г. Чита |
|
08 апреля 2016 г. |
Дело N А19-9402/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Юдина С.И., Бушуевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Исламовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления ЖКХ Октябрьского округа Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2016 года по делу N А19-9402/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Сервис-Люкс" (ОГРН 1083811009920, ИНН 3811127010, адрес: 664081, г Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 239В) к Управлению ЖКХ Октябрьского округа Администрации города Иркутска (ИНН 3849017994, ОГРН 1113850039533, адрес: 664007, г Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 27), обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жемчужина" (ИНН 3849025057, ОГРН 1123850037662, адрес: 664022, г Иркутск, ул. Трилиссера, 8/2) о признании недействительным открытого конкурса, (суд первой инстанции: Хромцова Н.В.)
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Сервис-Люкс" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Управлению ЖКХ Октябрьского округа Администрации города Иркутска, обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жемчужина" с требованием о признании недействительными торгов (открытого конкурса), проведенного Комитетом по Управлению Октябрьским округом Администрации города Иркутска по определению управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: г. Иркутск, ул. Кожова, 18 (ж.д. N 1, ж.д.N 2, ж.д.N 3); результаты которого оформлены протоколом без номера от 05 июня 2015 года по извещению N 270415/3575457/01.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2016 года заявленные исковые требования удовлетворены частично. Признан недействительным открытый конкурс, проведенный Управлением ЖКХ Октябрьского округа Администрации города Иркутска по определению управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: г. Иркутск, ул. Кожова, 18 (ж.д. N 1, ж.д.N 2, ж.д.N 3), результаты которого оформлены протоколом без номера от 05 июня 2015 года по извещению N 270415/3575457/01.
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Сервис-Люкс" к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жемчужина" отказано.
С Управления ЖКХ Октябрьского округа Администрации города Иркутска взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Сервис - Люкс" 6 000 рублей - судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик Управление ЖКХ Октябрьского округа Администрации города Иркутска обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Из апелляционной жалобы следует, что у суда не имелось оснований для удовлетворения иска, поскольку оспоренные торги в форме конкурса организованы и проведены в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации по причине введения в эксплуатацию многоквартирного дома; при проведении торгов не был нарушен порядок; решение об избрании истца управляющей компанией принято в отсутствие кворума, так как лица, принявшие помещения от застройщика, на период проведения собрания не зарегистрировали своего права собственности на эти помещения в установленном законом порядке.
От истца ООО "Управляющая компания "Сервис-Люкс" и ответчика ООО УК "Жемчужина" поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они просили в ее удовлетворении отказать. Ответчик ООО УК "Жемчужина" ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 5 статьи 268 Кодекса о проверке законности и обоснованности в оспариваемой части - в части удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Сервис-Люкс" к Управлению ЖКХ Октябрьского округа Администрации города Иркутска, обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жемчужина" о признании недействительными торгов (открытого конкурса), проведенного Комитетом по Управлению Октябрьским округом Администрации города Иркутска по определению управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: г. Иркутск, ул. Кожова, 18 (ж.д. N 1, ж.д.N 2, ж.д.N 3); результаты которого оформлены протоколом без номера от 05 июня 2015 года по извещению N 270415/3575457/01.
Как установил суд первой инстанции и следует из дела, согласно разрешению от 07 апреля 2015 года N RU3830300-25/l5, выданному Отделом выдачи разрешительной документации департамент реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политики администрации г. Иркутска застройщику АО СК "ГорСтрой", жилые дома N N N 1, 2,3 по ул. Кожова, 18 в Октябрьском районе г. Иркутска, общей площадью 22 575 кв.м, в составе 114 квартир введены в эксплуатацию.
В соответствии с распоряжением заместителя-мэра-председателя комитета по градостроительной политике г. Иркутска от 14 мая 2015 года N N 944-02-000203/15, 944-02-000204/15, 944-02-000205/15 жилым домам присвоен следующий адрес: ул. Кожова, 14 (Жилой дом N 1), ул. Кожова, 14/1 (Жилой дом N 2), ул. Кожова, 14/2 (Жилой дом N 3).
31 мая 2015 года собственниками помещений многоквартирных домов N N N 1,2,3 проведено собрание, в том числе, о выборе способа управления многоквартирными домами и избрании управляющей компании.
Согласно протоколам общего собрания собственников помещений от 02 июня 2015 года в многоквартирных домах N 14, N 14/1, N 14/2 по ул. Кожова большинством собственников принято решение о выборе способа управления через управляющую компанию и в качестве управляющей компании избрана ООО УК "Сервис-Люкс" сроком на 5 лет. Утвержден тариф на содержание и ремонт дома в размере 22 рубля 56 копеек за 1 кв.м.
28 апреля 2015 года на официальном сайте торгов (www.torgi.gov.ru), было размещено извещение N 270415/3575457/01 о проведении Комитетом открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Иркутск, ул. Кожова, 18 (жилой дом N 1, жилой дом N 2, жилой дом N 3). Проведение конкурса назначено на 05 июня 2015 года в 10.00 местного времени.
03 июня 2015 года копии протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: ул. Кожова, 14, ул. Кожова, 14/1, ул. Кожова, 14/2 представлены в Комитет по управлению Октябрьским округом Администрации г. Иркутска.
03 июня 2015 года истец заключил договоры управления многоквартирных домов с Коноваленко Б.А. (ул. Кожова,14), Быковой Е.В. (ул. Кожова, 14/1), Парфеновой М.Э. (ул. Кожова, 14/2).
