г. Томск |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А45-21742/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей Бородулиной И. И., Колупаевой Л. А.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Горецкой О. Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Новосибметропроект"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28 декабря 2015 года по делу N А45-21742/2015 (судья Нахимович Е. А.) по заявлению закрытого акционерного общества "Новосибметропроект", г. Новосибирск (ОГРН 1025402456364, ИНН 5406164834) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск, третьи лица: МУП г. Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений", Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска о признании решения от 11.08.2015 N 08-01-300 незаконным, |
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Новосибметропроект" (далее - ЗАО "Новосибметропроект", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по НСО, антимонопольный орган) о признании решения от 11.08.2015 N 08-01-300 незаконным.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений" (далее - МУП "УЗСПТС"), Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Новосибметропроект" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным. Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании частей 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в УФАС по НСО обратились ООО "Красноярскметропроект" и ЗАО "Новосибметропроект" с жалобами на действия организации, осуществляющей полномочия заказчика на осуществление закупок на основании договора (соглашения) - МУП г. Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений" и заказчика - Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке специальных технических условий (СТУ) для проектирования строительства и эксплуатации участка теплотрассы 2 диаметром 1000 мм над конструкциями станции метрополитена "Золотая Нива" и проектирования тепловых сетей над конструкциями станции метрополитена "Золотая Нива" в г. Новосибирске при строительстве объекта капитального строительства "Промежуточный пусковой участок N 2 станции "Золотая Нива" и перегона до станции "Березовая роща" - II этап второго пускового комплекса второй очереди строительства метрополитена города Новосибирска от станции "Сибирская" до станции "Гусинобродская" (Б. Богаткова)".
Решением УФАС по НСО от 11.08.2015 года жалобы ООО "Красноярскметропроект" и ЗАО "Новосибметропроект" были признаны необоснованными.
ЗАО "Новосибметропроект", считая решение антимонопольного органа незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2010 N 1006 "О дополнительных мерах по развитию метрополитенов в Российской Федерации" в комплекс мероприятий по строительству подземных линий и объектов метрополитена не включаются работы по переносу инженерных сетей, демонтаж и разборка зданий и сооружений, освобождение территорий от земельных насаждений. Указанные мероприятия являются дополнительными мерами по развитию метрополитенов в Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено, что согласно конкурсной документации объектом спорной закупки является выполнение работ по разработке специальных технических условий (СТУ) для проектирования строительства и эксплуатации участка теплотрассы 2 диаметром 1000 мм над конструкциями станции метрополитена "Золотая Нива" и проектирования тепловых сетей над конструкциями станции метрополитена "Золотая Нива" в г. Новосибирске при строительстве объекта капитального строительства - промежуточный пусковой участок N 2 станции "Золотая Нива" и перегона до станции "Березовая роща" - II этап второго пускового комплекса второй очереди строительства метрополитена города Новосибирска от станции "Сибирская" до станции "Гусинобродская" (Б. Богаткова).
15.01.2015 дополнительным соглашением N 2 к соглашению от 19.03.2014 N 15/14 "О передаче полномочий муниципального заказчика по заключению и исполнению муниципальных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности" были внесены дополнения в п.п. 1.2 Приложения N 1 к соглашению от 19.03.2014 N 15/14 об изменении наименования объекта Новосибирского метрополитена - окончание строительства второй очереди Новосибирского метрополитена (объект: "Станция "Золотая Нива" и перегон до станции "Березовая роща" - II пусковой комплекс второй очереди строительства метрополитена города Новосибирска от станции "Сибирская" до станции "Гусинобродская" / "Промежуточный пусковой участок N2 станции. "Золотая Нива" и перегона до станции "Березовая роща" - II этап второго пускового комплекса второй очереди строительства метрополитена города Новосибирска от станции "Сибирская" до станции "Гусинобродская" (Б. Богаткова).
Согласно разрешению на строительство от 31.10.2007 N RU 54303000-405 Управление архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска разрешило строительство объекта капитального строительства: "Промежуточный пусковой участок N 2 станции "Золотая Нива" и перегона до станции "Березовая роща" - II этап второго пускового комплекса второй очереди строительства метрополитена города Новосибирска от станции "Сибирская" до станции "Гусинобродская" (Б. Богаткова)".
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что МУП "УЗСПТС" в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2010 N 1006 за счет средств на строительство метрополитена планирует реконструировать транзитную теплотрассу, не относящуюся к метрополитену, подлежит отклонению как необоснованный.
