г. Красноярск |
|
04 апреля 2016 г. |
Дело N А33-15480/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" апреля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии: от истца - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Спарта": Геенко М.А., представителя по доверенности от 01.10.2015, паспорт; Рзаева М.М., представителя по доверенности от 01.10.2015, паспорт, Коротченко В.Б., представителя по доверенности от 01.10.2015, паспорт; Клевцовой Л.В., представителя по доверенности от 01.07.2015, паспорт;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис": Горбуновой С.В., представителя по доверенности от 08.06.2015 N 15,
от третьего лица - отдела капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Сосновоборска: Суторминой Е.А., представителя по доверенности от 01.12.2015 N 341, паспорт;
от третьего лица - муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальный сервис" города Сосновоборска: Куприяновой Н.А., представителя по доверенности от 25.12.2015, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Сосновоборска Красноярского края (ИНН 2458003977, ОГРН 1022400562007), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис" (ИНН 7703617600, ОГРН 1067760313180)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" января 2016 года по делу N А33-15480/2015, принятое судьёй Хорошевой Н.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Спарта" (ИНН 2462030275, ОГРН 1042402095911, далее - ООО УК "Спарта") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" (ИНН 7703617600, ОГРН 1067760313180, далее - ООО УК "Жилкомсервис") об обязании передать следующую техническую документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки, д. 9: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (технический паспорт на многоквартирный дом); копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; регистрационные карточки жильцов; акты ввода общедомовых приборов учета с проектной документацией.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Сосновоборска и муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный сервис" города Сосновоборска (ИНН 2458008862, ОГРН 1022400559499, далее - МУП "Жилкомсервис").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.01.2016 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО УК "Жилкомсервис" и отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Сосновоборска обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
ООО УК "Жилкомсервис" просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе заявитель указал, что ООО УК "Жилкомсервис" не является надлежащим ответчиком; в связи с тем, что собственники помещений спорного дома не выбрали способ управления, а также не изменили уже выбранный, единственным основанием для расторжения договора управления, заключенного по результатам открытого конкурса, может являться решение суда при подтверждении нарушений со стороны управляющей организации; администрация города Сосновоборска 13.03.2015 законно провела открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления домом и по его результатам право управления передано ООО УК "Жилкомсервис", заключен договор управления от 23.03.2015 N 3.
Отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Сосновоборска просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель указал, что в 2007 году собственниками помещений многоквартирного дома реализовано право предусмотренное частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса незаконным; договор управления многоквартирным домом от 23.03.2015 в настоящее время не расторгнут в одностороннем порядке, в связи с чем, по мнению заявителя, исковые требования не подлежали удовлетворению.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определениями Третьего Арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы приняты к производству, рассмотрение жалоб откладывалось.
В судебном заседании представители ООО УК "Спарта" доводы апелляционной жалобы ООО УК "Жилкомсервис" не признали, сослались на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица - администрации г. Сосновоборска Красноярского края поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО УК "Жилкомсервис" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель МУП "Жилкомсервис" поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах ООО УК "Жилкомсервис" и администрации г. Сосновоборска Красноярского края.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: протокола общего собрания собственников помещения в форме очно-заочного голосования от 24.02.2016 N 1, договора от 24.02.2016, реестра, кассового чека, списка от 21.01.2016, уведомления о проведении общего собрания, решения собственников помещения по вопросам, поставленным на голосовании от 01.02.2016 на 91 листе.
Представители третьих лиц не возразили против удовлетворения заявленного ходатайства.
Представители истца возразили против удовлетворения заявленного ходатайства.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил: ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, изготовленных после вынесения судебного акта, отклонить.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением общего собрания собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Сосновоборск, ул. 9-ой пятилетки, 9, от 03.08.2007 N 1 выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организации - ООО УК "Жилкомсервис", что послужило основанием для заключения договора на управление многоквартирным домом.
Решением Сосновоборского районного суда Красноярского края от 30.09.2014 вступившим в законную силу по гр.делу N 2-771/2014 протокол общего собрания собственников от 03.08.2007 и договор управления многоквартирным домом по адресу: г. Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки д. 9 от 07.07.2007, заключенный между ООО УК "Жилкомсервис" и собственниками помещения в многоквартирном доме по ул. 9-ой Пятилетки, 9, признаны недействительными.
