г. Владимир |
|
07 апреля 2016 г. |
Дело N А11-3182/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 07.04.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.12.2015 по делу N А11-3182/2015, принятое судьей Ушаковой Е.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топаз" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Владимирской области о признании недействительным и отмене решения от 31.12.2014 N 15.
В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Владимирской области - Невзорова И.В. на основании доверенности от 31.03.2016 N 02-16, Шерстнева Е.А. на основании доверенности от 31.03.2016 N 02-16, Ефимова Е.В. на основании доверенности от 31.03.2016 N 02-16; общества с ограниченной ответственностью "Топаз" - Фильчаков А.Н. на основании доверенности от 20.05.2015 сроком действия один год (т.8, л.д.32), Пыртиков И.В. - генеральный директор на основании протокола общего собрания участников от 09.01.2011 N1/14 (т.1, л.д.18).
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган, заявитель) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Топаз" (далее - ООО "Топаз", Общество, налогоплательщик) проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт от 15.11.2014 N 15, на основании которого и иных материалов проверки заместителем начальника Инспекции 31.12.2014 принято решение N 15, которым ООО "Топаз" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), за неуплату НДПИ в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 338 149 руб. 40 коп. Обществу также доначислен НДПИ в сумме 2 318 470 руб. и пени в сумме 190 303 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 17.03.2015 N 13-15-05/2441@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Топаз", решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 25.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Налоговый орган, ссылаясь на пункт 1 статьи 337 НК РФ, полагает, что песок, щебень и гравий, полученные в результате сортировки путем сухого грохочения, осуществляемого в границах горного отвода, являются полезными ископаемыми.
Инспекция утверждает, что Обществом осуществляется сортировка, а не обогащение полезного ископаемого. В процессе добычи не изменяется качественная характеристика добытого полезного ископаемого - песчано-гравийной смеси по сравнению с полезным ископаемым, отгружаемым потребителям.
Поскольку Общество осуществляло реализацию потребителям песка, щебня и гравия стоимость добытых полезных ископаемых для целей исчисления налоговой базы по НДПИ, как указывает заявитель, должна определяться исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде цен, по которым реализовывались добытые полезные ископаемые.
Налоговый орган считает ошибочной позицию налогоплательщика, поддержанную судом первой инстанции, о том, что база по НДПИ должна определяться в данном случае, исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, каковым является песчано-гравийная смесь (далее - ПГС).
Инспекция указывает, что письмо Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее - Департамент природопользования) от 28.07.2015 N ДПП-3136-05-06 носит рекомендательный характер и не является бесспорным доказательством осуществления Обществом технологического передела добытого полезного ископаемого, в результате которого получаются продукты, имеющие отличительные от исходного полезного ископаемого свойства.
По мнению налогового органа, Обществом не представлено доказательств переработки ПГС, в результате которой получается новая продукция.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Топаз" поддержали позицию налогоплательщика.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей Общества и Инспекции, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 337 НК РФ предусмотрено, что полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Исходя из положений подпункта 7 пункта 2 статьи 337 и пункта 7 статьи 339 НК РФ, добытым полезным ископаемым признается горнорудное неметаллическое сырье, в том числе жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче из недр, предусмотренный техническим проектом разработки месторождения.
В силу пункта 2 статьи 338 Кодекса налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий; исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Согласно пункту 4 статьи 340 НК РФ расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" предусмотрено, что оценка стоимости полезного ископаемого, исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации, возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со статьей 337 НК РФ полезным ископаемым, а также в случае реализации налогоплательщиком продукции, полученной с применением перерабатывающих технологий, которые являются специальными видами добычных работ.
Если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы надлежит руководствоваться подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 4 статьи 340 НК РФ, в соответствии с которыми налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиками на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.
Указанный способ оценки стоимости полезных ископаемых применяется, в частности, в случае реализации продукции, в отношении которой были осуществлены технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья, а также продукции, полученной при дальнейшей переработке полезного ископаемого, являющейся продукцией обрабатывающей промышленности.
Таким образом, стоимость добытых полезных ископаемых может определяться исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых только при отсутствии реализации добытого полезного ископаемого.
Пунктами 8, 9 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.1998 N 76, предусмотрено, что под добытыми полезными ископаемыми, а также фактически добытыми полезными ископаемыми понимаются твердые полезные ископаемые, выданные из недр на поверхность при подземной разработке месторождения, вывезенные из карьера (разреза) на открытых горных работах и прошедшие первичную обработку, но без учета пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в подсчет запасов.
Под первичной обработкой твердых полезных ископаемых понимаются технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренные проектом ведения работ по добыче полезных ископаемых и осуществляемые, как правило, в границах горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада готовой продукции или на перерабатывающие производства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно-сортировочные комплексы, химические или металлургические заводы и другие).
Материалами дела подтверждается, что одним из основных видов деятельности ООО "Топаз" является разработка гравийных и песчаных карьеров. Постановлениями Губернатора Владимирской области от 10.11.2009 N 933, от 09.06.2007 N 427 Обществу предоставлено право пользования участками недр "Данилковское-2" и "Данилковское-южный" с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород в Александровском районе Владимирской области.
Департаментом природопользования Обществу выданы лицензии на право пользования недрами серии ВЛМ N 80034 ТР от 21.06.2007 сроком действия до 09.06.2017, серии ВЛМ N 80108 ТР от 19.11.2009 сроком действия до 10.11.2016 для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи песчано-гравийного материала на вышеуказанных участках.
Разработка месторождения "Данилковское-2" выполнялась Обществом на основании Рабочего проекта разработки и рекультивации данного участка (далее - рабочий проект).
Согласно разделу 2.5 рабочего проекта "Характеристика полезного ископаемого" на участке "Данилковское-2" выявлены 2 разновидности полезного ископаемого: песок (участок "Южный-2") и гравелистый песок (участок "Западный").
Из характеристики выявленного полезного ископаемого, представленной в пункте 2.5 рабочего проекта усматривается, что природная смесь не соответствует требованиям ГОСТ 25607-94 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дроги и аэродромов", СНиП 2.05.02-85* по зерновому составу.
Согласно разделу 3.3.6.8 "Порядок и условия осуществления первичной переработки (обогащения) полезных ископаемых", добываемые на проектируемом участке "Даниловское-2" пески подвергаются предварительной сортировке на мобильной сортировочной установке Chieftain 2100Х непосредственно в рабочем забое карьера. Передвижная установка сухого грохочения разделяет добываемые породы (песчано-гравийные) на песчаную и гравийную части, с получением песка фракции 0-5 мм, гравия фракций 5-20, 20-40 и 40-70 мм. Площадка для установки передвижной сортировочной установки Chieftain 2100Х с конусами готовой продукции находится внутри выработанного карьера в границах горного и земельного отводов и перемещается по мере отработки запасов месторождения.
Технология переработки исходного песчаного материала включает три стадии грохочения на трех параллельно работающих грохотах, складирование и отгрузку готовой продукции.
Получаемые после грохочения песок и гравий по всем показателям удовлетворяет требованиям ГОСТ 873693 "Песок для строительный работ" и ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительный работ".
Согласно Рабочему проекту разработки и рекультивации участка "Данилковское-южный" (далее - рабочий проект 2) сырье участка по содержанию гравия классифицирован как песок гравелистый.
Согласно техническому заданию ПГС и ее производные (гравий, щебень из гравия, песок-отсев) оценены в качестве материалов при производстве строительных и дорожно-строительных работ.
Песчано-гравийные материалы участка соответствуют требованиям ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ", ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ", ГОСТ 25607-94 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований, автомобильных дорог и аэродромов", СНиП 2.05.02 "Автомобильные дороги" и могут использоваться для приготовления смеси с укрупняющими добавками для производства гравия и щебня из гравия, песка-отсева, пригодных для дорожно-строительных и строительных работ.
