г. Владимир |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А79-10248/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 11.04.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белышковой М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крокус Авто" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.01.2016 по делу N А79-10248/2015, принятое в порядке упрощенного производства судьей Каргиной Н.А. по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к обществу с ограниченной ответственностью "Крокус Авто" (ОГРН 1102130001016, ИНН 2130068187) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
29.10.2015 при осуществлении транспортного контроля должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) было установлено, что в представленном водителем автобуса L4H2M2-A государственный регистрационный номер B538KT21rus графике-расписании движения по маршруту под управлением водителя Тарасова В.П. по путевому листу от 29.10.2015 время выезда водителя на линию не соответствует графику, что зафиксировано в рапорте (л.д.12).
05.11.2015 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении общества с ограниченной ответственностью "Крокус Авто" (далее - ООО "Крокус Авто", Общество, заявитель) составлен протокол N 150425 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). В протоколе отражено, что Общество не обеспечило водителя расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок, устанавливающим время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта. Руководством Общества водителю Тарасову В.П. было выдано расписание движение автобусов маршрута N54 г. Чебоксары, устанавливающее только время отправления транспортных средств от конечного (начального) остановочного пункта.
В соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Крокус Авто" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса.
Учитывая, что сторонами не представлено возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.01.2016 ООО "Крокус Авто" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
Общество, ссылаясь на пункты 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), отмечает, что расписание движения автобусов по маршруту N 54 было составлено в соответствии с заключенным договором и конкурсной документацией, которыми предусмотрена посадка и высадка пассажиров в остановочных пунктах по требованию пассажиров.
По мнению Общества, изменение расписания повлечет изменение инфраструктуры города по маршруту Общества. Заявитель указывает, что расписание согласовано с Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары.
Таким образом, заявитель считает, что Управлением не доказано наличие в действиях (бездействии) Общества состава вмененного административного правонарушения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с учетом следующего.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, выразившегося в нарушении лицензионных требований и условий, предъявляемых к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Вместе с тем указанный вывод суда первой инстанции признается судом апелляционной инстанции ошибочным.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
В части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона данного правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями).
Порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение о лицензировании перевозок).
В силу подпункта "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является в том числе, соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
На основании пункта 9 статьи 2 Устава автомобильного транспорта маршрут регулярных перевозок предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Согласно частям 1 - 5 статьи 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта.
В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров (часть 6 статьи 19 Устава автомобильного транспорта).
Статьями 3-4 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям: расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Из пояснений Общества следует, что согласно расписанию, утвержденному администрацией города Чебоксары, начальный и конечный остановочный пункт совпадают, соответственно расписание движения по маршруту N 54 содержит только сведения об отправке и прибытии автобуса в начальный и конечный пункт маршрута, что указано в расписании, представленном в материалы дела (л.д.16).
Посадка и высадка пассажиров на промежуточных остановках маршрута N 54 в г. Чебоксары осуществляется только по требованию пассажиров, поэтому сведения в расписание (график) движения по маршруту регулярных перевозок, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта не вносятся.
Соответственно, требование административного органа о необходимости указания в расписании (графике) движения по маршруту регулярных перевозок N 54 времени или интервалов прибытия транспортных средств в промежуточный остановочный пункт либо отправления транспортных средств от промежуточного остановочного пункта, необоснованно.
Пунктом 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 предусмотрено, что субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан: обеспечить каждого водителя следующими документами: путевым листом; расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок; схемой маршрута с указанием опасных участков; осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.
Доказательств несоблюдения Обществом вышеуказанных положений, Управлением не представлено.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств как каждого в отдельности, так и в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом в данном случае, не представлено доказательств совершения Обществом противоправных действий (бездействия), которые образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса.
Управлением не представлено в материалы дела расписаний, установленных для каждого остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок N 54, договор, заключенный Обществом с администрацией г.Чебоксары на организацию перевозок пассажиров по указанному маршруту, а также паспорт маршрута, который является основным документом, характеризующим маршрут (наличие сооружений, остановочных пунктов, расстояний между ними, состояние дороги с указанием опасных маршрутов).
Таким образом, доводы ООО "Крокус Авто", изложенные в апелляционной жалобе, административным органом надлежащими доказательствами не опровергнуты.
Кроме того, объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения, как следует из протокола по делу об административном правонарушении, не соответствует описанию правонарушения, содержащемуся в рапорте об обнаружении признаков административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах отсутствуют основания считать доказанным Управлением событие вменяемого ООО "Крокус Авто" административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленного административным органом требования.
С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.01.2016 - отмене, на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Арбитражным судом Чувашской Республики-Чувашии нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины по заявлениям о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.01.2016 по делу N А79-10248/2015 отменить.
Управлению государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10248/2015
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "Крокус Авто"
Третье лицо: Администрация города Чебоксары