г. Владимир |
|
25 марта 2016 г. |
Дело N А38-4302/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Насоновой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Рожковой К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.12.2015 по делуА38-4302/2015, принятое судьёй Волковым А.И., по иску открытого акционерного общества "Энергия" (ИНН 1215098823, ОГРН 1041200432932), к ответчику федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Марийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704761773, ОГРН 1107746633521), о взыскании убытков.
В судебном заседании приняли участие представители:
- от ответчика (заявителя) - федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - Мочалина Е.А. по доверенности от 20.02.2016 N 5 (сроком действия до 09.04.2016);
- от истца - открытого акционерного общества "Энергия" - Дырда О.С. по доверенности от 12.01.2015 (сроком действия 3 года).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации открытое акционерное общество "Энергия" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском о взыскании с ответчика, федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Марийского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, убытков в сумме 40 205 руб. 35 коп., составляющих стоимость восстановительного ремонта высоковольтной линии, поврежденной в результате падения сухостойных деревьев и 10 000 руб., составляющих стоимость услуг по проведению оценочной лесотехнической экспертизы, всего 50 205 руб. 35 коп.
Решением от 15.12.2015 арбитражный суд удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Марийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, при нарушении норм материального права.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что поддержание трасс линий электропередач в надлежащем состоянии, исключающим их повреждения, входит в обязанности владельца линий электропередач. Отмечает, что лесничеством проводятся лесопатологические обследования в объемах, предусмотренных лесохозяйственным регламентов. Истец не направлял заявлений о вырубке сухостоя.
ОАО "Энергия" в отзыве возразило против доводов жалобы, пояснив при этом, что корректировка лесохозяйственного регламента лесничества осуществляется по результатам лесопатологического обследования.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок общей площадью 66268647,0 кв. м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, восточная и юго-восточная части кадастрового района, кадастровый номер: 12:04:0000000:392, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2014 N 12-МР 959777 (т. 2, л.д. 22).
На данном участке находится линейное сооружение - ВЛ-6 от ПС-110/6 кВ "Лесная", собственником которого является ОАО "Энергия".
01.02.2015 в 15 часов 01 минуту от действия защиты МТО произошло отключение ф-616 от ПС-110/6 кВ "Лесная". 02.02.2015 в 9 часов 50 минут произошло срабатывание МТО и отключение ф-616 от ПС-110/6 кВ "Лесная".
В результате проведенного работниками ОАО "Энергия" расследования установлено, что причиной отключения ф-616 от ПС-110/6 кВ "Лесная" (перерыв в передаче электрической энергии по сетям) в обоих случаях явилось падение сухостойных деревьев, расположенных на расстоянии более 15 метров от крайних проводов ЛЭП в пролете опор магистрали ВЛ-6кВ, что отражено в акте расследования причин аварий N 5/1 от 03.03.2015 (т. 1, л.д. 24-25).
26.02.2015 между ОАО "Энергия" и ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный технологический университет" заключен договор на оказание услуг по установлению причин аварий, произошедших на ВЛ-6 (т. 1, л.д. 37-38).
Согласно заключению эксперта - доцента кафедры лесоводства и лесоустройства ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный технологический университет" Поповой Н.Н. установлено, что первое погибшее дерево (квартал 102 Суслонгерского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ, упавшее на ВЛ в пролете опор N N 3-4 ответвления ВЛ-6 кВ фидер-616 ПС-110/6 кВ "Лесная" на ТП-2 "ул. Широкая, п. Куяр" по шкале категорий санитарного состояния относится к старому сухостою; дерево породы ель обыкновенная или европейская; хвои нет, кора частично отпала; диаметр дерева - 32 см; разряд высот второй, высота дерева составила 27 м; дерево произрастало в 15 м от ВЛ (в пяти метрах от охранной зоны ВЛ).
Второе погибшее дерево (квартал 123 Суслонгерского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "ГУЛХ" МО РФ), упавшее на ВЛ в пролете опор N 72-73, по шкале категорий санитарного состояния относится к старому сухостою; дерево породы ель обыкновенная или европейская; хвои нет, кора частично отпала; диаметр дерева - 28 см; разряд высот второй; высота дерева составила 27 м; дерево произрастало в 15,5 м от ВЛ (в 5,5 метра от охранной зоны ВЛ) (т. 1, л.д. 28-32).
Пунктом "а" Приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160) предусмотрено, что охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи 6кВ - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10 метров.
С учетом фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу о том, что аварийная ситуация возникла вследствие падения деревьев, расположенных за пределами охранной зоны воздушной линии, вне зоны ответственности истца.
