Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2016 г. N Ф08-3578/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
30 марта 2016 г. |
дело N А32-5592/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза": Попков А.В., паспорт, по доверенности от 11.01.2016;
остальные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени и месте извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Контур" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2015 по делу N А32-5592/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Контур" к ответчику Государственному автономному учреждению Краснодарского края "Управление Краснодарской краевой государственной экспертизы проектов территориального планирования, проектов строительства и инженерных изысканий" при участии третьего лица Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" о признании незаконными заключений экспертизы, принятое в составе судьи Баганиной С.А.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Контур" (далее - истец общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" (далее - ответчик) о признании незаконными отрицательные заключения: - N 23-5-5-0830-13, от 14 ноября 2013 года, "Котельная для ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья N22 города-курорта Анапы Краснодарского края"; N 23-7-5-0900-13, от 09 декабря 2013 года, "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, город Армавир, х. Красная Поляна, ул. Баррикадная, 67"; N 23-5-5-0831-13 от 15 ноября 2013 года,"Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, станица Бесскорбная, ул. Советская, 30"; N 23-7-5-0008-14. от 10 января 2014 года, "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу Краснодарский край пос. Мостовской, ул.Строительная,3", выданные государственной экспертизой ГАУ КК Краснодаркрайгосэкспертиза, в связи с нарушениями проведения сроков государственной экспертизы более 60 дней (п.29 Постановления N145 срок проведения экспертизы 60 дней,в течении 45 дней проводиться государственная экспертиза), выдачей уведомления с замечаниями до официального срока проведения государственной экспертизы (срок проведения экспертизы с момента оплаты государственной экспертизы), нарушение содержания и порядка оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (заключение государственной экспертизы должно быть конкретным, объективным, аргументированным и доказательным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам экспертизы), не уведомления ООО "Контур" о выявленных недостатках в установленные сроки и не предоставлении возможности для устранения этих недостатков в нарушение пункта 35 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (уточненные требования в порядке ст. 49 АПК РФ.).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано, с ООО "Контур" в доход федерального бюджета взыскано 6000 рублей госпошлины. Судебный акт мотивирован тем, что проведение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации по спорным объектам капитального строительства осуществлялось в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договорными отношениями, что подтверждается представленными в материалы дела документами, обратного общество не доказало.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что нарушение ответчиком порядка проведения государственной экспертизы в части требований пункта 35 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и требований к содержанию заключению, установленных Требованиями к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы, является основанием для признания оспариваемого заключения не соответствующим закону. Также ответчик в жалобе указал на то, что замечания от экспертов поступили в нарушение действующего законодательства РФ, а именно ч. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, п. 29 Постановления Правительства РФ N 145 от 05.03.2007 срок проведения экспертизы не должен превышать 60 дней, срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 45 дней.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Остальные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела между ООО "Контур" (проектировщик, далее -подрядчик) и ГКУ КК "Агентство по управлению объектами топливо энергетического комплекса" (заказчик) заключены контракты: N 103/12, 104/12, 124/12, 126/12, по условиям которых подрядчик обязался выполнить проектные и изыскательские работы в соответствии с заданием на проектирование и календарным планом работ, являющихся неотъемлемой частью контракта.
Согласно п. 1.4 контрактов заказчик обязан предоставить, исходно разрешительную документацию необходимую для проектирования.
ООО "Контур" с соблюдением требований статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации уведомляло исх. письмами N 117 от 14.10.2013, N 148 от 13.12.2013, N 145 от 09.12.2013, ГКУ КК "Агентство по управлению объектами топливо энергетического комплекса" о необходимости предоставления дополнительной документации, топографических планов, расчетных схем, счетов, справок, запрашиваемой государственной экспертизой и указанных в замечаниях, согласно п.32 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 25.09.2014) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Предоставленные заказчиком технические данные и исходные документы (п. 4.1.2 контракта) подрядчик посчитал соответствующими требованиям действующего законодательства и обеспечивающими выполнение технической и проектной документации ООО "Контур".
Как указано в исковом заявлении, подрядчик в соответствии с п.1 ст.760 ГК РФ и в соответствии с заданием на проектирование и иными исходными данными выполнил условия контракта (п.4.3.3 контракта) и передал заказчику техническую, проектную документацию и инженерно-геологические изыскания (п.4.3.6 контракта), по акту передачи и акту выполненных работ, который был подписан без возражений.
В соответствии с п.4.3.8 изменения в проектную документацию ООО "Контур" обязано вносить только после письменного согласования с ГКУ КК "Агентство ТЭК" (п.4.3.8 контракта); обязано вносить дополнения и изменения в разработанную техническую и проектную документацию, согласно письменной мотивированной претензии ГКУ КК "Агентство ТЭК", при несоответствии условиям контракта (п.4.3.10, п.4.3.12, п.6.2.2 контракта), и задания на проектирование.
В соответствии с п. 3.3, ст.49, Градостроительного кодекса РФ застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
Как указано в исковом заявлении, после принятия результата работ и в ходе проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации по объектам :
- "Котельная для ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья N 22 города-курорта Анапы Краснодарского края"
- "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, город Армавир, х. Красная Поляна, ул. Баррикадная, 67",О
- "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, станица Бесскорбная, ул. Советская, 30",
- "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций но адресу Краснодарский край пос. Мостовской, ул. Строительная,3"
заказчик не предоставлял дополнительных испрашиваемых сведений и документов на государственную экспертизу экспертам, согласно п. 32 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 25.09.2014) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
По условиям договоров на проведение государственной экспертизы проектно сметной документации, заключенных между ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" и ГКУ КК "Агентство по управлению объектами топливо энергетического комплекса" последнее обязано предоставить проектную документацию, изыскания и исходно разрешительные документы в соответствии с п.п 13-16 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 25.09.2014) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, (п.3.2.1 договора).
При проведении государственной экспертизы организация по проведению государственной экспертизы вправе истребовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций сведения и документы, необходимые для проведения государственной экспертизы (Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 /V 145 (ред. от 25.09.2014) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий).
На основании отрицательного заключения N 23-5-5-0830-13 от 14 ноября 2013 года с сопроводительным письмом N2391 - 04 от 21.11.2013 года, по объекту: "Котельная для ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья N22 города-курорта Анапы Краснодарского края", разработанной и откорректированной ООО "Контур" 23.07.13 года установлено, договор на выполнение государственной
экспертизы между ГАУ КК "Краснодаркрай госэкспертиза" и ГКУ КК "Агентство ТЭК" заключен 30.05.2013 N 283. По результатам рассмотрения проектно-сметной документации, разработанной ООО "Контур", инженерных изысканий, ГКУ КК "Агентство ТЭК" письмами, предоставило в адрес ООО "Контур" замечания ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N04-02/910, от 02.07.2013, N04-02/1414, от 30.09.2013.
ООО "Контур" рассмотрело предоставленные материалы, замечания, ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/910, от 02.07.2013, откорректировало проектно-сметную документацию и 23.07.2013 по акту передачи передало в ГКУ КК "Агентство ТЭК", откорректированную проектно-сметную документацию, ответы на замечания с сопроводительным письмом.
Истец пояснил, что по предоставленным откорректированным документам в соответствии с п.35 постановления правительства N 145 РФ, о порядке проведения государственной экспертизы замечаний РФ, о снятии замечаний в полном объеме или не снятии, от экспертов проводивших государственную экспертизу уведомлений не поступило. ГКУ КК "Агентство ТЭК" информацию не предоставило, не уведомляло ООО "Контур" о неснятых замечаниях по откорректированной проектно-сметной документации.
30.09.2013 заказчик направил подрядчику замечания ГАУ КК
"Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/1414, от 30.09.2013 с приложением к письму N 1821-04 от 30.09.2013, где указано, что данные замечания ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/1414, от 30.09.2013 направлены в дополнение к уведомлению N 04-02/910 от 02.07.2013.
ООО "Контур" рассмотрело предоставленные замечания ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/910, от 02.07.2013, N 04-02/1414, от 30.09.2013 года, по выявленным недостаткам направило запросы в ГКУ КК "Агентство ТЭК" о предоставлении недостающих исходных данных.
В отрицательном заключении ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" указало на невыполненные и не представленные документы:
- п.2.13 не предоставлены дефектные акты демонтажа дорожных покрытий.
- п.2.18 - п.2.22 дополнительные замечания не указанные в основных замечаниях,
- п.5.4.3 не указаны ссылки на нарушение нормативных документов,
- п.5.6.1. не выполнен (не представлены выкопировки расчетной схемы газопроводов высокого и среднего давления разработанные в 2010 году),
- п.5.6.6 - п.5.6.10 не представлены объемы по укладке газопровода высокого давления,
- п.5.6.13 - п.5.6.17 дополнительные замечания не указанные в основных замечаниях.
- п. 9.8 - 9.9 дополнительные замечания не указанные в основных замечаниях.
- п. 10.3.- п. 10.7 не предоставлены сведения о резервном водоснабжении объекта, степени огнестойкости.
- п. 11.3 не согласован том прайс-листы, заказчиком, запрашиваемые экспертизой документы не предоставлены заказчиком ГКУ КК "Агентство ТЭК" в установленные сроки.
По мнению истца, замечания от экспертов поступили в нарушение действующего законодательства РФ, а именно ч.7 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, п.29 Постановления правительства РФ N 145 от 05 марта 2007 года срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней, срок проведения государственной экспертизы на должен превышать 45 дней. В нарушение ст.49 Градостроительного кодекса РФ, ГКУ КК "Агентство ТЭК" предоставило отрицательное заключение N 23-5-5-0830-13 от 14 ноября 2013 года по объекту: "Котельная для ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья N22 города- курорта Анапы Краснодарского края", где указано договор заключен
30.05.2013 за N 283, то есть по истечении 165 дней вместо 60 дней, согласно договора рассматривалась первоначальная проектная
документация, и откорректированная (изм.) документация.
В заключении N 23-5-5-0830-13 от 14.11.2013 года по объекту: "Котельная для ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья N 22 города-курорта Анапы Краснодарского края", указаны дополнительные пункты замечаний, которые не отражались в замечаниях ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/910, от 02.07.2013, N 04-02/1414, от 30.09.2013.
В градостроительном паспорте на подводящий газопровод который не был представлен на государственную экспертизу, указано что градостроительный план выдан на основании заявки 05.07.2013, фактически после завершения работ ООО "Контур".
ООО "Контур" проект линейного объекта подводящего газопровода высокого давления не разрабатывало.
Отрицательное заключения государственной экспертизы ГАУ КК "Краснодраркрайгосэкспертиза" N 23-5-5-0831-13 от 15.11.2013, выдано заявителю из-за непредставления в ГАУ КК "Краснодраркрайгосэкспертиза" испрашиваемых уточненных документов в установленные сроки.
По мнению подрядчика, заказчик нарушил действующее законодательство по срокам проведения государственной экспертизы, не исполнив требования ГАУ КК "Краснодраркрайгосэкспертиза" в замечаниях N 04-02/1415, от 30.09.2013, N 04-02/932, от 04.07.2013, не предоставил сведения о результатах рассмотрения ответов на замечания для возможности оперативного внесения изменений в проектно-сметную документацию в ходе проведения государственной экспертизы по объекту: "Котельная для ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья N 22 города-курорта Анапы Краснодарского края".
На основании предоставленного в адрес общества отрицательного заключения N 23-7-5-0900-13 от 09 декабря 2013 года, с сопроводительным письмом, откорректированной проектной документации по объекту: "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, город Армавир, х. Красная Поляна, ул. Баррикадная, 67" разработанной и откорректированной ООО "Контур" 25.11.13 года установлено следующее: - договор на выполнение государственной экспертизы между ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" и ГКУ КК "Агентство ТЭК" заключен 16.08.2013 года N475.
ГКУ КК "Агентство ТЭК" письмом N 2272-04 от 08.11.2013, предоставило в адрес ООО "Контур", замечания от 04.07.2013 ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 0402/1638 от 07.11.2013.
ООО "Контур" рассмотрело предоставленные материалы и замечания, ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/1638 от 07.11.2013, откорректировало проектно-сметную документацию, инженерные изыскания и передало в ГКУ КК "Агентство ТЭК" 25.11.2013 по акту передачи, откорректированную проектно-сметную документацию, ответы на замечания с сопроводительным письмом.
В сопроводительном письме указало на обязательность предоставления документов ГКУ КК "Агентство ТЭК", указанных экспертами, имеющихся только у ГКУ КК "Агентство ТЭК" как заявителя гос.услуги. Документы ГКУ КК "Агентство ТЭК" так и не были представлены.
Истец указал, что по предоставленным откорректированным документам от экспертов, проводивших государственную экспертизу, уведомлений в адрес ООО "Контур" не поступило. Заказчик также не представил информацию о том, что имеются не снятые замечания, не предоставил откорректированную проектно-сметную документацию.
07.11.2013 заказчик повторно направил замечания ГАУ КК
"Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/1638 от 07.11.2013 (договор N 475 от 16.08.2013 года), в адрес подрядчика.
В замечаниях указано: п. 1.2 Топоплан участка строительства с указанием организации, проводившей работы, N договора, даты проведения работ и заказчика изысканий не представлены; п. 1.8 не предоставлены изыскания под теплотрассу, п. 4.2 не предоставлен проект по прокладке теплотрасс; п. 4.7 лист АС 9 не предоставлен; п.4.10 документация не предоставлена; п.4.15 документация не предоставлена; п.4.20 документация не предоставлена; п.5.4.4 не представлена справка, не откорректировано задание на проектирование; п.5.4.4 не откорректировано задание на проектирование; 5.4.15 не представлен хим. анализ воды; п. 12.1-12.20 не представлен откорректированный проект ГО и ЧС; п. 11.9 не согласован том прайс листы с заказчиком,застройщиком, запрашиваемые экспертизой документы не предоставлены заказчиком ГКУ КК "Агентство ТЭК" в установленные сроки; п.11.3 справку о дальности перевозки грунта при выполнении земляных работ не представлена.
Однако, по мнению истца, замечания от экспертов поступили 07.11.2013 в нарушение действующего законодательства РФ, а именно ч.7 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, п.29 Постановления правительства РФ N 145 от 05 марта 2007 года срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней, и 45 дней проведение государственной экспертизы.
ООО "Контур" рассмотрело предоставленные замечания ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/1415 от 07.11.2013, по выявленным недостаткам направило запросы в ГКУ КК "Агентство ТЭК" о предоставлении недостающих исходных данных.
Заказчик предоставило в адрес подрядчика отрицательное заключение N 23-7-5-090013 от 09 декабря 2013 года по объекту: "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, город Армавир, х. Красная Поляна, ул. Баррикадная, 67" где указано, договор заключен 16.08.2013 за N 475, согласно договора рассматривалась первоначальная проектная документация, и откорректированная ( изм. ) документация переданная 23.11.2013.