Письмом от 19.11.2014 N 3382 администрация города Сосновоборска на обращение о возложении ответственности за оказание и сбор средств по ЖКУ на МУП "Жилкомсервис", сообщила следующее, что управляющей компанией не может быть выбран МУП "Жилкомсервис", так как целью создания данного предприятия является эксплуатация и обслуживание объектов инженерной инфраструктуры. Предоставление жилищных услуг, содержание общего имущества многоквартирных домов не входит в уставную деятельность предприятия. Открытый конкурс по отбору управляющей организации администрацией города не проводился, в связи с не истечением предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 срока, отведенного жителям для самостоятельного принятия данного решения.
Письмом от 30.12.2014 N 14-4446/7350 Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края предложила Администрации города Сосновоборска принять меры, направленные на проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации, либо реализовать право по выбору (изменению) способа управления как муниципального собственника помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Сосновоборск, ул. 9-ой Пятилетки, 9, ул. Весенняя, 1, ул. Ленинского Комсомола, 11, ул. Энтузиастов, 19, в порядке части 3 статьи 161 ЖК РФ.
В ответ на письмо от 30.12.2014 N 14-4446/7350 (N 351 от 11.02.2015) Администрация города Сосновоборска сообщила, что собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Сосновоборск, ул. 9-ой Пятилетки, дом 9, дом 18, ул. Весенняя, 1, ул. Ленинского комсомола, дом 11, ул. Энтузиастов, дом 5, дом 19, реализовано право по выбору способа управления многоквартирными домами. На основании решений собственников (протокол общего собрания собственников многоквартирного дома) заключены договоры по управлению многоквартирным домом в порядке, предусмотренном статьей 162 ЖК РФ. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" проводится открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными: г. Сосновоборск, ул. Весенняя, дом 1, ул. 9-ой пятилетки, дом 9, ул. Энтузиастов, дом 19.
Решением от 25.02.2015 N 293-р установлены границы территориального общественного самоуправления на территории дома N 1 по ул. Весенняя в г. Сосновоборске в соответствии с границами земельного участка с кадастровым номером 24:56:0201006:42 площадью 7874 кв.м., установлены границы территориального общественного самоуправления на территории дома N 9 по ул. 9-ой Пятилетки в г. Сосновоборске в соответствии с границами земельного участка с кадастровым номером 24:56:0201004:47 площадью 6718 кв.м.
На основании постановления администрации г. Сосновоборска от 26.01.2015 N 87 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории г. Сосновоборска" проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления в том числе, многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Сосновоборск, ул. 9-ой пятилетки, 9.
По результатам проведенного конкурса по отбору управляющей организации право управления многоквартирным домом передано обществу УК "Жилкомсервис" (протокол от 13.03.2015 N 3).
В материалы дела представлены конкурсная документация по проведению открытого аукциона на право заключения договоров управления многоквартирными домами с приложениями, объявление открытого конкурса по отбору управляющей организации на право управления многоквартирными домами, обращение к собственникам жилья, извещение о проведении конкурса о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, протокол от 13.03.2015 N 3.
23.03.2015 между ООО УК "Жилкомсервис" и собственниками помещений в многоквартирном доме по ул. 9-ой Пятилетки, 9 заключены договоры управления многоквартирным домом по ул. 9-ой Пятилетки, 9, общей площадью 4683,7 кв.м.
В соответствии с пунктом 1.1. договора, договор управления многоквартирным домом по ул. 9-ой Пятилетки, 9 заключен на основании результатов открытого конкурса по отбору Управляющей организации для управления домом, проведенного администрацией г. Сосновоборска Красноярского края, отраженных в протоколе конкурса от 13 марта 2015 года N 3, экземпляр которого хранится в администрации г. Сосновоборска (г. Сосновоборск, ул. Солнечная, д. 2).
В соответствии с пунктом 11.1 договора, договор заключен сроком на 1 (один) год и вступает в действие со дня его подписания сторонами.
В силу пункта 11.2 договора, управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора обязана передать техническую документацию на дом и иные связанные с управлением домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно требованию, предоставленному в материалы дела, направленному в Администрацию г. Сосновоборска Председатели Совета МКД по адресу г. Сосновоборск, ул. 9-ой Пятилетки, 9, ул. Весенняя, 1, ул. Энтузиастов, 19 просили дисквалифицировать ООО УК "Жилкомсервис" с торгов, аннулировать все их ставки и признать победителем торгов ООО "Первая Городская Управляющая компания". Указанное требование получено Администрацией г. Сосновоборска 24.03.2015.
В материалы дела предоставлена лицензия, выданная службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ООО УК "Жилкомсервис" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 17.04.2015 N 210.
Согласно Протоколу от 15.05.2015 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу:
г. Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки, д.9, приняты следующие решения:
- расторгнуть договора управления с ООО УК "Жилкомсервис";
- заключить договор управления с ООО УК "Спарта";
- передать накопленные денежные средства по строке содержание и текущий ремонт во вновь выбранную управляющую компанию ООО УК "Спарта".
В материалы дела представлены решения собственников помещения по вопросам, поставленным на голосование, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в форме заочного голосования по адресу: г. Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки, д. 9 от 15.05.2015.
Актом фиксации от 15.05.2015 внеочередное общее собрание собственников помещений в форме заочного голосования с 07 мая по 15.05.2015 по адресу:
г. Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки, д. 9, признано досрочно законченным.
В материалы дела представлены реестры вручения уведомлений на проведение внеочередного общего собрания в форме заочного голосования с 07 мая по 15.05.2015, собственникам жилых помещений в МКД, по адресу: г. Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки, д. 9.
Уведомлением от собственников жилых помещений МКД г. Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки, д. 9 инициаторов проведения собрания Администрация г. Сосновоборска Красноярского края уведомлена о проведении заочного голосования. Уведомление получено администрацией г. Сосновоборска Красноярского края 27.04.2015 вх. N 980.
Уведомлением от собственников жилых помещений МКД г. Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки, д. 9 инициаторов проведения собрания Администрация г. Сосновоборска Красноярского края уведомлена о проведении заочного голосования. Уведомление получено администрацией г. Сосновоборска Красноярского края 08.05.2015 вх. N 1062.
ООО УК "Спарта" в адрес ООО УК "Жилкомсервис" направлено уведомление от 19.05.2015 об изменении управляющей компании по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки д.9, а также с требованием передачи технической документации на управление МКД. Уведомление получено ООО УК "Жилкомсервис" 27.05.2015 согласно входящему штампу организации вх. N 546.
Письмом от 29.05.2015 N 1955 ООО УК "Жилкомсервис" направило в адрес ООО УК "Спарта" ответ, согласно которому в передаче технической документации отказано, на основании того, что по результатам открытого конкурса между ООО УК "Жилкомсервис" и собственниками помещений заключен договор управления N 3 от 23.03.2015, таким образом, право управлением указанным домом передано ООО УК "Жилкомсервис". Ссылаясь на пункт 8.1. статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО УК "Жилкомсервис" указало, что собственники помещений дома по ул. 9-ой Пятилетки, 9 имеют право отказаться от договора управления только 23.03.2016, через год со дня заключения указанного договора.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по передаче технической документации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
При разрешении спора суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и исходил из того, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом и выбрать иную управляющую организацию. В этом случае ранее действующая управляющая организация обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы (в том числе учетно-техническую документацию на граждан, проживающих в доме) вновь выбранной управляющей организации.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены способы управления многоквартирным домом, к числу которых относятся: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, в том числе по основаниям, предусмотренным частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей компанией.
По смыслу приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации изменение собственниками способа управления многоквартирным домом является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 15.07.2010 N 1093/10, согласно которой недопустимо одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом.
Пунктом 16 Правил N 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В обоснование иска истец указал, что собственниками изменен способ управления многоквартирным жилым домом, односторонний отказ собственников помещений от исполнения прекратил действие договора управления с ответчиком, техдокументация на дом и документы по управлению домом не переданы ответчиком по требованию истца.
Оспаривая исковые требования, ответчик ссылается на то обстоятельство, что собственники не могут отказаться от договора управления с ООО УК "Жилкомсервис" до 23.03.2016.
Вместе с тем, суд первой инстанции верно указал, что выбирать до конкурса управляющую компанию не было необходимости, поскольку согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытый конкурс проводится при смене способа управления. Пункт 1 части 3 Положения о порядке проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами г. Сосновоборска также указывает, что конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом.
В 2006 году собственники реализовали право выбора способа управления, избрав управляющую организацию - МУП "Жилкомсервис". В материалы дела представлены копии договора от 2006 года управления многоквартирным домом, уведомления о проведении собрания по выбору в 2006 году МУП "Жилкомсервис", счета-квитанции МУП "Жилкомсервис" за 2007 год. В настоящее время данное предприятие не занимается таким видом деятельности как управление и эксплуатация жилого фонда, не имеет лицензии на право управления. Однако, устав МУП "Жилкомсервис", утвержденный Главой администрации г. Сосновоборска 21.03.2011, не запрещает такую деятельность осуществлять, указывая на иные, не запрещенные законом виды деятельности.
