г. Самара |
|
11 апреля 2016 г. |
дело N А49-8094/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от истца - не явился, извещен,
от ответчика - Волкова Л.В.(доверенность от 31.12.2015 г.),
от третьих лиц:
Министерство здравоохранения Пензенской области - не явился, извещен,
общество с ограниченной ответственностью ГК "Надежда-Фарм" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 апреля 2015 года по делу N А49-8094/2014 (судья Лаврова И.А.),
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница"
третьи лица:
Министерство здравоохранения Пензенской области,
общество с ограниченной ответственностью ГК "Надежда-Фарм",
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница", с учетом уменьшения цены иска, средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в общей сумме 2.212.720 руб. 47 коп., штрафа в сумме 266.506 руб. 83 коп. и пени в сумме 58415 руб. 82 коп.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2015 года решение суда первой инстанции было отменено, требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 декабря 2015 года постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В материалы дела поступил отзыв Нижнеломовской межрайонной больницы на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы, участия не принимали, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, изложив доводы из отзыва, согласно которым больница не согласна с исковыми требованиями, так как отсутствует нецелевое расходование денежных средств.
Третьи лица участия в заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, требования истца основаны на том, что
В 2011-2013 г.г. ТФОМС Пенезенской области осуществлял финансирование медицинской помощи, оказываемой ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" в соответствии с программой госгарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2011, 2012, 2013 г.г. соответственно.
Во исполнение функций контроля Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пензенской области проведена комплексная проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования, полученных Государственным бюджетным учреждением "Пачелмская центральная районная больница" за период с 01 июля 2011 года по 31 декабря 2013 года.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 06 марта 2014 года, в котором зафиксированы нарушения, допущенные медицинской организацией, выразившиеся в нецелевом использовании средств ОМС в сумме 2.239.849 руб. 61 коп. (том 1, л.д. 14-74).
24 марта 2014 года и 17 июля 2017 года ТФОМС Пензенской области направил ответчику, как правопреемнику ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" (том 1, л.д. 85-87, 127-128, том 2, л.д. 46-53), требования о возврате в бюджет ТФОМС Пензенской области денежных средств в сумме 2239849 руб. 61 коп., использованных не по целевому назначению, в течение 10-ти рабочих дней со дня предъявления требования, а также об уплате штрафа и пени в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (том 1, л.д. 75-82).
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. С учетом уточнения требований (уменьшения их размера), истец просил взыскать с ответчика 2537643 руб. 12 коп., в том числе:
- 272048 руб. 18 коп. - средства ОМС, использованные на оплату труда с начислениями на неё медицинских работников, не имеющих сертификата специалиста, и, соответственно, не имеющих права оказывать медицинскую помощь,
- 35120 руб. 15 коп. - средства ОМС, использованные на оплату труда главного врача (январь 2012 года) по трудовому договору от 06 июня 2011 года, прекратившему действие 31 декабря 2011 года, с начислением на заработную плату выплат за стаж, повышающего коэффициента по занимаемой должности и доплаты за совмещение должностей, не предусмотренных условиями договора,
- 149738 руб. 96 коп. - средства ОМС, направленные на оплату труда работников без подтверждающих документов,
- 27129 руб. 14 коп. - средства ОМС, направленные на оплату и списание ГСМ с нарушением п. 5 раздела II распоряжения Минтранса России от 14 марта 208 года N 23-р и по нормам не соответствующим сезонному периоду,
- 3109 руб. 37 коп. - средства ОМС, направленные на оплату и списание ГСМ по зимним нормам расхода в апреле 2013 года,
- 453 руб. 60 коп. - средства ОМС, направленные на мягкий инвентарь в зубопротезный кабинет, в то время как зубопротезирование, как вид медицинской помощи, предоставляемой бесплатно за счёт средств ОМС не предусмотрено,
- 3300 руб. 00 коп. - средства ОМС, направленные на приобретение антибактериального мыла, которое не входит в список расходных материалов по программе Модернизации по повышению доступности амбулаторной помощи, - 1721821 руб. 07 коп. - средства ОМС, направленные на оплату медикаментов по сделке между ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" и ООО ГК "Надежда-Фарм", которую документально медицинская организация подтвердить не смогла,
- 266506 руб. 83 коп. - сумма штрафа в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации",
- 58415 руб. 82 коп. - сумма пени в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на то, что ТФОМС не располагает ни правами, ни полномочиями, ни основаниями к предъявлению требований восстановления денежных средств на счетах ОМС, а также возврату их на счёт ТФОМС.
Указанные выводы нельзя признать правомерными. Согласно положениям ст.147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона об обязательном медицинском страховании территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании).
Из содержания пунктов 27, 29, 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
При этом право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонд и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Иного, внесудебного порядка возврата в бюджет обязательного медицинского страхования средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, действующее законодательство не предусматривает.