Федеральный закон N 418-ФЗ от 28.12.2013 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 418) регулирует отношения по предоставлению капитальных вложений в объекты капитального строительства бюджетным и автономным учреждениям или государственным (муниципальным) предприятиям.
Указанным Законом предусмотрен такой способ финансового обеспечения строительства (реконструкции) объектов капитального строительства при привлечении к работам автономных учреждений или государственных (муниципальных) предприятий, как передача учредителями или собственниками имущества, являющимися государственными (муниципальными) заказчиками, автономным учреждениям и государственным (муниципальным) унитарным предприятиям полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
В целях реализации указанного способа статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 418-ФЗ) предусмотрен порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, условия передачи полномочий государственного или муниципального заказчика и порядок заключения соглашений о передаче полномочий, в том числе требования к содержанию соглашений.
Внесенные Федеральным законом N 418-ФЗ изменения в правовое регулирование бюджетных правоотношений направлены на совершенствование порядка осуществления государственного и муниципального финансового контроля при предоставлении капитальных вложений за счет бюджетных средств.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 418-ФЗ предусмотрено, что государственные (муниципальные) контракты, заключенные в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность до дня вступления в силу настоящего Федерального закона бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, исполняются в соответствии с предусмотренными этими контрактами условиями.
Данным пунктом, регулирующим исполнение ранее заключенных договоров, не предусмотрено, что неисполненные обязательства заказчиков переводятся на соответствующее публично-правовое образование.
Во исполнение Федерального закона N 418 от 28.12.2013 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", которым изменен порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (статья 79) Мэром г. Новосибирска было издано распоряжение N 233 - р от 14.03.2014 "О передаче полномочий по заключению и исполнению от имени Мэрии муниципальных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности за счет средств бюджета города Новосибирска муниципальному унитарному предприятию города Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений".
В соответствии с соглашением от 19.03.2014 N 15/14 мэрия города Новосибирска в лице Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса передала на безвозмездной основе полномочия муниципального заказчика по исполнению мэрии города Новосибирска муниципальных контрактов, по строительству (реконструкции) объектов коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры города Новосибирска; объектов Новосибирского метрополитена (строительство метро) муниципальному унитарному предприятию "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений".
Согласно п.п. 3.1.2 Соглашения от 19.03.2014 N 15/14 Сторона-1 (Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска) обеспечивает своевременное предоставление инвестиций в течение финансового года в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Статья 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает особенности закупок, осуществляемых, в частности, бюджетным, автономным учреждениями. При предоставлении средств из бюджетов автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок. Если государственные органы, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным, автономным учреждениям, такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков (часть 6 статьи 15).
Согласно статье 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации соглашения о передаче полномочий являются основанием для открытия органам местного самоуправления, являющимся муниципальными заказчиками, в органах Федерального казначейства лицевых счетов получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности.
24.03.2014 г. Департаментом финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска был открыт лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям МУП "УЗСПТС" N 501.02.029.6.
Согласно пп.3.1.2 соглашения от 19.03.2014 N 15/14 Сторона-1 (Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска) обеспечивает своевременное предоставление инвестиций в течение финансового года, в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Как правильно указал суд первой инстанции, в связи с внесением изменений в статью 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации МУП "УЗСПТС", как коммерческое предприятие, не является участником бюджетного процесса, перечень которых определен статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и получателем на свой расчетный счет бюджетных ассигнований для оплаты работ по муниципальному контракту. Поэтому лицевой счет МУП "УЗСПТС" в УФК по Новосибирской области не открыт. По указанной причине, обязательство заказчика по оплате работ с его лицевого счета не может быть выполнено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, заявитель по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц обязан доказать только те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом указанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из приведенных заявителем доводов, представленных доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого решения от 11.08.2015 N 08-01-300 закону или иному нормативному акту.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются необоснованными.
Довод апеллянта о том, что в отношении МУП "УЗСПТС" введена процедура наблюдения, судом апелляционной инстанции не принимается как не влияющий на правильность обжалуемого судебного акта.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной инстанции относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28 декабря 2015 года по делу N А45-21742/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Новосибметропроект" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 11 от 25.01.2016 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-21742/2015
Истец: ЗАО "Новосибметропроект"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНО-БЛАГОУСТРАИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МЭРИИ Г. НОВОСИБИРСКА, МУП г. Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений"