г. Вологда |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А66-16475/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Пищевик" Загуменкина В.В. по доверенности от 07.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 января 2016 года по делу N А66-16475/2015 (судья Карсакова И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пищевик" (место нахождения: 171640, Тверская обл., г. Кашин, ш. Калининское, д. 1; ОГРН 1026901671862; ИНН 6909007501; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (место нахождения: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 5/7; ОГРН 1067746766240; ИНН 7702609639; далее - Управление) от 30.11.2015 о назначении административного наказания по делу N 7.2-Пс/0227-0972пл-2015.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 27 января 2016 года заявленные требования удовлетворены частично: постановление Управления признано незаконным и отменено в части определения размера административной ответственности в виде штрафа в сумме 200 000 руб.; штраф установлен в размере 100 000 руб.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на отсутствие оснований для снижения административного штрафа ниже низшего предела.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в заседании апелляционного суда, доводы жалобы не признали, считают решение суда законным и обоснованным.
Управление извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителей в суд не направилои, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 226, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.10.2015 N Т-972-пр Управлением в период с 09.11.2015 по 13.11.2015 проведена плановая выездная проверка Общества с целью осуществления контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - сеть газопотребления.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1) не предъявлены документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании подземного газопровода, эксплуатируемого Обществом по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, чем нарушен подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 (далее - Положение о лицензировании);
2) не обеспечено проведение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава, осуществляющего деятельность на объекте, чем нарушены часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) и подпункт "ж" пункта 5 Положения о лицензировании;
3) отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; представленный план не содержит согласования с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, срока действия плана, не указан опасный производственный объект, для которого разработан план, чем нарушены часть 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункты 1 - 4, 8 - 13 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 730, подпункт "п" пункта 5 Положения о лицензировании;
4) лицензиат нарушил требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, а именно: не представлен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, чем нарушена статья 10 Закона N 116-ФЗ, подпункт "р" пункта 5 Положения о лицензировании;
5) не соблюдены требования к порядку расследования причин инцидентов, их учета и анализа на опасном производственном объекте, а именно отсутствует утвержденный руководителем и не согласованный с территориальным органом Ростехнадзора документ, определяющий указанный порядок, чем нарушены, подпункт "х" пункта 5 Положения о лицензировании, пункт 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 N 480.
По факту выявленных нарушений 16.11.2015 Управлением в отношении Общества составлен протокол N 7.2-0972пл-ПР/0227-2015 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области Управления Пшенина А.П. от 30.11.2015 N 7.2-Пс/0227-0972пл-2015 Общество признано виновным административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозиция указанной статьи предусматривает два правонарушения: нарушение требований промышленной безопасности и нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении обществом требований промышленной безопасности, установленных Законом N 116-ФЗ.
Закон N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасным производственным объектом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).
Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что Общество по адресу: Тверская область, город Кашин, Калининское шоссе, д. 1, эксплуатирует зарегистрированный в государственном реестре опасный производственный объект - сеть газопотребления (свидетельство о регистрации N А05-11018-0001) с нарушением лицензионных требований в области производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Факт нарушения изложенных в оспариваемом постановлении требований, подтвержден актом проверки и материалами дела в их совокупности, а также протоколом об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 1.5 настоящего Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности Общества отсутствуют.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в деяниях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
На дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, Управлением не допущено.
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Обществом, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции и об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для признания правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал, что назначенное Обществу наказание не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, в связи с чем с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу штрафа до 100 000 рублей.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционная коллегия не находит правовых и фактических оснований для переоценки названного вывода суда.
В каждом конкретном случае применение положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является категорией оценочной.
Поскольку снижение в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размера административного штрафа менее минимального, предусмотренного соответствующей статьей, отнесено к судейскому усмотрению, вывод суда первой инстанции в этой части основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела.
Избранная судом мера ответственности, по мнению апелляционной коллегии, отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу.
Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 января 2016 года по делу N А66-16475/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-16475/2015
Истец: ООО "ПИЩЕВИК"
Ответчик: Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области