Между тем, из протокола от 05 июня 2015 года оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N 270415/3575457/01, размещенном на официальном сайте 28 апреля 2015 года, следует, что к участию в конкурсе допущены ООО УК "Жемчужина", ООО УК "Сервис-Люкс", ООО "Восточное управление ЖКС", ООО УК "Иркут", ООО "Уютный дом", победителем конкурса признано ООО УК "Жемчужина".
Отсутствие у Комитета оснований для проведения конкурса по причине выбора управляющей организации собственниками помещений многоквартирных домов и реализации решения о выборе способа управления, нарушение Комитетом порядка проведения конкурса, послужило основанием обращения Управляющей компании в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, применив положения статей 166, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14, частей 4 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", пунктов 3, 4, 5, 39, 40 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, заявленные исковые требования к Управлению ЖКХ Октябрьского округа Администрации города Иркутска удовлетворил. В удовлетворении исковых требований к ООО УК "Жемчужина" отказал, указав на то, что организатором оспариваемого конкурса является Комитет по Управлению Октябрьским округом Администрации города Иркутска, и именно им допущены вышеприведенные нарушения установленных норм и правил.
Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части являются правильными.
Арбитражный суд Иркутской области, исследовав все представленные по делу доказательства в их совокупности, справедливо установил и правомерно отразил в обжалуемом акте следующие факты.
Так как жилые дома N N N 14, 14/1, 14/2 по ул. Кожова в г. Иркутске введены в эксплуатацию 07 апреля 2015 года, то к спорным отношениям подлежат применению положения части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит открытый конкурс в соответствии с частью 4 названной статьи Кодекса.
В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом.
Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года N 75 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Правил конкурс проводится, если в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Пунктом 5 Правил установлено, что нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Поскольку на момент проведения конкурса собственники помещений многоквартирных домов приняли решение о выборе способа управления и реализовали его, заключив с Управляющей компанией договоры управления многоквартирным домом, а управляющая организация заключила договоры с ресурсоснабжающими организациями для предоставления услуг собственникам помещений.
Комитет, согласно пункту 1.9 конкурсной документации, был не вправе проводить конкурс.
В силу пункта 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым выбрана управляющая организация, порождает для Управляющей компании гражданско- правовые последствия связанные с управлением многоквартирного дома.
Так как в силу части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, проведя конкурс при изложенных обстоятельствах, и таким образом избрав управляющую организацию многоквартирного дома, истец нарушил право истца на управление многоквартирными домами в соответствии с решением собственников помещений в этом доме и договорами на управление многоквартирным домом.
Как и вышеуказанный довод Комитета, не могла быть принята как не основанная на законе ссылка на ничтожность решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в связи с принятием его в отсутствие кворума согласно пункту 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214- ФЗ) право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства (пункт 2 статьи 16 Федерального закона N 214-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона N 214-ФЗ передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее, чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
После получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. В силу части 1 статьи 12 Федерального закона N 214-ФЗ обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 122 ФЗ государственная регистрация права носит заявительный характер и производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи правообладателем необходимых документов.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, момент возникновения права собственности на помещения в многоквартирном доме, принятом в эксплуатацию от застройщика, зависит непосредственно от действий участника долевого строительства.
Таким образом, с момента подписания передаточного акта участник долевого строительства владеет, пользуется построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляет права собственника, и именно с этого момента вправе обратиться с заявлением в регистрирующий орган о государственной регистрации своего права. Отсутствие у собственников помещений в многоквартирном доме государственной регистрации права собственности на эти помещения само по себе не свидетельствует о принятии решения о выборе способа управления многоквартирным домом и управляющей организацией в отсутствие кворума и ничтожности такого решения.
Необходимость проведения конкурса определяется наличием решения правообладателей помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом и реализации этого решения; волеизъявление правообладателей помещений в спорном многоквартирном доме является преимущественным правом на определение судьбы своего имущества; обязанность органов местного самоуправления по отбору управляющей организации играет компенсаторную роль в случае, когда правообладатели не имеют намерений самостоятельно определять порядок управления.
Кроме того нормы действующего жилищного законодательства закрепляют приоритет волеизъявления обладателей прав на помещения в многоквартирном доме при решении вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом и для отказа от проведения конкурса достаточно любого из предусмотренных проявлений инициативы со стороны правообладателей.
При организации проведения конкурса Комитет как уполномоченный орган не организовал проверки для установления того, приняты и реализованы ли решения о выборе способа управления этим многоквартирным домом с целью соблюдения установленной публичной процедуры по отбору управляющей компании, а также прав и законных интересов правообладателей помещений и управляющей организации, выбранной ими для управления многоквартирным домом.
Проведение спорного конкурса и определение иной управляющей организации, влечет фактическую отмену решения правообладателей помещений, реализовавших свое право на определение способа управления, предоставленного им нормами жилищного законодательства.
В связи с изложенным, своими действиями по проведению открытого конкурса комитет создал реальную угрозу ущемления прав и законных интересов правообладателей помещений многоквартирных домов и выбранной ими управляющей организации - истца (ООО УК "Сервис-Люкс").
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется, нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и проверяемые согласно части 6 статьи 268 Кодекса вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, судом не нарушены, в связи с чем решение в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2016 года по делу N А19-9402/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9402/2015
Истец: ООО УК "Сервис-Люкс"
Ответчик: Комитет по управлению Октябрьским округом Администрации г. Иркутска, ООО УК "Жемчужина"