г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А21-1263/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 22101,22102);
от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N22104.22103);
от третьего лица: не явились - извещены (уведомление N22105);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2245/2016) Управления Внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.10.2015 по делу N А21-1263/2015 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Откормочное"
к Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Калининградской области в лице ОГИБДД МО МВД России "Советский"
о признании незаконным бездействия по осуществлению регистрационных действий
установил:
ООО "Откормочное" (236013, г.Калининград, Калининградское шоссе,111, ОГРН 1023900781772, далее-общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД РФ по Калининградской области (236040, г.Калининград, ул. Черняховского, д.52, ОГРН 1023901024696, далее- ГИБДД УМВД России по Калининградской области) о признании незаконным действий МРЭО ГИБДД при УМВД РФ по Калининградской области по аннулированию регистрационных документов и снятию с государственного регистрационного учета автомобиля марки ЗИЛ - 131 грузовой бортовой 1988 года выпуска, номер двигателя 267111, номер шасси/рама 826224, цвет зеленый, идентификационный номер (VIN) отсутствует, государственный номер К407АА39. В качестве восстановления нарушенного права общество просило суд обязать ГИБДД УМВД России по Калининградской области в лице МРЭО УМВД России по Калининградской области произвести регистрацию указанного автомобиля с учетом изменений в конструкции транспортного средства с "грузовой бортовой" на "специализированный с установленной цистерной" и выдать ему соответствующие регистрационные документы.
Решением суда первой инстанции заявленные обществом требования удовлетворены, действия МРЭО ГИБДД при УМВД РФ по Калининградской области по аннулированию регистрационных документов и снятию с государственного регистрационного учета автомобиля марки ЗИЛ-131 грузовой бортовой 1988 года выпуска, номер двигателя 267111, шасси/рама 826224, цвет зеленый, идентификационный номер (VIN) отсутствует, государственный номер К407АА39, признаны незаконными. Суд обязал МРЭО ГИБДД при УМВД РФ по Калининградской области произвести регистрацию транспортного средства -автомобиля марки ЗИЛ-131 грузовой бортовой 1988 года выпуска, номер двигателя 267111, шасси/рама 826224, цвет зеленый, идентификационный номер (VIN) отсутствует, государственный номер К407АА39с учетом изменений и конструкции транспортного средства с "грузовой бортовой" на "специализированный с установленной цистерной" и выдать соответствующие регистрационные документы ООО "Откормочное".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УМВД РФ по Калининградской области направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, поскольку проверкой установлено, что заводская табличка с идентификационной маркировкой кузова автотранспортного средства подвергалась переустановке, отдельные элементы первых трех знаков идентификационной маркировки шасси утрачены в результате коррозии, поскольку первичная маркировка подвергалась изменению путем срезания слоя металла первичной маркировки, без нанесения вторичной маркировки, изъятие у общества регистрационных документов является правомерным.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в ноябре 2014 года ООО "Откормочное", являющееся собственником автомобиля ЗИЛ Грузовой Бортовой 1988 года выпуска государственный номер К407АА39 (паспорт транспортного средства 39 ВТ 636737), внесло в конструкцию автомобиля следующие изменения, а именно, произведен демонтаж бортовой платформы (бортового кузова), с установкой цистерны для очистки биотуалетов и транспортировке отходов к месту утилизации.
25.11.2014 УГИБДД УМВД РФ по Калининградской области выдало ООО "Откормочное" свидетельство 39 КН N 0005163 о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности.
03.12.2014 общество обратилось в МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области с заявлением о перерегистрации автомобиля и внесении изменений в паспорт транспортного средства в графу "Тип ТС".
В связи с поступлением в МРЭО ГИБДД в ОП N 3 УМВД России по г. Калининграду рапорта об изменении маркировочных обозначений (отсутствия идентификационного номера (VIN) и наличия под слоем старой краски нечетких начертаний цифр) транспортное средство было осмотрено экспертом экспертно-криминалистического центра УМВД России по Калининградской области ЭКЦ Скиба В.Н., по результатам которого составлена справкаN 1536П-Э от 03.12.2014.
