г. Тула |
|
9 апреля 2016 г. |
Дело N А54-7031/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Стариковой Валентины Викторовны (г. Рязань ОГРНИП 304623035000291, ИНН 623000613668), ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (г. Рязань, ОГРН 1046209031440, ИНН 6234010735), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.01.2016 по делу N А54-7031/2015 (судья Шишков Ю.М.), принятое в порядке упрощенного производства, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Старикова Валентина Викторовна (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (далее по тексту - ответчик, управление) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.10.2015 N 07202940027167, незаконными действия управления по включению в справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 06.11.2015 N 072 029 15 CP 0228116 недоимки (по расчетным периодам до 01.01.2010) по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации в общей сумме 5 726 рублей (в том числе: по страховой части трудовой пенсии в сумме 3 758 рублей; по накопительной части трудовой пенсии в сумме 1 968 рублей) и пени в общей сумме 5 771 рубля 50 копеек (в том числе: по страховой части трудовой пенсии в сумме 3 543 рублей 06 копеек и по накопительной части трудовой пенсии в сумме 1 945 рублей 17 копеек), а также недоимки по страховым взносам, определяемым, исходя из стоимости страхового года, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 283 рублей 27 копеек безнадежной к взысканию в связи с утратой возможности ее взыскания, а обязанность индивидуального предпринимателя Стариковой Валентины Викторовны по ее уплате прекращенной.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.01.2016 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку управлением утрачена возможность взыскания спорной задолженности в принудительном порядке, то справка от 06.11.2015 N 072 029 15 CP 0228116 содержит недостоверные сведения о наличии у предпринимателя недоимки в общей сумме 11 780 рублей 77 копеек.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что срок для выставления требования об уплате пеней законодательством не предусмотрен.
ИП Старикова В.В. отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Старкова Валентина Викторовна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 28.09.1993, о чем Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области в ЕГРИП внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304623035000291.
Предприниматель является плательщиком страховых взносов и зарегистрирована в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователя за номером 072029099462.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Рязани 16.10.2015 выставило предпринимателю требование N 07202940027167, согласно которому Старковой В.В. в срок до 06.11.2015 предложено уплатить пени по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации - 1 604 рубля 57 копеек, в том числе на страховую часть - 1 053 рубля 09 копеек, на накопительную часть - 551 рубль 48 копеек.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Рязани 06.11.2015 выдало предпринимателю справку N 072 029 15 CP 0228116 о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, в которой отражена недоимка по страховым взносам и пеням в общей сумме 11 780 рублей 77 копеек, в том числе: по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 3 758 рублей; по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 968 рублей; пеней в общей сумме 5 771 рубля 50 копеек, в том числе: по страховой части трудовой пенсии в сумме 3 543 рублей 06 копеек и по накопительной части трудовой пенсии в сумме 1 945 рублей 17 копеек; недоимка по страховым взносам, определяемым, исходя из стоимости страхового года, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 283 рублей 27 копеек.
Полагая, что для взыскания задолженности по уплате страховых пенсионных взносов у управления истекли сроки исковой давности, ИП Старикова В.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон о страховых взносах).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон " 212-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 7 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны выдавать плательщику страховых взносов по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля за уплатой страховых взносов.
Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в орган контроля за уплатой страховых взносов соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов.
Выдаваемая заявителю справка должна содержать объективную информацию о состоянии расчетов плательщика с соответствующими фондами, то есть отраженные в ней сведения должны носить достоверный характер.
Неполная либо не соответствующая действительности информация о задолженности по страховым взносам, числящейся за плательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей определен в статьях 19, 20, 22 Закона N 212-ФЗ.
На основании статьи 22 Закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 19 Закона о страховых взносах в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Частью 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя определяет статья 20 Закона N 212-ФЗ.
В случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Закона N 212-ФЗ (часть 1).
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 2).