В заключении ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" указало: п. 1.2 Топоплан участка строительства с указанием организации, проводившей работы, N договора, даты проведения работ и заказчика изысканий не представлен; п. 1.8 не предоставлены изыскания под прокладку теплотрасс, п. 4.2 не предоставлен проект по прокладке теплотрасс, п. 4.7 лист АС 9 не предоставлен, п.4.10 документация не предоставлена, п.4.15 документация не предоставлена, п.4.20 документация не предоставлена, п.5.4.4 не представлена справка, не откорректировано задание на проектирование; п. 5.4.15 не представлена хим.анализ воды, и. 12.1-12.20 не представлен откорректированный проект ГО и ЧС, п.11.3 Справку о дальности перевозки грунта при выполнении земляных работ не представлена. п. 11.9 не согласован том прайс листы с заказчиком, запрашиваемые экспертизой документы не предоставлены заказчиком ГКУ КК "Агентство ТЭК" в установленные сроки.
Отрицательное заключение государственной экспертизы ГАУ КК "Краснодраркрайгосэкспертиза" N 23-7-5-0900-13 от 09 декабря 2013 года, выдано заявителю ГКУ КК "Агентство ТЭК", из-за непредставления в ГАУ КК "Краснодраркрайгосэкспертиза" откорректированной проектно-сметной документации, испрашиваемых справок, уточненных документов, в установленные сроки.
По мнению истца, ответчиком нарушено действующее законодательство по срокам проведения государственной экспертизы, по срокам предоставления сведений о результатах рассмотрения ответов на замечания, п.35 постановления правительства от 05 марта 2007 года N 145, для возможности оперативного внесения изменении в проектно-сметную документацию в ходе проведения государственной экспертизы.
На основании предоставленного в адрес истца отрицательного заключения N 23-55-0831-13 от 15 ноября 2013 года, с сопроводительным письмом N2392-04 от 26.11.2013, откорректированной проектной документации по объекту: "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, станица Бесскорбная, ул. Советская, 30" разработанной и откорректированной ООО "Контур" 23.07.2013 установлено, договор на выполнение государственной экспертизы между ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" и ГКУ КК "Агентство ТЭК" заключен 19.06.2013 года N325; по результатам рассмотрения проектно-сметной документации, разработанной ООО "Контур", инженерных изысканий, ГКУ КК "Агентство ТЭК" письмом N1232-04 от 04.07.2013 года, предоставило в адрес ООО "Контур" замечания ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N04-02/932, от 04.07.2013.
ООО "Контур" рассмотрело предоставленные материалы, замечания, ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/932, от 04.07.2013 года, откорректировало проектно-сметную документацию, и передало в ГКУ КК "Агентство ТЭК" 23.07.2013 по акту передачи, откорректированную проектно-сметную документацию, ответы на замечания с сопроводительным письмом.
Однако, заказчик по предоставленным откорректированным документам о снятии замечаний в полном объеме или не снятии информацию не предоставил, не уведомлял ООО "Контур" о неснятых замечаний по откорректированной проектно-сметной документации. От экспертов, проводивших государственную экспертизу уведомлений не поступило.
30.09.2013 подрядчик получил от заказчика замечания ГАУ КК
"Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/932, от 04.07.2013 приложением к письму N 1822-04 от 30.09.2013, где указано что данные замечания ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/1415, от 30.09.2013 направлены в дополнение к уведомлению N 04-02/932 от 04.07.2013. В замечаниях указано о непредоставлении ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" следующих документов: п. 2.9 Лист ПЗУ 4 не предоставлен, п. 2.10 лист ПЗУ 4 не предоставлен, п.4.1,4.2,4.3,4.4,4.5,4.7 замечания проектной организацией принято, документация не предоставлена, п. 2.10 Лист ПЗУ 4 не предоставлен, п.5.7.4 РПТ не представлен, п. 5.7.5-5.7.10 не выполнен (не представлен том 13), п. 8.7 не представлена справка о вывозе ТБО, п. 8.8 не представлен откорректированы градостроительный план, - п. 10.11 не представлены сведения о резервных источниках водоснабжения; п. 11.3 не согласован том прайс листы с заказчиком, запрашиваемые экспертизой документы не предоставлены заказчиком ГКУ КК "Агентство ТЭК" в установленные сроки.
ООО "Контур" рассмотрело предоставленные замечания ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/1415, от 30.09.2013, по выявленным недостаткам направило запросы в ГКУ КК "Агентство ТЭК" о предоставлении недостающих исходных данных.
По мнению истца, замечания от экспертов поступили в нарушение действующего законодательства РФ, а именно ч.7 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, н.29 Постановления правительства РФ N 145 от 05 марта 2007 года срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней. В нарушение ст.49 градостроительного кодекса РФ, ГКУ КК "Агентство
ТЭК" предоставило отрицательное заключение N 23-5-5-0831-13 от 15.11.2013 года по объекту: "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, станица Бесскорбная, ул. Советская, 30" где указано договор заключен 19.06.2013 года за N 325, те но истечении 150 дней вместо 60 дней, согласно договора рассматривалась первоначальная проектная документация, и откорректированная документация.
