Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 июля 2016 г. N Ф10-2182/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А09-13851/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии в судебном заседании до объявления перерыва представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" (г. Брянск, ОГРН 1113256002826, ИНН 3250522220) - Введенской И.А. (доверенность от 30.10.2015), заинтересованного лица - управления государственного регулирования тарифов Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1063250035530, ИНН 3250068984) - Батрака В.Ф. (доверенность от 05.10.2015 N 04-05/2039), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления государственного регулирования тарифов Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.01.2016 по делу N А09-13851/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению государственного регулирования тарифов Брянской области (далее - управление) о признании незаконным предписания от 27.10.2015 N 060-30/ТЭ/2015 об устранении нарушений обязательных требований стандартов раскрытия информации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что общество не является теплоснабжающей организацией в смысле, придаваемом данному понятию пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы управление ссылается на взимание обществом платы за поставляемую в арендуемые у него помещения тепловую энергию, факт обращения общества в управление с заявлением о согласовании действующего тарифа, невозможность установления тарифов на будущее время.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание после объявленного перерыва участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе систематического наблюдения и анализа информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими теплоснабжение, управлением было установлено нарушение со стороны ООО "Регион ТРЦ" требований пункта 28 стандартов раскрытия информации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570.
В связи с этим 27.10.2015 управлением в адрес общества направлено предписание N 060-30/ТЭ/2015 об устранении нарушений обязательных требований стандартов раскрытия информации, согласно которому общество обязано в срок до 10.11.2015 представить информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с пунктами 16, 24, 25 стандартов раскрытия информации.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией признается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Таким образом, признаками теплоснабжающей организации являются: продажа потребителям тепловой энергии, тепловая энергия произведена либо приобретена у иного лица, владение на законном основании тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 9 статьи 2 указанного Федерального закона потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. В силу части 9 статьи 7 указанного Федерального закона теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.
Статьей 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьями 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен договорной принцип отношений теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии.
Частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что потребители тепловой энергии заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 указанного Федерального закона. Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 указанного Федерального закона.
Согласно частям 1, 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять: 1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; 2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; 3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; 4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; 5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; 6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; 7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является собственником нежилого помещения (торгово-развлекательный центр), расположенного по адресу: г.Брянск, ул. Объездная, д. 30 (свидетельство о государственной регистрации права 32-АЖ N 400375 от 24.10.2013).
В состав указанного торгово-развлекательного центра входит пристроенная автономная котельная, эксплуатация которой осуществляется персоналом заявителя на основании разрешения на допуск в эксплуатацию котельной от 24.12.2013 N 201-Т-Б.
Указанная котельная предназначена для теплоснабжения здания торгово-развлекательного комплекса, отпуск тепловой энергии сторонним (внешним) потребителям не производится.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Из материалов дела следует, что помещения торгово-развлекательного центра сдаются заявителем в аренду различным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основании типовых договоров аренды.
В соответствии с указанными договорами аренды ежемесячная арендная плата состоит из трех частей: постоянная составляющая, переменная составляющая и эксплуатационные платежи.
Постоянная составляющая арендной платы представляет собой сумму ежемесячного фиксированного платежа за пользование арендуемым помещением.
Переменная составляющая арендной платы означает платежи за коммунальные услуги: тепловая энергия, тепловая энергия горячей воды, водоснабжение, канализация, вывоз твердых бытовых отходов, дератизация, электроэнергия и электроснабжение установок воздушного отопления и вентиляции.
Эксплуатационные платежи означают платежи за предоставляемые арендодателем услуги по эксплуатации и обслуживанию торгового центра в объеме указанном в приложении N 5 "Перечень эксплуатационных услуг" к договору аренды.
Из условий договоров аренды также следует, что только в отношении платежей за электрическую энергию установлен принцип оплаты на основании показаний счетчика, установленного в помещении арендатора.
Размер платы за прочие коммунальные услуги, включаемые в переменную составляющую арендной платы, в том числе и за потребленную тепловую энергию, определяется расчетным путем в виде процента от общей суммы, уплачиваемой арендодателем поставщику услуг, определяемого пропорционально площади арендуемого помещения.
Согласно условиям договоров аренды переменная составляющая арендной платы оплачивается арендатором на основании счета арендодателя.
Как установлено судом, в выставляемых арендодателем счетах указывается общая величина постоянной составляющей, переменной составляющей и эксплуатационных платежей соответственно. При этом разбивка переменной составляющей по видам коммунальных услуг ни в договоре аренды, ни в выставляемых счетах не производится.
Согласно пункту 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Из материалов дела усматривается, что договоры аренды, заключаемые обществом в качестве арендодателя, не содержат в себе каких-либо элементов договоров теплоснабжения. Обществом ни с арендаторами помещений, ни с иными лицами не заключались договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и (или) договоры теплоснабжения. Доказательств заключения обществом таких договоров управлением не представлено.
Довод управления о том, что общество является теплоснабжающей организацией в силу того, что оно само обращалось в регулирующий орган с заявлениями об установлении тарифов на тепловую энергию и представляло, в том числе расчеты нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям, являлся предметом рассмотрения судом первой инстанции и был обоснованно им отклонен.
В соответствии с разделом IV Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, установление цен (тарифов) осуществляется либо по предложению регулируемой организации (по общему правилу), либо по инициативе органа регулирования.
Согласно пункту 26 указанных Правил выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения с учетом предложения регулируемой организации.
Орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выборе метода регулирования тарифов (за исключением метода обеспечения доходности инвестированного капитала) рассматривает представленные материалы с целью определения соответствия регулируемой организации условиям и критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, и принимает решение о выборе метода регулирования тарифов.
По смыслу указанных положений Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, орган регулирования прежде всего должен установить, является ли заявитель регулируемой организацией, то есть в данном случае является ли заявитель теплоснабжающей организацией.
Как следует из материалов дела, оценка соответствия общества признакам теплоснабжающей организации и наличия у него потребителей тепловой энергии в значении, статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управлением не осуществлялась.
В свою очередь общество пояснило, что обращение с заявлением об установлении тарифов было обусловлено возможностью осуществления регулируемой деятельности в будущем - при подключении сторонних потребителей либо в случае выкупа арендаторами арендуемых помещений в собственность.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, управление не представило.
Ссылка управления на взимание обществом с арендаторов платы за поставляемую в арендуемые у него помещения тепловую энергию противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, в том числе условий договора аренды, общество за счет арендаторов компенсирует собственные расходы на оплату коммунальных ресурсов, поставляемых в принадлежащее ему здание. Данное право предоставлено обществу законом.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество не осуществляет продажу потребителям тепловой энергии, в связи с чем не является теплоснабжающей организацией в значении, установленном пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Доказательств обратного управлением в нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, возложение на общество обязанности по раскрытию информации в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленным для теплоснабжающих организаций, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления общества.
Иные доводы апелляционной жалобы общества подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 26.01.2016 по делу N А09-13851/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-13851/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 июля 2016 г. N Ф10-2182/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Регион ТРЦ"
Ответчик: управление государственного регулирования тарифов Брянской области