Из указанной справки следует, что идентификационная маркировка номера шасси "826224" и различных производственных обозначений, автомобиля "ЗИЛ 131", г.н. К407АА/39, нанесена на заводской табличке в соответствии с технологией, используемой на предприятии - изготовителе при маркировании новых автомобилей данной серии, и изменению не подвергалась. Указанная заводская табличка изготовлена в соответствии с технологией, используемой на предприятии-изготовителе. Изменений в начертании знаков, нанесенной на заводской табличке, не имеется. Отдельные элементы первых трех знаков идентификационной маркировки номера шасси "753366" автомобиля "ЗИЛ 131", г.н. К407АА/39 утрачены в результате естественной коррозии. Знаки маркировки номера шасси первичных четырех знаков даны в вероятностной форме(л.д.75).
В ходе проверки, проведенной по данному факту ОУР ОП N 3 УМВД России по г. Калининграду (КУСП 29005 от 03.12.2014) установлено, что за период эксплуатации автомобиля сотрудники ООО "Откормочное" изменений в маркировку автомобиля не вносили и никому не поручали.11.12.2014 в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствием состава преступления предусмотренного ст. 326 УК РФ.
12.02.2015 начальник МРЭО ГИБДД при УМВД России по Калининградской области уведомил ООО "Откормочное" о том, что произведенная ранее регистрация транспортного средства ЗИЛ 131 Грузовой Бортовой 1988 года выпуска государственный номер К407АА39 признана недействительной, а транспортное средство снято с государственного регистрационного учета в связи с аннулированием регистрации. Регистрационные документы на транспортное средство у общества были изъяты.
Не согласившись с действиями административного орган об аннулировании регистрации транспортного средства и полагая, что они нарушают интересы ООО "Откормочное" в предпринимательской деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, пришел к выводу об отсутствии у МРЭО ОГИБДД МО МВД России по Калининградской области правовых оснований для признания недействительной регистрации транспортного средства и изъятия регистрационных документов и обязал устранить допущенные нарушения.
Апелляционный суд считает данный вывод суда правильным по следующим основаниям.
Федеральный закон от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктами 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и пунктами 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Приказ N 1001) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Согласно пункту 3 Правил регистрации не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 51 Правил регистрации предусмотрено, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Из материалов дела следует, что ОУР ОП N 3 УМВД России по г.Калининграду не выявлено подделки представленных документов, регистрационных знаков, а также несоответствия транспортного средства и номерных агрегатов ЗИЛ 131 Грузовой Бортовой 1988 года выпуска государственный номер К407АА39, сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным. Постановлением начальника ОУР ОП N 3 УМВД России по г.Калининграду от 11.12.2014 в возбуждении уголовного дела по факту изменения маркировочных обозначений автомобиля "ЗИЛ 131" отказано, факт подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организацией-изготовителем, а также лицом эксплуатирующим транспортное средство не установлен. Данных об отмене указанного постановления суду не представлено.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде постановление уполномоченным органом, указанным в п.51 Правил регистрации об установлении факта подделки либо сокрытия маркировки на автомобиле "ЗИЛ 131", не выносилось.
Судом первой инстанции обоснованно не принята ссылка на заключение от 12.02.2015, утвержденное начальником МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области о якобы подтвердившемся факте изменения номера VIN автомобиля и наличия в связи с этим оснований для признания произведенной регистрации недействительной, поскольку из паспорта транспортного средства 39 ВТ 636737 следует, что идентификационный номер (VIN) автомобиля вообще отсутствует, следовательно, он не мог подвергаться какому-либо изменению (л.д.8).
Положенная в основу данного заключения справка эксперта ЭКЦ УМВД России по Калининградской области Скиба В.Н. от 03.12.2014 N 1536П-Э также не может свидетельствовать о правомерности аннулирования регистрации транспортного средства, поскольку содержит ошибки и противоречия в тексте, которые не устранены экспертом в ходе опроса в судебных заседаниях 07.07.2015 и 20.10.2015.
Так, в справке указано, что автомобиль ЗИЛ 131 имеет идентификационный номер шасси по документам ПТС - 635737, а на заводской табличке - 826224, что, по мнению эксперта, является несоответствием сведений, указанных в документах, обозначениям, нанесенным на автомобиле.