В заключении ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" указало: п. 2.9 Лист ПЗУ 4 не предоставлен, п. 2.10 Лист ПЗУ 4 не предоставлен, п. 4.1- 4.7 замечания проектной организацией принято, документация не предоставлена, п. 2.10 Лист ПЗУ 4 не предоставлен, п. 5.7.4 РПТ не представлен, п. 5.7.5-5.7.10 не выполнен (не представлен том 13), п. 8.7 не представлена справка о вывозе ТБО, п. 8.8 не представлен откорректированы градостроительный план, п. 10.11 не представлены сведения о резервных источниках водоснабжения; п. 11.3 не согласован том прайс листы с заказчиком, запрашиваемые экспертизой документы, не предоставлены заказчиком ГКУ КК "Агентство ТЭК" в установленные сроки.
В заключение N 23-5-5-0831-13 от 15.11.2013 по объекту: "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, станица Бесскорбная, ул. Советская, 30", пункты которые не соответствуют пунктам замечаний ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 0402/1415, от 30.09.2013, N 04-02/932, от 04.07.2013 года, п. 5.4.9-5.4.15.
В заключении указаны дополнительные пункты, которые не отражались в замечаниях ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 04-02/1415, от 30.09.2013, N 0402/932, от 04.07.2013 года, а именно и.5.6.7-5.6.8.
В градостроительном паспорте объекта указаны ТУ, которые не представлялись на государственную экспертизу, и не передавались ООО "Контур".
Отрицательное заключения государственной экспертизы ГАУ КК "Краснодраркрайгосэкспертиза" N 23-5-5-0831-13 от 15.11.2013, выдано заявителю из-за действий, бездействий должностных лиц, непредставивших в ГАУ КК "Краснодраркрайгосэкспертиза" откорректированную проектно-сметную документацию с сопроводительным письмом, испрашиваемые справки, договора на вывоз ТБО, уточненные документы градостроительного плана, в установленные сроки.
Нарушено действующее законодательство по срокам проведения государственной экспертизы, предоставления сведений о результатах рассмотрения ответов на замечания, п.35 постановления правительства от 05 марта 2007 года N 145, для возможности оперативного внесения изменений в проектно-сметную документацию в ходе проведения государственной экспертизы.
ГКУ КК "Агентство ТЭК", не выполнило требований ГАУ КК "Краснодраркрайгосэкспертиза" указанных в замечаниях N 04-02/1415, от 30.09.2013, N 0402/932, от 04.07.2013.
На основании предоставленного в адрес истца 09.12.2013 письма N 2536-04 от ГКУ КК "Агентство ТЭК", об устранении замечаний выявленных государственной экспертизой по разработанной ООО "Контур" проектной документации "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу Краснодарский край нос. Мостовской, ул.Строительная,3".
Дополнительно к выше указанным замечаниям по проектной документации, 12.12.2013, поступило дополнительное письмо за N 2568-04, об устранении замечаний сметной документации по объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу Краснодарский край пос. Мостовской, ул.Строительная,3", установлены сроки предоставления документов: откорректированной проектной документации, инженерных изысканий в срок до 18.12.2013 года, откорректированной сметной документации в срок до 23.12.2013.
ООО "Контур" откорректировало проектную документацию, инженерные изыскания, подготовило ответы и направило в адрес письмом за N 151 от 18.12.2013 с приложениями следующих документов: акта приема передачи откорректированной проектной документации по замечаниям, дополнений к инженерным изысканиям по замечаниям, ответов на предоставленные вопросы по письму N2536-04 об устранении замечаний, которые приняты в полном объеме 18.12.2013.
ООО "Контур" откорректировало сметную документацию, подготовило ответы, и направило письмо N 152 23.12.2013 с приложениями следующих документов: акта приема передачи откорректированной проектной документации по замечаниям; ответов на предоставленные вопросы по письму N2568-04 об устранении замечаний. В принятии сметной документации и письма N151 от 23.12.2013 было отказано.
ГКУ КК "Агентство ТЭК" не предоставило на государственную экспертизу ГАУ КК "Краснодраркрайгосэкспертиза", г.Краснодар ул.Северная 324 литер "К", в установленные сроки, исправленную, откорректированную проектно-сметную документацию, ответов в составе проектно-сметной документации, по объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций но адресу Краснодарский край пос. Мостовской, ул. Строительная, 3.
Подтверждением не предоставления документов является указание в разделе 4. Результаты рассмотрения проектной документации и материалов инженерных изысканий, отрицательного заключения государственной экспертизы ГАУ КК "Краснодраркрайгосэкспертиза" N 23-7-5-0008-14 от 10.01.2014, заявителем (ГКУ КК "Агентство ТЭК") ответы не представлены.
ООО "Контур" считая отрицательные заключения ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" незаконными обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Заключение государственной экспертизы проектной документации является ненормативным правовым актом, в связи с чем суд рассмотрел заявление общества, по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 3 статьи 198 АПК РФ).
