г. Самара |
|
07 апреля 2016 г. |
Дело N А55-20474/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Дмитриенко Е.В. (доверенность от 11.01.2016 года N 4),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Бахиловский Строй Материал" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Территориального управления Росимущества в Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 апреля 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 января 2016 года по делу N А55-20474/2015 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бахиловский Строй Материал" (ОГРН 1106382000141, ИНН 6382058385), с.Бахилово, Самарская область,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара,
с участием третьих лиц:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара,
Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бахиловский Строй Материал" (далее - заявитель, общество, ООО "Бахиловский Строй Материал") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Самарской области) о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области N 63/032/700/2015-2501 от 15.06.2015 в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 110/14 от 12.01.2011, заключенным между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ООО "Бахиловский Строй Материал", запись в государственном лесном реестре 590-2010-10, имеющий местоположение: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Федоровское участковое лесничество, кварталы NN 2-12, 18-28, 32-35, 38-48, 53-68, общей площадью 2914,9 га. и об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации договора аренды лесного участка N 110/14 от 12.01.2011, заключенного между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ООО "Бахиловский Строй Материал", запись в государственном лесном реестре 590-2010-10, имеющий местоположение: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Федоровское участковое лесничество, кварталы N N 2-12, 18-28, 32-35, 38-48, 53-68, общей площадью 2914,9 га. (т.1 л.д.2-5).
Определением суда, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.01.2016 по делу N А55-20474/2015 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области N 63/032/700/2015-2501 от 15.06.2015 в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 110/14 от 12.01.2011, заключенным между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ООО "Бахиловский Строй Материал", запись в государственном лесном реестре 590-2010-10, имеющий местоположение: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество. Федоровское участковое лесничество, кварталы NN 2-12, 18-28, 32-35, 38-48, 53-68, общей площадью 2914,9 га.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации договора аренды лесного участка N 110/14 от 12.01.2011, заключенного между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ООО "Бахиловский Строй Материал", запись в государственном лесном реестре 590-2010-10, имеющий местоположение: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Федоровское участковое лесничество, кварталы N N 2-12, 18-28, 32-35, 38-48, 53-68, общей площадью 2914,9 га. (т.1 л.д.138-141).
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.3-7).
Министерство апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее.
Остальные участники отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ООО "Бахиловский Строй Материал", Теруправление Росимущества в Самарской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в письменных возражениях.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, письменных возражениях на нее и в выступлении представителя Министерства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 12.01.2011, по итогам проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, между ООО "Бахиловский Строй Материал" и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области заключен договор N 110/14 аренды лесного участка, согласно которому заявителю представлен в аренду лесной участок сроком на 10 лет из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 590-2010-10, расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Федоровское участковое лесничество, кварталы N N 2-12, 18-28, 32-35, 38-48, 53-68, общей площадью 2914,9 га. для заготовки древесины сроком с 12.01.2011 года по 12.01.2021 года (т.1 л.д. 14-31).
30.04.2015 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось к Росреестру с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды.
Сообщением от 15.06.2015 N 63/032/700/2015-2501 Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отказано в государственной регистрации договора аренды лесного участка в связи с отсутствием государственной регистрации права Российской Федерации на участок лесного фонда (т.1 л.д. 9-11).
ООО "Бахиловский Строй Материал" не согласилось с отказом Росреестра в регистрации указанного договора, обратилось с арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ, юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах согласно статье 9 Федерального закона N 122-ФЗ.
Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ, Правительство Российской Федерации постановлением от 18.02.1998 N 219 утвердило Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Правила).
В соответствии с абзацем 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; (10) если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статье 16 Федерального закона N 122-ФЗ, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно статье 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, представленные для регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных документов.
В соответствии со статьей 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
На основании статьи 7, части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
В порядке статьи 93 Лесного кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе, по организации и проведению соответствующих аукционов.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Лесным кодексом Российской Федерации, непосредственно статьей 71, урегулирован порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Судом первой инстанции установлено, право аренды ООО "Бахиловский Строй Материал" на спорный лесной участок расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Федоровское участковое лесничество, кварталы N N 2-12, 18-28, 32-35, 38-48, 53-68, общей площадью 2914,9 га. было приобретено на основании протокола N13 заседания аукционной комиссии Министерства по проведению аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности от 3012.2010. Срок аренды 10 лет.
На участок лесного фонда Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза общей площадью 3 792 га. зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АБ N 675238 от 02.09.2005 года (т.1 л.д. 113).
Спорный участок входит в состав участка площадью 3792 га. (т.1 л.д.87-88).
Согласно Лесохозяйственному регламенту Ставропольского лесничества, утвержденному Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.08.2012 N 215, общая площадь земель лесного фонда Федоровского лесничества составляет 5 270 га, право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано в установленном законом порядке.
Указанный регламент содержит сведения о разрешенном виде использования спорного участка лесного фонда - для заготовки древесины.
Отсутствие государственного кадастрового учета участка лесного фонда также не может являться основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено в пункте 3 статьи 607 ГК РФ, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Пунктом 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Между тем, в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
В отношении таких участков осуществляется их государственный учет посредством внесения в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих их существование с характеристиками, соответствующими частью 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 4.1 Вводного закона).
Согласно пункту 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139 по результатам государственного учета выдается план лесного участка или карта-схема лесного участка.
С учетом приведенных норм права, принимая во внимание, что спорный лесной участок образован из участка лесного фонда, в отношении которого не проводился государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в данном случае не требуется постановка спорного участка на кадастровый учет.
Согласно статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются, соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В рассматриваемом случае согласно схеме расположения и границ лесных участков, характеристике лесных участков и их насаждений (приложения N 1 к договору аренды), а также плану лесных участков, представленным на государственную регистрацию, спорный участок площадью имеет номер учетной записи в государственной лесном реестре 590-2010-10, местоположение: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Федоровское участковое лесничество, кварталы N N 2-12, 18-28, 32-35, 38-48, 53-68.
Статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Правовая позиция относительно применения положений указанных норм определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/2013, в котором отмечено, что поскольку правила статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускают распоряжение лесным участком, а также государственную регистрацию прав на него без осуществления его кадастрового учета при наличии плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Аналогичная позиция содержится также в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 03.11.2015 N Ф06-1468/2015 по делу N А65-28370/2014.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что у Росреестра отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда.
Довод Росреестра об отсутствии правовых оснований для обжалования отказа в государственной регистрации договора аренды, поскольку с заявлением о государственной регистрации обращалось Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным в связи с тем, что заявитель является стороной договора аренды - арендатором лесного участка и отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка напрямую затрагивает его права и законные интересы.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением Росреестра по Самарской области в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 января 2016 года по делу N А55-20474/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20474/2015
Истец: ООО "Бахиловский Строй Материал"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области