г. Москва |
|
04 апреля 2016 г. |
Дело N А40-176817/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.Р. Валиева, Н.В. Лаврецкой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.А. Фокиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2015 года
по делу N А40-176817/15, принятое судьёй Т.А. Ламоновой,
по иску АО "Новая перевозочная компания"
(ОГРН 1037705050570; 105082, Москва, Спартаковская площадь, 16/15, стр. 6)
к ОАО "РЖД"
(ОГРН 1037739877295; 107174, Москва, ул. Новая Басманная, 2)
о взыскании суммы неосновательного обогащения
при участии в судебном заседании:
от истца: Пискарева Е.Г. (доверенность от 01.01.2016)
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Новая перевозочная компания" (далее - АО "Новая перевозочная компания", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 1 140 455 рублей суммы неосновательного обогащения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.12.2015 иск удовлетворен в полном объеме.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал, что поскольку расстояние перевозки спорных вагонов фактически увеличилось, в том числе за счет перевозки от станции отцепки до станции ремонта, то перевозчиком был правомерно осуществлен добор тарифа за перевозку.
Также, заявитель обращает внимание на то, что актами общей формы, составленными по факту отцепки вагонов в пути следования, зафиксированы причины задержки вагона - исправление технической неисправности, возникшей не по вине перевозчика.
В отзыве на апелляционную жалобу содержатся возражения истца на доводы жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции 31.03.2016 представитель истца возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статей 123, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2015 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 03.05.2012 между АО "Новая перевозочная компания" и ОАО "РЖД" заключен договор на организацию расчетов N 188/38/12, в соответствии с которым, оплата провозных и иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей осуществляется через Единый лицевой счет 1000712335, открытый в ТЦФТО Горьковской железной дороги.
В период с декабря 2014 года по апрель 2015 года АО "Новая перевозочная компания" выступало плательщиком тарифа при перевозке груза со станций Московской и Юго-Восточной железных дорог на станцию Забайкальск (эксп.Кжд) Забайкальской железной дороги, в связи с чем, в рамках договора на организацию расчетов, перевозчиком было произведено списание с ЕЛС АО "Новая перевозочная компания" провозной платы в размере 50 312 266 рублей.
При осуществлении перевозок в пути следования было отцеплено 18 вагонов по технической неисправности и направлены в ремонт на станции, не являющиеся станциями отцепки. После проведения текущего ремонта на соответствующие вагоны ОАО "РЖД" были оформлены досылочные дорожные ведомости. По прибытии вышеуказанных вагонов на станцию назначения перевозчик взыскал дополнительную провозную плату с учетом захода груженых вагонов в ремонтные предприятия в общем размере 491 900 рублей.
В период с декабря 2014 года по апрель 2015 года АО "Новая перевозочная компания" выступало плательщиком тарифа при перевозке груза со станций Юго-Восточной, Южно-Уральской железных дорог на станцию Новороссийск экс. Северо-Кавказской железной дороги, в связи с чем, в рамках договора на организацию расчетов, перевозчиком было произведено списание с ЕЛС АО "Новая перевозочная компания" провозной платы в размере 7 583 617 рублей.
При осуществлении указанных перевозок в пути следования было отцеплено 12 вагонов по технической неисправности и направлены в ремонт на станции, не являющиеся станциями отцепки. После проведения текущего ремонта на соответствующие вагоны ОАО "РЖД" были оформлены досылочные дорожные ведомости. По прибытии вышеуказанных вагонов на станцию назначения перевозчик взыскал дополнительную провозную плату с учетом захода груженых вагонов в ремонтные предприятия в общем размере 457 083 рублей.
В период с января 2015 года по март 2015 года АО "Новая перевозочная компания" выступало плательщиком тарифа при перевозке груза со станций Михайловский Рудник, Курбакинская Московской железной дороги на станцию Гродеково (эксп. Кжд) Дальневосточной железной дороги, в связи с чем, в рамках договора на организацию расчетов, перевозчиком было произведено списание с ЕЛС АО "Новая перевозочная компания" провозной платы в размере 5 829 725 рублей.
При осуществлении данных перевозок в пути следования было отцеплено 5 вагонов по технической неисправности и направлены в ремонт на станции, не являющиеся станциями отцепки. После проведения текущего ремонта на соответствующие вагоны ОАО "РЖД" были оформлены досылочные дорожные ведомости. По прибытии вышеуказанных вагонов на станцию назначения перевозчик взыскал дополнительную провозную плату с учетом захода груженых вагонов в ремонтные предприятия в общем размере 151 609 рублей.
В период с января 2015 года по февраль 2015 года АО "Новая перевозочная компания" выступало плательщиком тарифа при перевозке груза со станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги на станцию Клайпеда (экс.) Литовской железной дороги через погранпереход Злынка (эксп.) Московской железной дороги, в связи с чем, в рамках договора на организацию расчетов, перевозчиком было произведено списание с ЕЛС АО "Новая перевозочная компания" провозной платы в размере 2 335 012 рублей.
При осуществлении данных перевозок в пути следования было отцеплено 2 вагона по технической неисправности и направлены в ремонт на станции, не являющиеся станциями отцепки. После проведения текущего ремонта на соответствующие вагоны ОАО "РЖД" были оформлены досылочные дорожные ведомости. По прибытии вышеуказанных вагонов на станцию назначения перевозчик взыскал дополнительную провозную плату с учетом захода груженых вагонов в ремонтные предприятия в общем размере 39 863 рублей.
Списание указанных сумм подтверждается счетами - фактурами, актами оказанных услуг и перечнями первичных документов к актам оказанных услуг.