При подаче заявления ООО "Контур" не обосновало, в какой части оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и как отрицательные заключения нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также ООО "Контур" не предоставило доказательств и не обосновало причину пропуска срока подачи заявления, а также не ходатайствовало о его восстановлении.
Пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, при отсутствии на то уважительных причин, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требованиях.
В соответствии со статьями 6.1 и 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение), постановлением главы администрации Краснодарского края от 16 ноября 2007 года N 1067 "Об осуществлении полномочий Краснодарского края в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", государственное автономное учреждение Краснодарского края "Управление Краснодарской краевой государственной экспертизы проектов территориального планирования, проектов строительства и инженерных изысканий" (ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза") наделено функциями по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Частью 7 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней.
В соответствии с пунктами 28 и 29 Положения, проведение государственной экспертизы начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы.
Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней. В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза:
а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;
б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам;
в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.
Результатом государственной экспертизы, выполняемой ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза", является положительное, либо отрицательное заключение (часть 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 31 и 35 Положения предусмотрено, что при проведении государственной экспертизы проектной документации может осуществляться оперативное внесение изменений в порядке, установленном договором.
При выявлении в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы, указанные в пункте 34 Положения, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения. В случае если выявленные недостатки невозможно устранить в процессе государственной экспертизы или заявитель в установленный срок их не устранил, организация по проведению государственной экспертизы вправе отказаться от дальнейшего проведения экспертизы и поставить вопрос о досрочном расторжении договора, о чем письменно уведомит заявителя с указанием мотивов принятого решения.
То есть, в процессе проведения государственной экспертизы экспертная организация может направлять в адрес заявителя экспертизы уведомления о недостатках неоднократно, а заявитель имеет право на основании пункта 31 Положения оперативно вносить изменения в проектную документацию в пределах сроков на проведение экспертизы и подготовки заключения экспертизы, поскольку общий максимальный срок проведения государственной экспертизы не может превышать 60 дней.
30.05.2013 на основании заявления государственного казенного учреждения Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" был заключен договор на проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, включая смету на строительство N 283 по объекту "Котельная для ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья N 22 города-курорта Анапы Краснодарский края".
Уведомления о недостатках направлены в адрес заявителя государственной экспертизы письмами от 02.07.2013, N 04-02/910, от 30.09.2013, N 04-02/1414.
В уведомлении от 02.07.2013 N 04-02/910 (срок исполнения не позднее 16.07.2013 г.) содержалось 168 недостатков.
В уведомлении от 30.09.2013 N 04-02/1414 (срок исполнения не позднее 11.10.2013 г.) содержалось 72 недостатка.
Всего недостатков по двум уведомлениям 240, из них не устранено 75.
По результатом рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в связи с тем, что выявленные недостатки не были устранены заявителем экспертизы в установленный срок, учреждением было подготовлено и выдано отрицательное заключение N 23-5-5-0830-13 от 14 ноября 2013 года, по объекту "Котельная для ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья N 22 города-курорта Анапы Краснодарский края".
19 июня 2013 года на основании заявления государственного казенного учреждения Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" был заключен договор на проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, включая смету на строительство N 325 по объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, ст-ца Бесскорбная, ул. Советская, 30".
Уведомления о недостатках направлены в адрес заявителя государственной экспертизы письмами от 04.07.2013 N 04-02/932, от 30.09.2013 N 04-02/1415.
В уведомлении от 04.07.2013 N 04-02/932 (срок исполнения не позднее 17.07.2013 г.) содержался 151 недостаток.
В уведомлении от 30.09.2013 N 04-02/1415 (срок исполнения не позднее 11.10.2013 г.) содержалось 72 недостатка.
Всего недостатков по двум уведомлениям 223, из них не устранено 74.
По результатом рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в связи с тем, что выявленные недостатки не были устранены заявителем экспертизы в установленный срок, учреждением было подготовлено и выдано отрицательное заключение государственной экспертизы N 23-5-5-0831-13 от 15 ноября 2013 года, по объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, ст-ца Бесскорбная, ул. Советская, 30".
16 августа 2013 года на основании заявления государственного казенного учреждения Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" был заключен договор на проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, включая смету на строительство N 475 по объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, х. Красная Поляна, ул. Баррикадная, 67".
Уведомления о недостатках были направлены в адрес заявителя государственной экспертизы письмами от 07.11.2013 г. N 04-02/1638, от 08.11.2013 г. N 04-02/1647.
В уведомлении от 07.11.2013 N 04-02/1638 (срок исполнения не позднее 20.11.2013 г.) содержалось 145 недостатков.
В уведомлении от 08.11.2013 г. N 04-02/1647 (срок исполнения не позднее 20.11.2013 г.) содержалось 37 недостатков.
Всего недостатков по двум уведомлениям 182, из них не устранено 103.
По результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в связи с тем, что выявленные недостатки не были устранены заявителем экспертизы в установленный срок, учреждением было подготовлено и выдано отрицательное заключение государственной экспертизы N 23-7-5-0900-13 от 09 декабря 2013 года, по объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, х. Красная Поляна, ул. Баррикадная, 67".
