город Ростов-на-Дону |
|
11 апреля 2016 г. |
дело N А32-29657/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей судьи Пономаревой И.В.
судей Ванина В.В., Чотчавеа Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от ответчика: представитель Дейнеко А.П., паспорт, по доверенности от 12.01.2016;
от истца: представитель Гладков Г.В., паспорт, по доверенности от 14.03.2016
от третьего лица: представитель не явился, извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы апелляционной жалобы муниципального бюджетного учреждения "Дирекция спортивных объектов" муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 декабря 2015 года по делу N А32-29657/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кубаньтехпром"
к ответчику: муниципальному бюджетному учреждению "Дирекция спортивных объектов" муниципального образования город Краснодар
при участии третьего лица: общество с ограниченной ответственностью "ГеоЦентр"
об обязании внести изменения в договор,
принятое в составе судьи Шевченко А.Е.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кубаньтехпром" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному бюджетному учреждению "Дирекция спортивных объектов" муниципального образования город Краснодар о внесении изменений в договор N 0318300119413000328 на выполнение работ по строительству объекта "Спортивный комплекс с плавательным бассейном в городе Краснодаре" по адресу: город Краснодар, улица имени 70-летия Октября, 28 от 10 июня 2013 года, прося изложить пункт 2.1 в следующей редакции:
"Цена настоящего Договора составляет 164 184 465 (сто шестьдесят четыре миллиона сто восемьдесят четыре тысячи четыреста шестьдесят пять) рублей 80 копеек, в т. ч. НДС 25 045 088 (двадцать пять миллионов сорок пять тысяч восемьдесят восемь) рублей 01 копейка, и является твердой на весь срок выполнения работ, указанных в п. 1.1 настоящего Договора.
Цена Договора является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и настоящим Договором";
пункт 3.2 в следующей редакции:
"Общая продолжительность работ по строительству Объекта составляет 29 (двадцать девять) месяцев с момента заключения настоящего Договора".
Решением суда от 25 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены.
Пункт 2.1 договора N 0318300119413000328 на выполнение работ по строительству объекта "Спортивный комплекс с плавательным бассейном в городе Краснодаре" по адресу: город Краснодар, улица имени 70-летия Октября, 28 от 10 июня 2013 года изложен в следующей редакции: "Цена настоящего Договора составляет 164 184 465 (сто шестьдесят четыре миллиона сто восемьдесят четыре тысячи четыреста шестьдесят пять) рублей 80 копеек, в т. ч. НДС 25 045 088 (двадцать пять миллионов сорок пять тысяч восемьдесят восемь) рублей 01 копейка, и является твердой на весь срок выполнения работ, указанных в п. 1.1 настоящего Договора.
Цена Договора является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и настоящим Договором.".
Пункт 3.2 договора N 0318300119413000328 на выполнение работ по строительству объекта "Спортивный комплекс с плавательным бассейном в городе Краснодаре" по адресу: город Краснодар, улица имени 70-летия Октября, 28 от 10 июня 2013 года изложен в следующей редакции: "Общая продолжительность работ по строительству Объекта составляет 29 (двадцать девять) месяцев с момента заключения настоящего Договора".
Решение суда мотивировано тем, что силу части 1.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта. Материалами дела подтверждено, что предлагаемая истцом цена договора определена в соответствии с локальным сметным расчетом N 1-Д и ответчиком не оспорена. Кроме того, ответчик не возражает против увеличения срока исполнения договора до 29 месяцев с момента его заключения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом МБУ "Дирекция спортивных объектов" муниципального образования город Краснодар обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда от 25 декабря 2015 года отменить, в части изменения п. 2.1 договора N 0318300119413000328 от 10.06.2013 на выполнение работ по строительству объекта "Спортивный комплекс с плавательным бассейном в городе Краснодаре по адресу: город Краснодар, улица имени 70-летия Октября, 28", для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Заявитель указывает, что при заключении Договора, стороны изначально согласовали твердую цену, формальные несоответствия обосновывающей ее сметы документам, признанным сторонами обязательными, не могут служить основанием для ее пересмотра. На претензию Истца (исх. N 42/с), с требованием заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в Договор, Ответчик пояснял (исх. N 691/1 от 10.06.2015), что дополнительное финансирование строительных работ на Объекте в бюджете муниципального образования город Краснодар не предусмотрено. Внесение изменений не представляется возможным. Принимая оспариваемое решение, Арбитражный суд Краснодарского края пришел к ошибочному выводу, изменяя п. 2.1 Договора, ссылаясь только на локальный сметный расчет N 1-Д, представленный Истцом, указывая на то что он не оспорен Ответчиком. Локальный сметный расчет N 1-Д с Ответчиком не согласован, правильность суммы, указанной в данном расчете ничем не подтверждена. При детальном изучении указанного выше локального сметного расчета 1-Д, Ответчиком обнаружены многочисленные ошибки, допущенные истцом при его составлении.
В судебное заседание третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечило.
В связи с изложенным апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда отменить не только в обжалуемой части, а в полном объеме, просил принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представленный письменный отзыв судом апелляционной инстанции рассмотрен и приобщен к материалам дела.
Изучив и оценив представленные в дело доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Кубаньтехпром" (генподрядчик) и муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция спортивных объектов" муниципального образования г. Краснодар (заказчик) заключили муниципальный контракт от 10.06.2013 N 0318300119413000328, по условиям которого генподрядчик обязался выполнить работы по строительству объекта: "Спортивный комплекс с плавательным бассейном в городе Краснодаре" по адресу: город Краснодар, улица имени 70-летия Октября, 28, а заказчик в свою очередь обязался принять результат работ и оплатить его.
Цена указанного договора составляет 147 397 068 руб. 36 коп. (пункт 2.1).
Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что общая продолжительность работ по строительству объекта составляет 13 месяцев с момента заключения контракта.
В ходе выполнения работ была выявлена потребность дополнительного объема работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом, что лишило генподрядчика возможности выполнить предусмотренные контрактом работы в срок и по цене, определенным в контракте.
10.06.2015 истец направил ответчику предложение о заключении дополнительного соглашения к договору подряда, в котором предлагалось изменить цену договора и продолжительность работ.
Поскольку ответчик отказался от заключения дополнительного соглашения, общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Проанализировав условия поименованного выше контракта, суд пришел к выводу, что настоящий спор возник из правоотношений сторон по исполнению муниципального контракта на выполнение строительных работ, которые регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ), Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Удовлетворяя требования, суд пришел к выводу о том, что необходимо применять общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, в силу части 1.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта. Материалами дела подтверждено, что предлагаемая истцом цена договора определена в соответствии с локальным сметным расчетом N 1-Д и ответчиком не оспорена. Кроме того, ответчик не возражает против увеличения срока исполнения договора до 29 месяцев с момента его заключения.
Однако суд не учел следующего.
Из спорного муниципального контракта от 10.06.2013 N 0318300119413000328 следует, что он заключен с соблюдением требований Федерального закона от 25.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В связи с вступлением с 01.01.2014 в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Закон N 94-ФЗ утратил силу.
В части 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.
Следовательно, возникшие правоотношения сторон по спорному муниципальному контракту от 10.06.2013 регламентированы положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 94-ФЗ, к правоотношениям сторон по вопросу внесения изменений в условия муниципального контракта, заключенного с соблюдением требований Закона N 94-ФЗ, подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, по государственному или муниципальному контракту на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие, связанные со строительством, ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей к выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В силу пункта 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение условий государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Часть 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ устанавливает основания, при наличии которых законодательство допускает изменение существенных условий контракта при его исполнении.
Так, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом, то признано допустимым, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (подпункт "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона).
Установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (пункт 6 части 1 статьи 95 Закона).
В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта (часть 1.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; введена в действие Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ).
Нормы пункта 1 статьи 740, пункта 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 34, части 3 статьи 55, пункта 6 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ относят предмет, срок исполнения обязательств, в том числе сроки выполнения работ по контракту, а также цену контракта к существенным условиям государственного (муниципального) контракта, определяемым по результатам размещения заказа.
Обстоятельства, указанные истцом в обоснование исковых требований, не соответствуют какому-либо из оснований, указанных в части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и допускающих изменение существенных условий государственного (муниципального контракта), в том числе в части изменения сроков выполнения подрядных работ и изменения цены контракта.
Судом первой инстанции не учтено, что исполнение контракта заканчивалось 10.07.2014 (п. 3.2 договора).
С учетом изложенного исковые требования общества о внесении изменений в муниципальный контракт, предусматривающие изменения срока выполнения подрядных работ и цену контракта, подлежат отклонению. Указание суда первой инстанции на то, что ответчик не оспорил исковые требования общества, не может быть признано обоснованным. Соответствующее заявление админрстрации, содержащееся в отзыве на иск, арбитражный суд апелляционной инстанции также отклоняет, т.к. в силу приведенных выше императивных норм ГК РФ и Закона N 44-ФЗ изменение условий контракта признается допустимым лишь при условии наличия прямо указанных в Законе оснований. В данном случае доказательств законности изменения условий о сроке выполнения работ не представлено. Обстоятельства на которые ссылается истец об изменении объемов работ, увеличении срока исполнения обязательства, могут быть исследованы и оценены по существу при рассмотрении иных споров, связанных с исполнением спорного контракта.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В силу вышеизложенного апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению, а обжалуемое судебное решение - отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 декабря 2015 года по делу N А32-29657/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29657/2015
Истец: ООО "Кубаньтехпром"
Ответчик: МБУ Дирекция спортивных объектов, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
Третье лицо: ООО "ГеоЦентр"