Считая взыскание дополнительно начисленных ответчиком сумм тарифа неправомерным, истец обращался к ответчику с претензиями и просил восстановить учетную запись по каждой железной дороге на Едином лицевом счете. Ответчиком было отказано в удовлетворении предъявленных требований.
Согласно разъяснениям пункта 21. Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в случаях, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через технологический центр по обработке перевозочных документов и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.
Поэтому, если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете.
Пригодность в техническом отношении вагонов подаваемых под погрузку определяет перевозчик, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта). Поданные АО "Новая перевозочная компания" вагоны были приняты к перевозке без претензий по их техническому состоянию. После погрузки вагоны приняты Ответчиком в технически и коммерчески исправном состоянии.
Согласно справкам о выполненных ремонтах указанных вагонов причиной неисправности вагонов являются претензии к качеству проведения деповского ремонта вагонов и грение буксы.
В соответствии с Классификатором основных неисправностей КЖА 2005 04 (утвержден ОАО "РЖД" 25.07.2011 N 1085/ЦДИ-2011) возникшая в пути следования неисправность вагонов: грение буксы является технологической неисправностью, связанной с качеством изготовления и выполнения деповских ремонтов грузовых вагонов, а также качеством подготовки вагонов к перевозке на ПТО.
Согласно статьям 2 и 8 Устава железнодорожного транспорта плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом. Постановлением ФЭК от 17.06.2003 N 47т/5 утвержден Прейскурант 10-01, которым установлены тарифы на перевозку грузов.
В соответствии с пунктом 2.1 Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5, плата за перевозки взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов.
Прейскурант 10-01 не содержит положения о возможности увеличения стоимости перевозки, либо взимание дополнительных платежей, в случае отцепки груженых вагонов в пути следования для производства ремонта, и увеличения расстояния перевозки.
Согласно пункту 8 Правил перевозок ж/д транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.03 N 32, в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки (далее - основная отправка) вследствие его (их) неисправности перевозчик обязан составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименования и кода станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода груза.
Указанные Правила устанавливают, что после устранения технической неисправности вагоны следуют до станции назначения в рамках ранее заключенного договора. Отцепка вагонов влияет на исчисление сроков доставки, но не влечет за собой добор тарифа, не изменяет условия договора о его цене.
Таким образом, нормативными актами не предусмотрена возможность изменения расстояния при отцепке груженых вагонов в ремонт, которая могла бы повлиять на тариф за перевозку.
Спорные вагоны следовали за пределы границы Российской Федерации, в связи с чем, при разрешении вопроса о правомерности перерасчета тарифа за осуществление перевозок по всем накладным следует руководствоваться нормами Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении.
В абзаце 2 параграфе 7 статьи 21 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении указано, если препятствия к перевозке возникнут на дороге отправления или на дороге назначения, то есть на территории Российской Федерации, то платежи по таким расходам исчисляются в соответствии с внутренними правилами и применяемыми этими железными дорогами для таких перевозок тарифа.
Следовательно, согласно внутрироссийским нормам, ответчик не имеет законных оснований для производства перерасчета стоимости платы за перевозку груженых вагонов, поскольку ни закон, ни договор не предусматривает обязанности истца производить такую оплату.
Договором перевозки также не предусмотрено взимание дополнительных платежей в случае отцепки вагонов в пути следования для производства ремонта.
Поскольку ответчиком произведено излишнее списание сумм добора тарифа в общем размере 1 140 455 рублей, не предусмотренное ни договором, ни действующим законодательством, к данным отношениям применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, и иными правовыми актами или сделкой основании приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество. Данная норма применяется независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о то, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку расстояние перевозки спорных вагонов фактически увеличилось, в том числе за счет перевозки от станции отцепки до станции ремонта, то перевозчиком был правомерно осуществлен добор тарифа за перевозку, рассмотрен судебной коллегией суда апелляционной инстанции и подлежит отклонению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с разъяснениями Федеральной службы по тарифам от 27.04.2012 N ТС-3372/10, при перевозке порожних собственных вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, зависящим от перевозчика, а также при перевозке груза, тариф рассчитывается по общим правилам Прейскуранта 10-01 за тарифное расстояние от станции отправления до станции назначения. При этом в отношении перевозок вагонов с грузом это обусловлено отсутствием в нормативной базе (в правилах перевозок грузов, тарифных руководствах) указаний на порядок оформления отцепки вагонов для текущего ремонта и на порядок определения тарифных расстояний в этом случае.
Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденные Приказом МПС РФ от 18.06.03 N 32, устанавливают, что после устранения технической неисправности, вагон следует до станции назначения в рамках ранее заключенного договора перевозки. Отцепка вагонов влияет только на исчисление срока доставки груза, но не влечет за собой добор тарифа.
Довод апелляционной жалобы о том, что актами общей формы, составленными по факту отцепки вагонов в пути следования, зафиксированы причины задержки вагона - исправление технической неисправности, возникшей не по вине перевозчика, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Акты общей формы, представленные в материалы дела, не подтверждают отсутствие вины ответчика, так как они были составлены после принятия вагонов к перевозке, без претензий к их техническому состоянию.
В соответствии со статьей 20 Устава железнодорожного транспорта, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет сам перевозчик, который обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов, вагоны.
Таким образом, ответственность за технические неисправности вагона, возникшие в пути следования, несет перевозчик, если не докажет, что они возникли по причинам от него не зависящим.
Доказательств того, что технические неисправности вагонов возникли не по вине ответчика, в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2015 года по делу N А40-176817/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176817/2015
Истец: АО "НОВАЯ ПЕРЕВОЗОЧНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"