05 ноября 2013 года на основании заявления государственного казенного учреждения Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" был заключен договор на проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, включая смету на строительство N 626 по объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, пос. Мостовской, ул. Строительная, 3".
Уведомления о недостатках направлены в адрес заявителя государственной экспертизы письмами от 09.12.2013 N 04-02/1791, от 12.12.2013 N 04-02/1829.
В уведомлении от 09.12.2013 N 04-02/1791 (срок исполнения не позднее 20.12.2013 г.) содержалось 103 недостатка.
В уведомлении от 12.12.2013 N 04-02/1829 (срок исполнения не позднее 25.12.2013 г.) содержалось 17 недостатков.
Всего недостатков по двум уведомлениям 120, из них не устранено 120.
По результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в связи с тем, что выявленные недостатки не были устранены заявителем экспертизы в установленный срок, учреждением было подготовлено и выдано отрицательное заключение государственной экспертизы N 23-7-5-0008-14 от 10 января 2014 года, по объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, пос. Мостовской, ул. Строительная, 3".
Таким образом, в основе результатов отрицательных заключений государственной экспертизы содержаться не устраненные недостатки практически по всем разделам проектной документации.
Генеральной проектной организацией вышеуказанных объектов капитального строительства, являлось ООО "Контур", которое разрабатывало проектную документацию, корректировало ее в процессе проведения государственной экспертизы, а также готовило информацию о внесенных изменениях и устранении выявленных замечаний о недостатках на основании государственных контрактов на проектирование объектов, заключенных между ООО "Контур" и государственным казенным учреждением Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса".
В соответствии со статьями 6.1 и 49 Градостроительного кодекса Российской
Федерации, Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее -Положение), постановлением главы администрации Краснодарского края от 16 ноября 2007 года N 1067 "Об осуществлении полномочий Краснодарского края в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", государственное автономное учреждение Краснодарского края "Управление Краснодарской краевой государственной экспертизы проектов территориального планирования, проектов строительства и инженерных изысканий" (ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза") наделено функциями по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу частей 1, 5 статьи 49 Градостроительного кодекса (в редакции, действующей в спорный период) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления проектной документации на государственную экспертизу, результатом государственной экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (часть 9 статьи 49 Градостроительного кодекса).
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса (в редакции, действующей в спорный период), уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган (организация) отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Поскольку заключение о соответствии или несоответствии проектной документации установленным требованиям представляет собой документ, адресованный конкретным лицам, и влечет за собой определенные юридические последствия, такое заключение является ненормативным актом независимо от результата проведенной государственной экспертизы - положительного или отрицательного.
Содержащаяся в части 10 статьи 49 Градостроительного кодекса норма, предусматривающая возможность оспаривания отрицательного заключения государственной экспертизы в судебном порядке застройщиком или заказчиком, констатирует статус заключения государственной экспертизы как ненормативного правового акта и не устанавливает ограничений для оспаривания заключения государственной экспертизы (положительного или отрицательного) иными лицами в случае, если такое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании заявлений ГКУ Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" были заключены следующие договоры на проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, включая смету на строительство:
- от 30 мая 2013 года N 283 по объекту "Котельная для ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья N 22 города-курорта Анапы Краснодарский края";
- от 19 июня 2013 года N 325 по объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, ст-ца Бесскорбная, ул. Советская, 30";
- от 16 августа 2013 года N 475 по объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, х. Красная Поляна, ул. Баррикадная, 67";
- 05 ноября 2013 года N 626 по объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, пос. Мостовской, ул. Строительная, 3".
Согласно пункту 4.1. данных договоров, начало срока проведения государственной экспертизы устанавливается с даты поступления денежных средств в размере 100% оплаты проведения государственной экспертизы и предоставления Заявителем Исполнителю оформленной договорной документации.
Срок проведения государственной экспертизы по договорам - не более 60 дней, с даты начала проведения государственной экспертизы (пункт 4.2. договоров).
Согласно пункт 4.3. договоров срок устранения заявителем недостатков, выявленных Исполнителем в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не учитывается при определении фактического срока проведении экспертизы.
Таким образом, предварительные уведомления об общих недостатках могут быть направлены в адрес заявителя экспертизы с момента заключения договора, на основании данных, полученных в ходе предварительного рассмотрения представленной на экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, в соответствии с пунктом 21 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. N 145.
Получив вышеуказанные уведомления, заявитель имеет право на устранение данных недостатков в установленный в них срок, при этом результаты устранения недостатков по предварительным уведомлениям учитываются только в процессе проведения экспертизы и отражаются в соответствующем заключении экспертизы.
По объекту "Котельная для ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья N 22 города-курорта Анапы Краснодарский края" оплата произведена заказчиком платежным поручением N644 от 16.09.2013.
Письмо с сообщением о недостатках проектно-сметной документации направлено в адрес заказчика 02.07.2013 N 04-02/910.
Сообщение заказчика об устранении недостатков получено письмом от 26.07.2013 N 1441 -04.
Второе письмо экспертного учреждения о недостатках проектно-сметной документации направлено заказчику 30.09.2013 N 04-02/1414.
Сообщение от заказчика об устранении недостатков в ответ на повторное обращение экспертного учреждения получено не было.
14.11.2013 выдано отрицательное заключение госэкспертизы.
Следует вывод, что с момента получения оплаты от заказчика установленный 60-дневный срок для проведения госэкспертизы не нарушен.
По объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, ст-ца Бесскорбная, ул. Советская, 30" оплата произведена заказчиком платежным поручением N 643 от 16.09.2013,
Письмо с сообщением о недостатках проектно-сметной документации направлено в адрес заказчика 04.07.2013 N 04-02/932.
Сообщение заказчика об устранении недостатков получено письмом от 07.08.2013 N 1511-04.
Второе письмо экспертного учреждения о недостатках проектно-сметной документации направлено заказчику 30.09.2013 N 04-02/1415.
Сообщение от заказчика об устранении недостатков в ответ на повторное обращение экспертного учреждения получено не было.
15.11.2013 выдано отрицательное заключение госэкспертизы.
Следует вывод, что с момента получения оплаты от заказчика установленный 60-дневный срок для проведения госэкспертизы не нарушен.
По объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, х. Красная Поляна, ул. Баррикадная, 67" оплата произведена заказчиком платежным поручением N 711 от 09.10.2013
Письмо с сообщением о недостатках проектно-сметной документации направлено в адрес заказчика 07.11.2013 N 04-02/1638.
Сообщение заказчика об устранении недостатков не было получено.
Второе письмо экспертного учреждения о недостатках проектно-сметной документации направлено заказчику 08.11.2013 N 04-02/1647.
Сообщение от заказчика об устранении недостатков в ответ на повторное обращение экспертного учреждения было получено письмами от 27.11.2013, от 04.12.2013.
09.12.2013 выдано отрицательное заключение госэкспертизы.
Следует вывод, что с момента получения оплаты от заказчика установленный 60-дневный срок для проведения госэкспертизы не нарушен.
По объекту "Строительство котельной и подводящих инженерных коммуникаций по адресу: Краснодарский край, пос. Мостовской, ул. Строительная, 3" оплата произведена заказчиком платежным поручением N 799 от 08.11.2013.
Письмо с сообщением о недостатках проектно-сметной документации направлено в адрес заказчика 09.12.2013 N 04-02/1791.
Сообщение заказчика об устранении недостатков не было получено.
Второе письмо экспертного учреждения о недостатках проектно-сметной документации направлено заказчику 12.12.2013 N 04-02/1829.
Сообщение от заказчика об устранении недостатков в ответ на повторное обращение экспертного учреждения получено не было.
10.01.2014 выдано отрицательное заключение госэкспертизы.
Следует вывод, что с момента получения оплаты от заказчика установленный 60-дневный срок для проведения госэкспертизы не нарушен.
Только по двум объектам экспертизы выдавались предварительные уведомления о недостатках, результаты рассмотрения которых отражены в заключениях государственной экспертизы на общих основаниях, доводы апелляционной жалобы о нарушении сроков проведения экспертиз необоснованными, поскольку государственные экспертизы были проведены в соответствии с заключенными договорами и в рамках градостроительного законодательства РФ.
В рассматриваемом случае имеет место недобросовестное отношение заказчика к своим обязанностям при проведении госэкспертизы и несвоевременное доведение им до сведений подрядчика замечаний экспертов, своевременное устранение которых возможно повлияло бы на результат оценки проектно-сметной документации в целом, поскольку доказательства принятия им мер к своевременному извещению подрядчика, а также доказательства того, что недостатки проектно-сметной документации носили неустранимый характер, заказчиком не представлены.
Суд апелляционной инстанции повторно изучил представленные в материалы дела документы и пришел к выводу, что проведение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации по вышеуказанным объектам капитального строительства осуществлялось в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договорными отношениями, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Отрицательные заключения государственной экспертизы проектной документации N 23-5-5-0830-13 от 14 ноября 2013 года, N 23-5-5-0831-13 от 15 ноября 2013 года, N 237-5-0900-13 от 09 декабря 2013 года, N 23-7-5-0008-14 от 10 января 2014 года, выданы в соответствии с нормами градостроительного законодательства, и подтверждают, что проектная документация объектов капитального строительства, на момент проведения государственной экспертизы, была подготовлена не в соответствии требованиями технических регламентов, и не отвечала требованиям конструктивной надежности и безопасности.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2015 по делу N А32-5592/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5592/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2016 г. N Ф08-3578/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Контур"
Ответчик: ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза", ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "УПРАВЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОЙ КРАЕВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ"
Третье лицо: ГКУ Агенство по управлению обьектами топливно-энергетического комплекса, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБЪЕКТАМИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА"
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3578/16
30.03.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2294/16
22.12.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5592/15
04.08.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12548/15
20.05.2015 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5592/15