Оплата услуг по проведению экспертного исследования произведена истцом по платежному поручению N 4 от 04.03.2015 на сумму 10 000 руб. (т. 2, л.д. 3).
Работы по восстановлению высоковольтной линии выполнены силами ОАО "Энергия", что подтверждается актом сдачи приемки, актом технической готовности электромонтажных работ, ведомостью монтажа воздушной линии электропередач от 02.02.2015, актом о приемке выполненных работ N 1 от 06.02.2015 (т. 2, л.д. 5-7, 9-10). Стоимость работ по восстановлению высоковольтной линии согласно локальному сметному расчету N 2066 и справке о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 06.02.2015 составила 40 205 руб. 35 коп. (т. 1, л.д. 33-34, т. 2, л.д. 8).
03.04.2015 истец обратился к ответчику с претензией, в которой просил возместить убытки, причиненные в результате падения сухостойных деревьев на высоковольтную линию (т. 1, л.д. 35-36).
Ответчик в ответе на претензию от 23.04.2015 отказался возмещать убытки, указав, что в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229 (пункты 5.7.1, 5.7.14, 5.7.16), Правил устройства электроустановок (подпункт 5 пункта 2.5.27) именно в обязанности сетевых организаций входит поддержание трасс линий электропередач в надлежащем состоянии (т. 2, л.д. 4).
Связанные с повреждением имущества обязательственные правоотношения подлежат квалификации по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах вследствие причинения вреда и регулируются нормами об общих основаниях ответственности за причинение вреда (статья 1064 Кодекса).
Для применения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения вреда истцу с соблюдением правил статьи 65 Кодекса о бремени доказывания необходимо подтвердить совокупность следующих условий: противоправность действий (бездействие) лица, на которое предложено возложить ответственность; его вину; размер вреда (убытков); наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившим вредом. Отсутствие хотя бы одного условия исключает возможность взыскания убытков.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Согласно статье 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
На основании пункта 21 Правил N 160 для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 Правил N 160 расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с лесным законодательством.
В пункте 23 Правил N 160 определено, что сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает четыре метра.
Рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 Правил N 160, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков.
Рубка деревьев (кустарников и иных насаждений), не отнесенных к лесам, в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 Правил N 160, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Названные нормы приняты в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания и ремонта, устранения угроз падения деревьев на линии электропередач посредством вырубки по мере необходимости растительности и деревьев.
В соответствии с пунктом 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223) в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Следовательно, сетевая организация, имеющая в собственности линейные объекты, вправе осуществлять вырубку сухостойных деревьев лишь в пределах охранной зоны линейных объектов.
Пунктами 2, 3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, установлено, что санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.
Таким образом, санитарно-оздоровительные мероприятия по вырубке сухостоев за пределами охранной зоны линейных сооружений должны осуществляться соответствующими федеральными органами, в ведении которых находятся лесные участки, в данном случае - ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Марийского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, 19.07.2013 представителями ОАО "Энергия" и ответчика был составлен акт натурного технического обследования участков леса, расположенных на землях обороны и безопасности, в котором было отражено и состояние деревьев, впоследствии повредивших линии электропередач (т. 1, л.д. 58-101).
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ответчик до момента падения деревьев обладал необходимой информацией о состоянии лесного массива и имел возможность своевременно предпринять меры по расчистке просек от сухостоя.
Тем самым противоправное поведение ответчика заключается в том, что им не были предприняты меры по вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, причинивших ущерб имуществу общества. То есть между причиненным ущербом и противоправным поведением ответчика усматривается причинно-следственная связь.
Факт причинения убытков действиями (бездействием) лесничества, размер убытков, наличие причинной связи между поведением ответчика и наступившим вредом установлены и подтверждены материалами дела.
В силу деликтного обязательства у виновного лица возникла обязанность возместить вред, причиненный собственнику линейного сооружения- ВЛ-6 от ПС-110/6 кВ "Лесная", поврежденному в результате падения сухостойных деревьев.
Поскольку обязанность по возмещению причиненного ущерба ответчиком не исполнена, требование истца суд признал заявленным правомерно и подлежащими удовлетворению.
Расходы по оплате оценки определения причин ущерба, выполненной ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный технологический университет", также правильно отнесены на ответчика.
Решение является законным, обоснованным, принятым при полном, всестороннем, объективном исследовании доказательств по делу, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы нашли отражение в настоящем постановлении.
Несогласие заявителя с выводами суда, иное толкование им положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждает нарушений судом норм материального права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.12.2015 по делуА38-4302/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А.Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4302/2015
Истец: ОАО Энергия
Ответчик: ФГКУ Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ в лице филиала Марийское леничество Министерства обороны РФ