Проанализировав положения указанных выше рабочих проектов, Инспекция пришла к выводу о том, что сортировка песчано-гравийной смеси на песок и гравий является неотъемлемой частью технологического процесса по добыче общераспространенных полезных ископаемых и осуществляется ООО "Топаз" непосредственно в процессе добычи. По мнению Инспекции, вышеуказанные работы по сортировке на участке месторождения "Данилковское-2" являются первичной обработкой полезного ископаемого, входящей в процесс его добычи и направлены на доведение минерального сырья до требуемого техническими условия качества, а не на получение нового вида продукции, с другими характеристиками и назначением к применению.
Вместе с тем, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что добываемый Обществом на указанном месторождении песчано-гравийный материал не может быть реализован и не реализуется в извлеченным из недр виде; он проходит технологический передел на дробильно-сортировочных установках, связанный с процессами дробления, измельчения и обогащения (получение отдельных компонентов в определенных пропорциях). Полученные после такого передела щебень, гравий и песок, соответствующие ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительный работ. Технические условия" и ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия", реализуются потребителям в виде определенных фракций.
Судом при рассмотрении данного дела обоснованно принято во внимание письмо Департамента природопользования от 28.07.2015 N ДПП-3136-05-06, из которого следует, что при разработке участка недр "Данилковское-2", согласно рабочему проекту производится классификация исходного полезного ископаемого - песков гравелистых (ГОСТ 25607-94) на вибросортировочной установке Chieftain 2100Х (первичная переработка) с получением песка (ГОСТ 8736-93), гравия фракции 5-20 мм (ГОСТ 8267-93) и гравия фракции более 20 мм, пригодного для вторичной переработки. После вторичной переработки (дробления) гравия фракции более 20 мм конечными продуктами являются щебень фракций 5-20 и 20-40 (ГОСТ 8267-93) и песок-отсев (ГОСТ 8736-93).
На участке "Данилковское-2" запасы полезного ископаемого утверждены протоколом заседания экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых от 22.03.2010 N 80 как песок гравелистый, отвечающий требованиям ГОСТ 25607-94 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов", и СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" при корректировке гранулометрического состава укрупняющими добавками.
Гравий и щебень из гравия на участке недр "Данилковское-2" соответствуют ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ", могут использоваться для дорожных и строительных работ; песок и песок-отсев соответствуют ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ" и СНиП 2.05.02 "Автомобильные дороги" пригодны для дорожных и строительных работ.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что продукты, получаемые в результате первичной и вторичной переработки исходного полезного ископаемого, являются продуктами технологического передела. На участке "Данилковское-2" в результате технологического передела получают продукты, имеющие свойства, отличные от исходного полезного ископаемого и отвечающие требованиям иных ГОСТ: песок, песок-отсев (ГОСТ 8736-93), гравий (ГОСТ 8267-93), щебень (ГОСТ 8267-93), которые не могут быть признаны исходным полезным ископаемым.
Рабочий проект в разделе 3.3.6.8 содержит ссылку на обогащение полезных ископаемых.
Технологическим регламентом переработки минерального сырья на передвижной сортировочной установке (ПСУ) и дробильно-сортировочных установках (ДСУ-1, ДСУ-2), утвержденным генеральным директором Общества 13.01.2010, предусмотрена переработка извлеченного из недр песчано-гравийного материала с получением готовой продукции с измененными свойствами.
Номенклатура готовой продукции, получаемой при переработке песчано-гравийной породы, определялась исходя из задания Управления автомобильных дорог администрации Владимирской области: песок с модулем крупности от 1,9 до 2,0 мм по ГОСТ 8736-93, гравий и щебень из гравия для строительных работ согласно ГОСТ 8267-93.
Судом первой инстанции с учетом технологического процесса переработки песчано-гравийной породы, включающего операции дробления и грохочения, обеспечивающих получение из горной массы готовой продукции заданного качества и объема с наименьшей засоренностью побочными продуктами установлено, что исходный материал - гравелистый песок, будет отвечать требованиям ГОСТ 25607-94 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов" и СНиП 2.05.0285 "Автомобильные дороги" только при корректировке гранулометрического состава и получения в результате производства щебня и гравия, песка строительного.
Таким образом, добытое сырье, как природная смесь может использоваться и реализовывалась потребителям только после проведения процедуры обогащения (изменения физических показателей конечного продукта) или передела. Щебень, гравий и песок являются конечным продуктом передела (вторичной переработки) и обогащения песчано-гравийных пород.
Из материалов дела усматривается, что ПГС в ее природном виде Обществом не реализовывалась. Потребителям реализовывались полученные в результате переработки песчаный отсев, песок сеяный, гравий и щебень, отвечающие требованиям соответствующих ГОСТ (договоры от 14.01.2011 N 2, от 10.01.2013 N 2, от 10.01.2012 N 1, от 07.03.2012 N 9, от 24.08.2011 N 22, от 14.01.2011 N 3).
Налоговый орган не представил доказательств того, что гравий и щебень из гравия, песок, полученные при переработке песчано-гравийной смеси на вышеуказанных месторождениях, являются полезными ископаемыми, прошедшими только первичную обработку.
Представленные в материалы дела документы подтверждают позицию налогоплательщика о том, что гравий и щебень из гравия, полученные методом дробления и сортировки (обогащения) песчано-гравийной смеси, являются продуктами производства, технологически не связанного с процессом добычи полезного ископаемого.
При этом неизменность химических свойств при дроблении песчано-гравийной смеси на песок и гравий, щебень из гравия не опровергает вывод о получении нового продукта. Работы по сортировке (обогащению) на грохоте не являются первичной обработкой полезного ископаемого, входящей в процесс его добычи, поскольку не направлены на доведение минерального сырья до требуемого стандартами качества, а направлены на получение нового вида продукции, с другими характеристиками и иным назначением к применению.
Положения рабочего проекта не могут служить достаточным доказательством получения спорных продуктов в результате первичной переработки полезного ископаемого, тем более, что данный проект процесс производства гравия и щебня из гравия относит и к первичной переработке, и к обогащению. Кроме того, и рабочие проекты Общества, и Технологический регламент переработки минерального сырья на передвижной сортировочной установке (ПСУ) и дробильно-сортировочных установках (ДСУ-1, ДСУ-2), прямо указывают на производство гравия и щебня, а не их добычу.
Судом также установлено, что используемое ООО "Топаз" для производства оборудование включает в себя грохоты барабанные, грохоты-дробилки барабанные. В соответствии с межгосударственным стандартом ОКП 313200 "Оборудование обогатительное" указанные механизмы отнесены к обогатительному оборудованию. Кроме того, согласно заключению экспертизы промышленной безопасности дробильно-сортировочная установка ДСУ-1, расположенная на производственной площадке Общества в карьере Данилковский, используется для переработки горной массы с целью получения щебня определенных фракций.
Довод заявителя о том, что перерабатывающее оборудование налогоплательщика находится в пределах карьера, сам по себе не исключает возможности использования передвижных мобильных установок по переработке (обогащению, сортировке и других процессов) исходного сырья - добытого полезного ископаемого (песчано-гравийных пород).
Судом также установлено, что добытое сырье из карьера доставляется транспортом организации для переработки на производственный комплекс, который находится вне горного отвода; бесспорные доказательства реализации потребителям спорной продукции непосредственно из горного отвода в материалы дела заявителем не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начисление Инспекцией НДПИ исходя из цен реализации ПГС, не соответствует закону, поскольку песчано-гравийная смесь, добытая Обществом, подвергалась промышленной переработке, в результате которой были получены новые виды продукции с другими характеристиками и назначением к применению, в связи с чем стоимость ПГС, которая не реализуется в качестве полезного ископаемого, обоснованно определена налогоплательщиком исходя из расчетной стоимости.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.12.2015 по делу N А11-3182/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3182/2015
Истец: ООО "ТОПАЗ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 9 ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2934/16
07.04.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3009/15
25.12.2015 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-3182/15
19.06.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3009/15