Комплексная программа социально-экономического развития города Сосновоборска на период до 2020 года, утвержденная решением Сосновоборского городского Совета депутатов от 30.11.2011 N 111-р предусматривала основным предприятием по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в г. Сосновоборске - МУП "Жилищно-коммунальный сервис".
В обоснование законности открытого конкурса ответчик и администрация г. Сосновоборска указывает на Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", Постановление администрации г. Сосновоборска от 26.01.2015 N 87 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории г. Сосновоборска", представила конкурсную документацию.
Вместе с тем, суд первой инстанции принял во внимание, что решение о выборе способа управления было реализовано собственниками в 2006 году, выбирать заново способ управления не было необходимости и после вступления в законную силу решения Сосновоборского районного суда Красноярского края от 30.09.2014. Годичный срок до дня проведения конкурса (часть 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации), в который собственники выбирают способ управления домом, ответчиком не соблюден, решение провести конкурс через год администрацией не принималось.
Согласно пункту 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном жилом доме на основании решения своего общего собрания вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления домом.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11 по делу N А65-11798/2010-СГ3-14 с учетом норм статьи 310, пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 8.1, 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации сформулирован подход к применению пункта 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому собственники помещений в многоквартирном доме могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет такой договор, но и в случае, если они приняли решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
По смыслу изложенных положений жилищного законодательства изменение способа управления многоквартирным домом является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией. Такая правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 1093/10, согласно которой недопустимо одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку решение общего собрания собственников от 15.05.2015 N 1 не оспорено, процедура проведения собрания соблюдена, собственники проголосовали за расторжение договора управления МКД и заключение договора управления с ООО УК "СПАРТА", тем самым, избрали другую управляющую компанию.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса управляющая организация обязана осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Эта же норма названного Кодекса предусматривает случаи, когда управляющая организация обязана передать имеющуюся в ее распоряжении техническую документацию вновь выбранной управляющей организации; товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу; в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений одному из собственников, указанному в решении общего собрания о выборе способа управления, или, если собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Поскольку Жилищный кодекс не устанавливает иное, имеющаяся в наличии техническая документация должна передаваться безвозмездно.
Согласно пункту 27 Правил N 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Поскольку ответчиком в установленный законом срок техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением дома документы не были переданы, соответствующая обязанность подлежит возложению в соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на ответчика.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, и подлежащих передаче истцу, установлен в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В пункте 26 Правил N 491 поименованы иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом. При этом конкретный и исчерпывающий перечень иных, связанных с управлением многоквартирным домом документов, указанным пунктом не определен.
Перечень документов, требование о передаче которых удовлетворено судом первой инстанции, относится к технической документации и не противоречит пунктам 24, 26 Правил N 491.
В соответствии с пунктами 1.5.1, 1.5.2, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Постановлением от 27.09.2003 N 170, в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена не только передача технической документации, но и передача иных, связанных с управлением таким домом, документов.
Поскольку до изменения способа управления функции управляющей организации осуществлял ответчик, что подтвердили представители сторон в суде апелляционной инстанции, то именно он в соответствии с пунктом 27 Правил N 491 являлся лицом, обязанным в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию. При этом отсутствие или утрата технической документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности, в этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица (Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 по делу N 17074/09).
Таким образом, ООО УК "Жилкомсервис" является надлежащим ответчиком.
Обязанность по передаче документации, предусмотренную пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик не исполнил, в связи с чем, суд правомерно удовлетворил иск.
Факт нахождения у него технической документации, поименованной истцом в просительной части иска, ответчик не опроверг, на невозможность ее передачи истцу не указал.
В связи с неисполнением ответчиком предусмотренной законом обязанности по передаче технической и иной, связанной с управлением вышеуказанным домом документации, нарушены права ООО УК "Спарта" и права собственников помещений. Своим бездействием ООО УК "Жилкомсервис" препятствует выполнению истцом принятых обязательств по управлению данным домом.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" января 2016 года по делу N А33-15480/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15480/2015
Истец: ООО "УК "Спарта" (представитель Клевцова Л. В. ), ООО "УК "Спарта" (представитель Клевцова Л. В.), ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СПАРТА"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛКОМСЕРВИС"
Третье лицо: МУП "Жилищно-коммунальный сервис" города Сосновоборска, Отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Сосновоборска, Сосновоборский городской суд Красноярского края