Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2016 г. N Ф07-4991/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
30 марта 2016 г. |
Дело N А66-14959/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой С.Ю.
при участии от администрации города Твери Федяева С.Н. по доверенности от 17.09.2015 N 250,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Корсаковой Лидии Михайловны на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 декабря 2015 года по делу N А66-14959/2015 (судья Белов О.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Корсакова Лидия Михайловна (место жительства: Тверская область, Калининский район, деревня Избрижье; ИНН 690504570691, ОГРНИП 304690109800180; далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ИНН 6901000920, ОГРН 1066950062717) о признании недействительным постановления от 26.10.2015 N 1791 "О демонтаже (сносе) неправомерно расположенного нестационарного торгового объекта".
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель в апелляционной жалобе и письменных объяснениях по делу просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправомерное намерение Администрации осуществить демонтаж спорных объектов во внесудебном порядке, что противоречит действующему законодательству. Указывает, что на момент рассмотрения дела в суде спорный торговый объект частично демонтирован, что привело к нарушению прав Предпринимателя, предусмотренных статьей 35 Конституции Российской Федерации и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель Администрации в заседании апелляционного суда доводы, изложенные в жалобе, не признал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприниматель надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представители в суд не явились, в связи с этим разбирательство по делу произведено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 226, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.03.2009 Комитетом по управлению имуществом Тверской области (на день рассмотрения спора - Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) и Предпринимателем заключен договор аренды N 020-з/09 (далее - договор), в соответствии с которым Предпринимателю предоставлена в аренду часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300054:4 площадью 64 кв.м от общей площади земельного участка 995,7 кв.м, по адресу: г. Тверь, ул. Бобкова, д. 5, под торговый киоск без права возведения объектов недвижимого имущества.
На указанном земельном участке Предпринимателем размещен торговый киоск.
Договор действует с момента подписания по 31.12.2009 (пункт 2.1).
На основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор был возобновлен на неопределенный срок, поскольку в отсутствие возражений со стороны арендодателя Предприниматель продолжала пользоваться земельным участком по истечении срока действия договора.
Уведомлением от 17.12.2013 N 22122-09 Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области сообщило Предпринимателю о расторжении указанного договора по истечение трех месяцев с даты получения указанного уведомления.
Сотрудниками Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери 30.07.2015 составлен акт обследования N 01/300715-з о незаконном размещении спорного нестационарного объекта.
Администрацией 26.10.2015 вынесено постановление N 1791 "О демонтаже (сносе) неправомерно расположенного нестационарного торгового объекта" в отношении указанного выше объекта Предпринимателя.
Не согласившись с названным постановлением, Предприниматель обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 01.03.2015 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с пунктами 15 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли, а также осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Статьей 17 указанного Закона определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа вправе издавать муниципальные правовые акты.
В силу пункта 5 статьи 7 Устава города Твери решения Тверской городской Думы от 09.09.2013 N 262 "О положении о проведении муниципального контроля на территории города Твери" объектом муниципального земельного контроля являются земли, находящиеся в границах муниципального образования городской округ город Тверь, органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль является администрация города Твери в лице ее структурных подразделений.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за возведением движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет администрация города Твери, как орган местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Во исполнение Закона N 381-ФЗ принято постановление администрации Тверской области N 458-па, которым утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов.
Постановлением Администрации от 03.03.2011 N 297 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Твери, согласно которому размещение нестационарных торговых объектов на территории города Твери на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в местах, определённых Схемой размещения НТО, утверждённой постановлением администрации города Твери.
Постановлением Администрации от 30.04.2015 N 600 утверждена Схема размещения НТО, в которую киоск, принадлежащий Предпринимателю, не включен.
Договор аренды земельного участка от 19.03.2009 N 020-з/09 с учетом положений пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствующего уведомления от 27.12.2013, полученного Предпринимателем 16.01.2014, расторгнут 16.04.2014.
С учетом изложенного Предприниматель не имеет правовых оснований для занятия спорного земельного участка ни по основаниям, предусмотренным земельным законодательством (договор аренды земельного участка расторгнут), ни по основаниям, предусмотренным законодательством, регулирующим торговую деятельность (спорный объект отсутствует в утвержденной схеме размещения НТО).
Постановлением Администрации от 09.07.2015 N 994 утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых объектов и иных нестационарных объектов на территории города Твери, пунктами 3.3. и 3.4. которого предусмотрены судебный и административный порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых объектов.
Указанное постановление не отменено и не признано не действующим.
Таким образом, оснований для признания постановления Администрации от 26.10.2015 N 1791 не соответствующим закону не имеется.
Демонтаж временного сооружения во внесудебном порядке не сопряжен с изъятием имущества из собственности его владельца, и ссылка подателя жалобы о нарушении статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Конституции Российской Федерации не может быть принята, поскольку спор по настоящему делу возник в отношении нестационарного торгового объекта и спорные правоотношения регулируются выше приведенным законодательством.
В силу изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18 декабря 2015 года по делу N А66-14959/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Корсаковой Лидии Михайловны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-14959/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2016 г. N Ф07-4991/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Корсакова Лидия Михайловна
Ответчик: Администрация города Твери
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4991/16
30.03.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1274/16
18.01.2016 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-166/16
18.12.2015 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-14959/15