Вместе с тем, согласно регистрационным документам, представленным в материалы дела, номер 636737 является номером паспорта транспортного средства, а номер шасси (N 826224), по которому осуществляется идентификация транспортного средства, указанный в регистрационных документах идентичен номеру, который нанесен на заводскую табличку на кабине автомобиля.
Вызванный в суд первой инстанции эксперт пояснил, что в ходе осмотра автотранспортного средства им выявлено два расхожих номера- на заводской табличке (N 826224) которая установлена на кабине справа от водителя и на лонжероне рамы (N 753366), выполненном краской по трафарету. В отношении второго обозначения экспертом сделаны выводы об изменении идентификационного номера.
Однако согласно информации, полученной из ОАО Московского общества "Завод имени И.А.Лихачева", основная маркировка автомобилей АМО ЗИЛ производится на номерной пластине, устанавливаемой на кабине справа от водителя. Маркировка на ланжероне рамы является технологическим номером, наносимым заводом-изготовителем до середины 1999 года краской и основанием для регистрации в органах ГИБДД не является (л.д.120).
Таким образом, данный номер (N 753366) не является номером шасси и не может рассматриваться в качестве идентификационного знака в том значении, которое приводится в вышеуказанных Правилах регистрации.
Более того, согласно заключению судебной экспертизы ООО "Бюро судебных экспертиз" N 29574 от 18.09.2015, знаки маркировки модели автомобиля, номера шасси и номера двигателя нанесены на заводскую табличку ударным способом в соответствии с технологией завода изготовителя и изменениям не подвергались. Признаки переустановки заводской таблички отсутствуют. Изменения в маркировочные обозначения автотранспортного средства марки ЗИЛ-131 гос.номер К 407 АА39 не вносились. Идентификация автомобиля марки ЗИЛ-131 гос.номер К 407 АА39 возможна по номеру шасси 826224, нанесенному на заводской табличке и соответствующего регистрационным документам на данное транспортное средство.
С учетом изложенного, материалами дела не подтвержден факт уничтожения, скрытия маркировки нанесенной на раме автомобиля организацией изготовителем, не доказан факт невозможности идентификации транспортного средства, что свидетельствует об отсутствии оснований для аннулирования регистрации автомобиля и снятия автотранспортного средства с государственного регистрационного учета.
Согласно абзацу 2 пункта 51 Правил регистрации в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Обществом в рамках рассматриваемого дела заявлены требования об обязании заинтересованного лица произвести регистрацию автомобиля с учетом изменений в конструкции транспортного средства с "грузовой бортовой" на "специализированный с установленной цистерной" и выдать ему соответствующие регистрационные документы.
В пункте 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 (далее - Регламент) приведен перечень документов для регистрации автотранспортного средства.
Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные пунктом 32 Административного регламента. Информация обо всех изменениях регистрационных данных заносится в реестр (пункт 55 Регламента).
Изменение регистрационных данных транспортного средства, связанное с внесением изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства, производится на основании свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (пункт 59.1. Регламента).
В соответствии с пунктом 4 Порядка контроля рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства.
Согласно пункту 6 Порядка контроля, в решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию.
Кроме того в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено.
Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать (пункт 7 Порядка).
Согласно приложению N 1 к Порядку контроля, само решение заполняется на оборотной стороне заявления.
Документы, предусмотренные 59.1. Регламента, общество предоставило в уполномоченный орган в полном объеме. Внесение конструкционных изменений в конструкцию автомобиля марки ЗИЛ-131 гос.номер К 407 АА39, произведенное ООО "Откормочное", соответствует требованиям безопасности, что подтверждается свидетельством 39 КН N 0005163, выданным УГИБДД УМВД РФ по Калининградской области от 25.11.2014.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемых действий ОГИБДД МО МВД России по Калининградской области упомянутым нормам, а также наличии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий(бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную, объективную оценку всем обстоятельствам дела, принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 октября 2015 года по делу N А21-1263/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - Управления Внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1263/2015
Истец: ООО "Откормочное"
Ответчик: ГИБДД УМВД России по Калининградской области
Третье лицо: УМВД России по К/о