г. Пермь |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А60-30809/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Дюкина В.Ю., Семёнова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ходыревой Н.В.,
при участии:
от истца - Заместителя прокурора Свердловской области в интересах субъекта Российской Федерации Свердловской области в лице Департамента лесного хозяйства Свердловской области: Фёдоровой Е.С. (удостоверение, поручение от 11.03.2016),
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Орис" (ООО "Орис"): Кирилловой Е.В. (паспорт, доверенность от 01.02.2016),
от ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом Белоярского городского округа,
от третьего лица - Департамента лесного хозяйства Свердловской области: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - ООО "Орис",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 декабря 2015 года,
принятое судьёй М.Л. Сергеевой,
по делу N А60-30809/2015
по иску Заместителя прокурора Свердловской области в интересах субъекта Российской Федерации Свердловской области в лице Департамента лесного хозяйства Свердловской области
к Комитету по управлению муниципальным имуществом Белоярского городского округа,
ООО "Орис" (ИНН 6658365386, ОГРН 1106658012361)
третье лицо: Департамент лесного хозяйства Свердловской области
о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка,
установил:
Заместитель прокурора Свердловской области в интересах субъекта Российской Федерации Свердловской области в лице Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - истец, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка N 412/12 от 19.07.2012, заключенный Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа и ООО "Орис" и о применении последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ООО "Орис" возвратить Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа земельный участок площадью 103 772 кв. м, кадастровый номер 66:06:4501020:2654, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, 34 км Каменск-Уральского тракта.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены. Признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка N 412/12 от 19.07.2012, заключенный Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа и ООО "Орис". Применены последствия недействительности сделки: на ООО "Орис" возложена обязанность возвратить Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа земельный участок площадью 103 772 кв. м, кадастровый номер 66:06:4501020:2654, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, 34 км Каменск-Уральского тракта.
Не согласившись, ООО "Орис" обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
В апелляционной жалобе ООО "Орис" указывает на то, что спорный земельный участок образован из земельного участка сельскохозяйственного назначения и является таковым, изначально, при формировании, Комитет не переводил данный участок из одной категории в другую. Считает, что в материалы дела доказательств того, что земельный участок относится к лесному фонду, не представлено. По мнению ответчика, факт составления плана лесонасаждений таковым не является. Кроме того, полагает, что свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации от 02.07.2010 не подлежит применению, действия по регистрации права собственности РФ как на участки земель лесного фонда не могут служить правовым основанием для признания оспариваемого договора недействительным.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указывает, что спорный участок подлежит возврату КУМИ Администрации Белоярского городского округа по недействительной сделке. Постановка на кадастровый учёт вновь образованного земельного участка в составе земельного участка из категорий земель лесного фонда не порождает возникновение на него права муниципальной собственности и возможность им распоряжаться, в том числе путём оформления арендных отношений.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.07.2012 Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа и ООО "Орис" заключен договор аренды земельного участка N 412/12 площадью 103 772 кв. м, кадастровый номер 66:06:4501020:2654, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, 34 км Каменск-Уральского тракта.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке 06.09.2012.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с иском о признании данного договора недействительным.
Как пояснил в заседании суда представитель прокурора, указанный договор аренды земельного участка, заключенный КУМИ администрации Белоярского городского округа и ООО "Орис" от 19.07.2012, не соответствует требованиям ст.ст.125, 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей по состоянию на момент заключения договора) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со Свидетельством о регистрации права собственности N 66 АД 460580 от 02.07.2010 земельный участок площадью 357 620 000 кв.м. с кадастровым номером 66:06:0000000:126, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для нужд лесного хозяйства, является собственностью Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501020:2654 является частью земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:126, что подтверждаемся кадастровой картой, размещенной в сети интернет в общем доступе на официальном сайте Росреестра.
Согласно данным ГКУ Свердловской области "Свердловское лесничество" в состав указанного земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:126 входят выделы N N 8, 27 и 51, расположенные в квартале 85 Косулинского участкового лесничества ГКУ "Свердловское лесничество".
