г. Москва |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А41-65474/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от Межмуниципального управления МВД России "Балашихинское": Дарюшин М.Н. по доверенности от 07.04.2015 (после перерыва не явился),
от ООО "Экостройсервис": Потапов О.А.по доверенности от 23.12.2015,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Экостройсервис" к МУ МВД России "Балашихинское" (РЭО ОГИБДД) об оспаривании решения от 01 июля 2015 года N 640 (регистрационный номер транспортного средства р228ву777),
УСТАНОВИЛ:
ООО "Экостройсервис (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Балашихинское" (далее - административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании решения N 640 от 01.07.15 (регистрационный номер транспортного средства р228ву777).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Судом первой инстанции признан незаконным отказ РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Балашихинское" в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий по замене рамы транспортного средства "Lexus", модель GX 460, цвет бронзовый, регистрационный номер р228ву777, изложенный в письме N 640 от 01.07.2015 г. В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Балашихинское" возложена обязанность оказать государственную услугу по совершению регистрационных действий по замене рамы транспортного средства "Lexus", модель GX 460, цвет бронзовый, регистрационный номер р228ву777, изложенный в письме N 640 от 01.07.2015 г., в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда. С МУ МВД России "Балашихинское" взысканы в пользу общества расходы по госпошлине.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Межмуниципальное управление МВД России "Балашихинское" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в том числе по тем основаниям, что МУ МВД России "Балашихинское" не привлечено к участию в деле, а РЭО ОГИБДД не является юридическим лицом.
Определением от 25.02.2016 суд апелляционный суд инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Межмуниципальное управление МВД России "Балашихинское".
Учитывая изложенное, заявление ООО "Экостройсервис рассматривается судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции.
Представители управления в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
ООО "Экостройсервис" приобрело у ООО "Ресо-Лизинг" по договору лизинга N 5256ДМО-ЭКО/02/2014 от 29.11.2014 г. автомобиль марки "Lexus" модель GX460, цвет бронзовый, регистрационный знак Р228ВУ777, ВИН: JTJJM7FX005088019, год выпуска 2014.
Автомобиль марки "Lexus", государственный регистрационный знак Р228ВУ777 застрахован в ООО "Росгосстрах" по договору добровольного страхования средств Серия 4000 N 7136672 от 06.10.2014 г.
26.12.2014 г. в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего во дворовой территории мкр.Дзержинского, г.Балашихи, Московской области, автомобилю марки "Lexus", государственный регистрационный знак Р228ВУ777, были причинены механические повреждения кузова.
09.01.2015 г. ООО "Росгосстрах" выдало направление на ремонт автомобиля N 10655509.
11.01.2015 г. в соответствии с Актом согласования скрытых повреждений выявленных в ходе работ, была выявлена необходимость замена рамы кузова, в связи с деформацией поперечины под раздаточную коробку.
В соответствии с товарной накладной N ЛЦ00090865 от 01.06.2015 г., были отгружены необходимые для восстановительного ремонта запасные части, включая раму кузова и был произведен восстановительный ремонт транспортного средства с перемещением всех деталей и агрегатов с поврежденного транспортного средства в новый кузов, что подтверждается заказ-нарядом N ЛЦ00090865 от 01.06.2015 г.
01.07.2015 г. ООО "Экостройсервис" подало заявление о предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по замене рамы транспортного средства, автомобиля марки "Lexus", государственный регистрационный знак Р228ВУ777.
Решением РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Балашихинское" N 640 от 01.07.2015 г., истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по замене рамы транспортного средства на основании обнаружения признаков изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем.
Не согласившись с решением РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Балашихинское", истец обратился в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения N 640 от 01.07.15 (регистрационный номер транспортного средства р228ву777).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания действий (бездействия) и (или) решения незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено апелляционным судом, основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий послужило обнаружение признаков изменения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем.
Отдел с учетом возложенных на него Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, обязанностей осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, имеет право, в том числе, не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (подпункт "з" пункта 12 Положения), и на основании подпункта "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции" входит в состав полиции.
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция осуществляет обеспечение безопасности дорожного движения и наделена правом, в том числе, запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Государственная регистрация транспортных средств является обязательным условием допуска транспортных средств для участия в дорожном движении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу подпункта "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, предусмотрено, что регистрационные действия с транспортными средствами не проводятся, если обнаружены признаки изменения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, а также в случае несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
Согласно абзаца 4 пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, Административный регламент), государственная услуга по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не предоставляется подразделениями Госавтоинспекции при обнаружении признаков изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, а также при несоответствии транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
Отказывая в регистрации транспортных средств и выдаче соответствующих документов на автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, отдел, реализуя полномочия, возложенные на него названным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, ограничивает права собственника транспортного средства на основании Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним определяются сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции.
Административный регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или для отказа в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с пунктом 24 административного регламента не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку. Документов и правовых оснований, позволяющих обществу получить государственную услугу по регистрации, перерегистрации, внесении изменений в учетные данные транспортного средства с замененными номерными агрегатами несущими идентификационную маркировку транспортного средства, нанесенную заводом-изготовителем, у отдела не имелось.
В процессе проведения регистрационных действий в соответствии с административным регламентом, сотрудником производится визуальный осмотр транспортного средства на предмет соответствия идентификационной маркировки с представленными документами на транспортное средство, а также для проверки ее подлинности.
"Идентификационная маркировка" - нанесенный организацией-изготовителем идентификационный номер (VIN) на транспортное средство (шасси) не менее чем в одном месте на раме или на не легкосъемной части кузова, нанесенный четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающее легкое изменение его знаков.
"Идентификация маркировки" - установление тождественности заводской маркировки имеющейся на транспортном средстве (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации либо в удостоверяющих соответствие документах проводимое без разборки транспортного средства (шасси) или его компонентов.
"Изменение маркировки" - уничтожение первичной маркировки, удаление участка, части или всей маркировочной панели и замены ее на другую.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов представленным документам или регистрационным данным.
Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, предусмотрено, что регистрационные действия с транспортными средствами не проводятся, если обнаружены признаки изменения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, а также в случае несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
В соответствии с Актом согласования скрытых повреждений выявленных в ходе работ, была выявлена необходимость замена рамы кузова, в связи с деформацией поперечины под раздаточную коробку.
Поскольку транспортное средство, принадлежащее обществу, и представленное для проведения регистрационных действий, имеет изменение идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем, а именно: сведения, указанные в представленных документах, не соответствуют регистрационным данным, то проведение регистрационных действий и предоставление государственной услуги не представлялось возможным.
01.07.2015 г. ООО "Экостройсервис" отказано в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия с транспортным средством - автомобиль марки "Lexus", регистрационный знак Р228ВУ777 по причине отсутствия идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем, т.к. маркировочное обозначение номера (VIN) на шасси (раме) отсутствует.
В результате замены кузова, автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер, нанесенный на кузове или на раме.
"Базовое транспортное средство" - транспортное средство, которое в целом, или его кузов или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Кроме того, замена основных элементов базового транспортного средства, подразумевает фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что в последствие приведет к невозможности его идентификации.
Довод общества о том, что по смыслу указанной нормы применимо лишь к случаям выявления скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, направленных на затруднение идентификации похищенных транспортных средств, отклоняется апелляционным судом, поскольку пункт 24 административного регламента указывает на запрет предоставления государственной услуги, независимо от того, при каких обстоятельствах были скрыты, подделаны, изменены или уничтожены идентификационные номера транспортного средства.
Как установлено апелляционным судом, в результате замены кузова автомобиля, фактически была утрачена идентификационная маркировка транспортного средства. В результате замены старого кузова на новый кузов установить первоначальную маркировку не представляется возможным.
Кроме того, пунктом 24 административного регламента предусмотрено, что государственная услуга не предоставляется, если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией-изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.
Как следует из материалов дела, заявителем не были представлены доказательства того, что новый кузов имеет соответствующий сертификат, что транспортное средство с новым кузовом соответствует требованиям технического регламента, требованиям безопасности дорожного движения и может быть допущено к участию в дорожном движении.
Данная позиции изложена также в Определении Верховного Суда РФ от 08.04.2015 N 19-КГ15-3, Определении Верховного Суда РФ от 06.04.2015 N 301-КГ15-1729.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь статьей 266, частью 6.1. статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.10.2015 по делу N А41-65474/15 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65474/2015
Истец: ООО "Экостройсервис"
Ответчик: ОГИБДД МУ МВД "Балашихинское" 143900,
Третье лицо: Межмуниципальное управление МВД России "Балашихинское", ОГИБДД МУ МВД "Балашихинское"