального издания в сети "Интернет", в средстве массовой информации по месту нахождения должника, в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении торгов.
Как следует из представленных в материалы дела документов, организатором торгов - ООО Юридическая компания "Байкал право" 07.08.2015 г. размещено в ЕФРСБ сообщение N 703100, а также 08.08.2015 в газете "Коммерсантъ" N 142 опубликовано сообщение N 54030264376 о реализации имущества должника посредством открытых торгов в форме аукциона с открытой формой предоставления предложений о цене имущества.
Поскольку согласно протоколу о результатах проведения торгов N 208612 торги по лоту N 1 признаны несостоявшимися, сообщение о результатах торгов подлежало размещению в ЕФРСБ и опубликованию в газете "Коммерсантъ", в соответствии с вышеуказанными нормами права, в течение 15 рабочих дней, то есть не позднее - 05.10.2015 г.
Однако, в нарушение закона, сообщение о результатах проведенных торгов по продаже имущества должника - ООО "СибАвтоГруз-Транс" организатором торгов размещено и опубликовано не было.
В соответствии с пунктом 3.2, 3.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 49 при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.
Согласно пункту 2 статьи 20.3, пункту 2 статьи 129, части 1 статьи 131 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан в том числе: принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.
Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из материалов дела следует, что согласно инвентаризационной описи основных средств N 1 от 02.07.2015 г. составленной конкурсным управляющим Косыгиным А. С. им выявлены объекты недвижимости:
- нежилое здание, общей площадью 2135,50 кв.м., назначение - нежилое, кадастровый номер 38:36:000005:0106:25:401:001:020054780, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 184;
- земельный участок, общей площадью 10504 кв.м., назначение - земли населенных пунктов, для эксплуатации склада негорючих материалов, кадастровый номер 38:36:000005:798, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 184.
Согласно сообщению, размещенному в ЕФРСБ N 753935 от 22.09.2015 на собрании кредиторов должника, состоявшемся 16.10.2015, принято решение об обращении в суд с заявлением о признании права собственности должника - ООО "СибАвтоГруз-Транс" на одноэтажное каменное (пескоблоки) на бетонном фундаменте здание гаража, состоящее из девяти помещений (пескоблоки), каждое из которых имеет отдельный въезд для автотранспорта, расположенное на земельном участке, принадлежащем ООО "СибАвтоГруз-Транс" на праве собственности, по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 184, кадастровый номер 38:36:000005:789.
Однако, в нарушение закона, указанный в сообщении N 753935 от 22.09.2015 г., объект недвижимости конкурсным управляющим Косыгиным А. С. проинвентаризирован и включен в конкурсную массу должника не был.
Выполнение требований п. 4 ст. 13, п. 4 ст. 20.3, п. 1, 6 ст. 28, п. 15 ст. 110, п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является обязанностью арбитражного управляющего.
Следовательно, несоблюдение арбитражным управляющим вышеуказанных требований закона образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Факт неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
- решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.04.2015 г. по делу N А19-14657/2013;
- уведомлениями о проведении собрания кредиторов;
- сообщениями о результатах проведения собрания кредиторов;
- сведениями из Единого федерального реестра сведений о банкротстве;
- протоколом об административном правонарушении от 23.10.2015 года N 00893815.
Оценив указанные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что они являются достаточными для квалификации действий лица, привлеченного к ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и подтверждают наличие состава данного административного правонарушения.
Надлежащих доказательств обратного конкурсным управляющим в материалы дела не представлено.
Следовательно, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния арбитражного управляющего Косыгина А. С. по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции критически оценивает доводы арбитражного управляющего, приведенные в апелляционной жалобе.
В пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 934-О-О указано, что несмотря на то что названные конституционные положения по своему буквальному смыслу направлены на закрепление презумпции невиновности в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, их значение выходит за рамки уголовного преследования. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
По сути, аналогичная правовая позиция выражена также и в других решениях Конституционного Суда Российской Федерации (например, Постановления от 7 июня 2000 года N 10-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 17 июля 2002 года N 13-П, Определение от 9 апреля 2003 года N 172-О).
В соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 30 июля 2001 года N 13-П и от 24 июня 2009 года N 11-П, в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем; федеральный законодатель, устанавливая меры взыскания штрафного характера, может предусматривать - с учетом особенностей предмета регулирования - различные формы вины и распределение бремени ее доказывания.
Закрепляющий общие положения и принципы административно-деликтного законодательства КоАП РФ также исходит из того, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке (часть 2 статьи 1.5); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5).
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 16234/06 указано, что особенность вины индивидуальных предпринимателей характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц, в связи с чем, применение критериев вины, установленных частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ для юридических лиц, к индивидуальным предпринимателям неправомерно.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
Данной статьей установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства (уведомления о проведении собрания кредиторов, сообщения о результатах проведения собрания кредиторов, сведения из Единого федерального реестра сведений о банкротстве, протокол об административном правонарушении), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Косыгина А. С. вины в форме неосторожности в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
По смыслу ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области соблюдения обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае не может быть признано малозначительным.
Кроме того, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Следовательно, допущенное конкурсным управляющим нарушение не может быть признано малозначительным.
Нарушений порядка привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Косыгин А. С. был извещен заблаговременно.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в Арбитражном суде Иркутской области лицо, привлеченное к ответственности, было также извещено надлежащим образом и заблаговременно.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом административного органа, то есть требования статей 23.60 и 28.3 КоАП РФ соблюдены.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Мера наказания (административный штраф) в размере 25000 руб. определена судом в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ при отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и снижения штрафа ниже низшего предела.
Таким образом, при рассмотрении данного дела суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Выводы суда по данному делу соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на всестороннем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы же, приведенные арбитражным управляющим в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2015 года по делу N А19-17392/2015, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2015 года по делу N А19-17392/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Э. В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17392/2015
Истец: Управление Федеральной службы государственной рагистрации кадастра и картографии по Иркутской области
Ответчик: Косыгин Александр Сергеевич
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17392/15
07.07.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3414/16
30.03.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-86/16
12.12.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17392/15