Таким образом, процедура внесудебного принудительного взыскания представляет собой систему мер государственного принуждения, состоящую из ряда последовательных взаимосвязанных этапов. Процесс принудительного внесудебного взыскания начинается с выставления требования, принятия решения о взыскании за счет денежных средств и направления инкассовых поручений банку, заканчивается решением о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Процедура бесспорного взыскания четко регламентирована и ее соблюдение является обязанностью пенсионного фонда.
Судом установлено и следует из пояснений управления, пени по страховым взносам в общей сумме 1 604 рублей 57 копеек, предъявленные к уплате по оспариваемому требованию, начислены на задолженность по страховым взносам за 2002 - 2010 годы.
Оплата взносов осуществлялась предпринимателем несвоевременно, последний платеж осуществлен 31.10.2011, что не опровергнуто сторонами.
В связи с этим, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, именно с даты фактической несвоевременной уплаты страховых взносов управлению необходимо исчислять трехмесячный срок для выставления требования по статье 22 Закона N 212-ФЗ в отношении пеней.
Пени предъявлены управлением к уплате по требованию от 16.10.2015, то есть за пределами срока, установленного статьей 22 Закона N 212-ФЗ.
Отклоняя довод управления о том, что срок направления требования об уплате пеней не установлен Законом N 212-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно исходил из ошибочного толкования ответчиком части 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ, которая устанавливает срок направления требования не только по страховым взносам, но и по пеням.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно признано незаконным требование пенсионного фонда об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.10.2015 N 07202940027167.
Таким образом, как справедливо посчитал суд первой инстанции, управление утратило право на дальнейшее взыскание указанной недоимки в принудительном порядке.
Судом установлено, что в справке от 06.11.2015 отражена недоимка по страховым взносам и пеням в общей сумме 11 780 рублей 77 копеек, в том числе: по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 3 758 рублей; по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 968 рублей; пени в общей сумме 5 771 рубль 50 копеек, в том числе: по страховой части трудовой пенсии в сумме 3 543 рублей 06 копеек и по накопительной части трудовой пенсии в сумме 1 945 рублей 17 копеек; недоимка, по страховым взносам, определяемым, исходя из стоимости страхового года, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 283 рублей 27 копеек.
Как уже упоминалось ранее, задолженность у предпринимателя образовалась в 2002 - 2010 годах.
При этом поскольку управлением не представлено суду доказательств принудительного взыскания указанной недоимки в порядке статей 19 и 22 Закона N 212-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управлением утрачена возможность ее взыскания в принудительном порядке, в связи с чем обоснованно признал, что справка от 06.11.2015 N 072 029 15 CP 0228116 содержит недостоверные сведения о наличии у предпринимателя недоимки в общей сумме 11 780 рублей 77 копеек.
На основании части 1 статьи 23 Закона N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказалось невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
По смыслу указанных положений утрата фондом возможности принудительного взыскания сумм взносов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности плательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Исключение соответствующих записей из лицевого счета плательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым страховщик утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате возможности взыскания взносов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте, в том числе и в его мотивировочной части. Соответствующие записи должны быть исключены страховщиком из лицевого счета страхователя немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При этом инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только уполномоченный орган, но и плательщик страховых взносов, в том числе путем подачи в суд заявления о признании недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной к взысканию и обязанности по ее уплате прекращенной.
Изложенная позиция подтверждается толкованием, приведенным в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в отношении статьи 59 НК РФ, регулирующей аналогичные отношения в сфере взыскания и уплаты налогов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об утрате фондом возможности принудительного взыскания с предпринимателя недоимки, указанной в справке от 06.11.2015 N 072 029 15 CP 0228116; задолженность по страховым взносам и пеням в общей сумме 11 780 рублей 77 копеек обоснованно признана безнадежной ко взысканию, а обязанность по ее уплате прекращенной.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права и отклоняются судом апелляционной инстанции как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушения норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.01.2016 по делу N А54-7031/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-7031/2015
Истец: ИП Старикова Валентина Викторовна
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани