г. Вологда |
|
12 апреля 2016 г. |
Дело N А13-12650/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гаврилова Дениса Витальевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 января 2016 года по делу N А13-12650/2015 (судья Киров С.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Гаврилов Денис Витальевич (ОГРНИП 314400429300014, ИНН 400403131409; место жительства: 249856, Калужская область, Дзержинский район, поселок Товарково) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (ОГРН 1043500289898, ИНН 3528014818; место нахождения: 162608, Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 4, корпус Б; далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2015 N 04-33/162 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование своей позиции указывает, что представленные инспекцией доказательства совершения правонарушения нельзя признать надлежащими, поскольку они получены с нарушением требований КоАП РФ.
Инспекция в отзыве просит решение оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением жалобы от гражданки Юзовой Л.С. инспекция на основании поручения заместителя начальника налогового органа от 20.05.2015 N 01-18/124 провела проверку соблюдения предпринимателем требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на объекте (платежный терминал N 9252097), расположенном по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Ленина, дом 84 (Торговый Центр "Пупа"), 1 этаж.
В ходе проверки инспекцией установлено, что в 14 час 39 мин 14.05.2015 при приеме платежа в сумме 10 рублей через платежный терминал N 9249649 выдана квитанция от 14.05.2015 N 482718 без признаков фискализации, следовательно, предприниматель, являясь банковским платежным агентом (субагентом) и осуществляя деятельность по приему платежей физических лиц, в своей деятельности использовал платежный терминал, который в своем составе не имеет контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), включенную в Государственный реестр и зарегистрированную в налоговом органе.
По результатам проверки составлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю территорий и находящихся там вещей и документов от 20.05.2015, акт о проверке наличных денежных средств кассы от 20.05.2015 N 122, акт проверки от 20.05.2015 N 005522.
Посчитав, что предпринимателем нарушены положения статей 2, 3, 4, 5, 10 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), подпункта 7 пункта 4, пунктов 10, 11, 12, 13 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ), пункта 1 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, инспекция 22.06.2015 составила в отношении предпринимателя протокол N 17-24/303 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Исполняющий обязанности начальника инспекции, рассмотрев материалы проверки, вынес постановление от 07.07.2015 N 04-33/162, которым привлек индивидуального предпринимателя Гаврилова Д.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 4000 руб. (листы дела 39-40).
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная коллегия согласна с указанным решением суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в следующих действиях: 1) неприменение ККТ при осуществлении денежных расчетов при продаже, выполнении работ или оказании услуг; 2) применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям; 3) применение ККТ, которая используется с нарушением установленного порядка и условий ее регистрации и применения; 4) отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовым машин следует понимать, фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата; использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах; использование ККТ, не включенной в Государственный реестр.
В силу статьи 2, части 1 статьи 6 Закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) платежный агент (юридическое лицо, осуществляющее деятельность по приему платежей физических лиц; оператор по приему платежей либо платежный субагент) при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику.
Статьей 1 Закона N 54-ФЗ определено, что платежный терминал - это устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).
Организации, применяющие платежный терминал, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала; осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом (пункт 2 статьи 5 Закона N 54-ФЗ).
Пунктом 1.1 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом должна быть, в том числе: зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат.
Частью 12 статьи 4 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой; соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии со статьей 1 Закона N 54-ФЗ под фискальной памятью понимается комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов; под фискальным режимом - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти.
Пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать обязательные реквизиты: наименование документа - кассовый чек; наименование оплаченного товара (работ, услуг); общую сумму принятых денежных средств; размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; адрес места приема денежных средств; наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Пунктом 7 части 4 статьи 14 Закона N 161-ФЗ также предусмотрена обязанность банковского платежного субагента применения платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Согласно части 10 статьи 14 этого же Закона ККТ в составе платежного терминала, банкомата, применяемого банковскими платежными агентами (субагентами), должна обеспечивать выдачу кассового чека, содержащего следующие обязательные реквизиты: наименование документа - кассовый чек; общую сумму принятых (выданных) денежных средств; наименование операции банковского платежного агента (субагента); размер вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом в виде общей суммы, включающей, в том числе, вознаграждение банковского платежного агента (субагента) в случае его взимания; дату, время приема (выдачи) денежных средств; номер кассового чека и контрольно-кассовой техники; адрес места приема (выдачи) денежных средств; наименование и место нахождения оператора по переводу денежных средств и банковского платежного агента (субагента), а также их идентификационные номера налогоплательщика; номера телефонов оператора по переводу денежных средств, банковского платежного агента и банковского платежного субагента.
В соответствии с частью 11 статьи 14 Закона N 161-ФЗ все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.
Частью 12 статьи 14 названного Закона предусмотрено, что кассовый чек может содержать также иные реквизиты в случаях, если это предусмотрено договором между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом.
Согласно части 13 статьи 14 этого же Закона применяемые банковским платежным агентом (субагентом) платежные терминалы или банкоматы должны обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.
Таким образом, предприниматель, являясь банковским платежным агентом и осуществляя деятельность по приему платежей физических лиц через платежный терминал, обязан применять ККТ в составе платежного терминала.
Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники влечет административную ответственность на основании части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 14.05.2015 при оплате услуг сотовой связи Мегафон Северо-Западный филиал гражданкой Юзовой Л.С. через платежный терминал N 9249649, принадлежащий предпринимателю, произведен наличный денежный платеж за услуги сотовой связи в сумме 10 рублей и получен чек, в котором отсутствует информация о контрольно-кассовой технике: номер ККТ, данных об ЭКЛЗ, признак фискальной памяти, то есть данный платежный терминал не содержит в своем составе контрольно-кассовую технику.
Факт предъявления Юзовой Л.В. с заявлением в инспекцию именно этой квитанции явствует из материалов административного дела.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено, что в момент оплаты услуг платежный терминал выдал квитанцию, на которой отсутствуют признаки ее работы совместно с контрольно-кассовой машиной, то есть данный терминал контрольно-кассовой техникой не оснащен.
Довод подателя жалобы о том, что копия квитанции, имеющаяся в материалах дела, не является достоверным доказательством, так как оригинал данной квитанции не изымался с места совершения административного правонарушения, протокол изъятия квитанции не составлялся, подлежит отклонению на основании следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Согласно пункту 5 статьи 71 АПК РФ никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Следовательно, представленная в материалы административного дела квитанция подлежит в силу статьи 71 АПК РФ оценке судебными инстанциями наряду с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела, в их совокупности и взаимосвязи.
В материалах дела усматривается и судом первой инстанции правильно установлено, что покупателем добровольно передана квитанция, полученная им из терминала, до возбуждения дела об административном правонарушении.
В связи с этим предусмотренный КоАП РФ порядок приобщения к материалам дела вещественных доказательств, административным органом не нарушен. Необходимость оформления протокола изъятия квитанции в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи в рассматриваемом случае не имелась.
Такой порядок предоставления административному органу квитанции для проведения проверки не противоречит положениям статьи 26.2 КоАП РФ и не исключает указанный документ из числа доказательств по делу.
Довод подателя жалобы о том, что заявление Юзовой Л.С. не является надлежащим доказательством по делу, так как в нем отсутствуют данные о лице, осуществившем платеж, также подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела.
При этом следует отметить, что протокол осмотра от 20.05.2015 принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составлен в присутствии двух понятых.
Таким образом, представленные инспекцией доказательства получены с соблюдением требований закона и являются допустимыми.
Доводы подателя жалобы о нарушениях, выразившихся в том, что протоколе об административном правонарушении не указаны фамилии, имена, отчества и адреса места жителей свидетелей и потерпевших также не могут быть приняты.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, если имеются свидетели, то в протоколе, составляемом о совершении административного правонарушения, указываются, среди прочего, их фамилии, имена, отчества, адреса места жительства.
Согласно части 2 статьи 26.3 КоАП РФ показания свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Как следует из материалов дела, факт правонарушения выявлен в связи с произведенной оплатой гражданкой Юзовой Л.С. услуг сотовой связи через платежный терминал.
В протокол об административном правонарушении действительно не указано на наличие потерпевших и свидетелей.
Однако из материалов дела не следует, что таковые имелись в рамках административного дела, в связи с этим в протоколе об административном правонарушении правомерно не сделано записей, об отсутствии которых заявляет предприниматель.
В соответствии с положением пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В рассматриваемом случае, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом. Результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств, свидетельствующих о принятии предпринимателем всех зависящих от него мер по применению при расчетах контрольно-кассовой техники, соответствующих установленным законодательством требованиям, материалы дела не содержат.
Выполняя требования законодательства, предприниматель, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, принял все риски, связанные с возможным нарушением законодательства в указанной сфере. При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации, а также прав и интересов третьих лиц, Гаврилов Д.В. имел возможность принять меры для соблюдения требований указанного законодательства.
Факт совершения правонарушения и вина заявителя материалами дела подтверждаются.
Следовательно, в деянии предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности апелляционной коллегией не установлено.
Наказание назначено предпринимателю с учетом всех обстоятельств дела в пределах срока давности привлечения к административной ответственности в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.5 КоАП РФ.
На основании изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 января 2016 года по делу N А13-12650/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гаврилова Дениса Витальевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12650/2015
Истец: ИП Гаврилов Денис Витальевич, Предприниматель Гаврилов Денис Витальевич
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 12 по Вологодской области