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501020:2654 расположен в выделах N N 8, 27 и 51, в квартале 85 Косулинского участкового лесничества ГКУ "Свердловское лесничество".
Земельный участок с кадастровым номером 66:06:0000000:126 лесоустроен, поставлен на государственный кадастровый учет лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501020:2654, относится исключительно к федеральной собственности - землям лесного фонда.
В подтверждение данного обстоятельства прокурором представлены и имеются в материалах дела выкопировка с планшета, лесохозяйственным регламент, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 31.12.2008 N 1757, таксационное описание, скриншот страниц Публичной кадастровой карты.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством (статья 101 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Кроме того, на основании пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями статей 82, 83 ЛК РФ, введенного в действие с 01.01.2007, определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Согласно пп.1 п.7 "Положением о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области" Постановление Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП Департамент лесного хозяйства Свердловской области осуществляет права владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Свердловской области. Соответственно, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
При рассмотрении позиции ООО "Орис" о том, что при наличии противоречий в сведениях в отношении определения категории спорного земельного участка, необходимо использовать кадастровую выписку о земельном участке, апелляционный суд учитывает следующее.
Частью 2 статьи 8 ЗК РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем по смыслу названной нормы права данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом в силу части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 ЛК РФ).
Следовательно, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства Информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, может служить информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Следовательно, представленные прокурором выкопировка с планшета, лесохозяйственный регламент, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 31.12.2008 N 1757, таксационное описание, скриншот страниц Публичной кадастровой карты являются надлежащими доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Закона N 201-ФЗ, а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированном сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренным данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.
Следовательно, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не могут быть признаны единственно верными доказательствами для отнесения земель к определенной категории, так как такие сведения могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих соответствующими полномочиями (статья 20 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ от 22.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ установлено, что перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, полномочий по переводу земельного участка в другую категорию и распоряжению земельным участком с кадастровым номером 66:06:4501020:2654 у Администрации Белоярского городского округа не имелось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно, на основании ст. 168 ГК РФ признал договор аренды земельного участка N 412/12 от 19.07.2012 недействительным (ничтожным) и удовлетворил исковые требования в полном объеме.
С учетом изложенного, отклоняются доводы ответчика о том, что спорный земельный участок образован из земельного участка сельскохозяйственного назначения и является таковым, изначально, при формировании, в материалы дела доказательств того, что земельный участок относится к лесному фонду, не представлено, а факт составления плана лесонасаждений таковым не является.
Довод ответчика о несоответствии закону свидетельства о государственной регистрации права Российской Федерации от 02.07.2010, материалами дела не подтвержден и правомерно отклонен судом первой инстанции, в связи со следующим.
Из представленных прокурором доказательств следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501020:2654 образован из земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:126, отнесенного к категории земель лесного фонда и входит в состав последнего.
Как пояснил представитель третьего лица, вновь образованный земельный участок включает в себя выделы N N 8, 27, 51 в квартале 85 Косулинского участкового лесничества ГКУ "Свердловское лесничество", в отношении которого ГКУ СО "Свердловское лесничество 01.01.2012 проведено таксационное описание.
При этом перевод земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения в порядке предусмотренном Федеральным законом РФ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не осуществлялся, что не оспаривается Администрацией Белоярского городского округа (ответ N01-19/3684 от 17.09.2015), и не подтверждено соответствующим ненормативным правовым актом уполномоченного органа власти. К категории земель сельскохозяйственного назначения земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501020:2654 отнесен при постановке его на кадастровый учет 21.03.2012 в отсутствии достаточных документов, подтверждающих его статус.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст.270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взыскивается с заявителя согласно ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 декабря 2015 года по делу N А60-30809/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.М. Жукова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30809/2015
Истец: Заместитель прокурора Свердловской области в интересах субъекта РФ-Свердловской области в лице Департамента лесного хозяйства Свердловской области
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Белоярского городского округа, ООО "ОРИС"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Прокуратура Свердловской области