Аналогичные выводы содержатся в определении ВС РФ от 14 августа 2015 г. по делу N 305-ЭС15-2234.
Тем не менее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в удовлетворении иска судом первой инстанции отказано правомерно.
При первоначальном рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции исходил из того, что выводы, которые сделаны Территориальным фондом медицинского страхования в акте проверки от 06 марта 2014 года не были оспорены и поэтому решение суда было отменено с удовлетворением заявленных требований.
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции сослался на то, что при рассмотрении дела, следует дать оценку выводам, которые отражены в акте о нецелевом использовании средств от 06 марта 2014 г. по каждому пункту выявленных нарушений.
Как уже было указано выше, Фонд медицинского страхования обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика 2.239.849 руб. суммы нецелевого использования средств, считая, что это для больницы эта сумма является неосновательным обогащением. Кроме того, истец просил взыскать с больницы штраф в сумме 269.219 руб. 74 коп. и пени в сумме 59.132 руб. 03 коп. При рассмотрении дела в суде первой инстанции, истец уменьшил требования до суммы нецелевого использования средств в размере 2.212.720 руб. 47 коп., штрафа в сумме 266.506 руб. 83 коп. и пени в сумме 58415 руб. 82 коп.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования регулируются Законом N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
По смыслу приведенной нормы возврату в бюджет Фонда подлежат фактически полученные денежные средства, использование которых признано нецелевым.
Нарушение требований, предъявляемых к медицинской организации как субъекту экономической деятельности, осуществляющему специфический вид деятельности, при условии соблюдения таким субъектом цели использования предоставленных ему бюджетных средств, не может быть квалифицировано как нарушение требований бюджетного законодательства и условий получения средств из бюджета или как нецелевое использование.
Согласно акту комплексной проверки от 06.03.2014 г., проведенной в ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" ТФОМС, в 2013 году установлен факт оплаты исполнительного листа от 17.12.2012 N Ф64-8156/2012 Арбитражного суда Тамбовской области за счет различных источников финансовых средств учреждения в сумме 1852632,09 руб., в том числе: основной долг 1026376,70 руб.; проценты за пользование коммерческим кредитом - 280427,23 руб.; неустойка (пени) - 515688,37 руб.; расходы по уплате государственной пошлины - 30139,79 руб.
Оплата произведена на основании уведомления (от 06.02.2013 N 13-159/467) Министерства финансов Пензенской области о необходимости в порядке полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа представить платежный документ в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете учреждения.
В акте проверки указано, что исходя из содержания исполнительного листа, ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" заключен договор N 582 с ООО ГК "Надежда-Фарм" на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и другую продукцию на сумму 3340031,59 руб. Договор поставки со стороны Поставщика исполнен 16.08.2012. Факт поставки подтверждается отметками в товарных накладных в виде подписи и печати Ответчика, акт сверки взаимных расчетов за период с 01.07.2012 г. по 30.09.2012, подписанный Истцом и Ответчиком.
Как указано в акте, документально факт заключения договора поставки, поставку товара (наличие товарных накладных), акт сверки при проведении проверки должностные лица ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" предъявить не могли, имеющийся реестр договоров поставки учреждения здравоохранения не содержал сведений о договоре с ООО ГК "Надежда-Фарм".
По мнению истца (ТФОМС), поскольку сделку между ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" и ООО ГК "Надежда-Фарм" на приобретение в 2011 году медикаментов на сумму 3340031,59 документально подтвердить медицинская организация не смогла, следовательно, установить законность данной сделки за счет средств ОМС невозможно.
При таких основаниях ТФОМС не нашел оснований для признания кассовых расходов средств ОМС в сумме 1721821,07 руб.: по КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - 1701681,28 руб. и по КОСГУ 290 "Прочие расходы" - 20139,70 руб. целевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Оплата исполнительного листа за счет средств ОМС составила 1721821,07 руб., в том числе по КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - 1701681,28 руб. (платежное поручение N 367 от 06.05.2013), по КОСГУ 290 "Прочие расходы" - 20139,70 руб. (платежное поручение N 368 от 06.05.2013).
Как указано в акте комплексной проверки, согласно расшифровки к уточненному плану финансово-хозяйственной деятельности ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" от 27.12.2013, оплата исполнительного листа по указанным статьям расходов за счет средств ОМС не предусмотрена.
Довод Истца о том, что ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" не смогло документально подтвердить наличие договора поставки и его исполнение является несостоятельным.
Наличие подписи представителя Ответчика в акте проверки, графика погашения задолженности, отсутствие письменных возражений относительно содержания акта не означает признание ГБУЗ "Нижнеломовская МРБ" всей суммы нецелевого использования средств со стороны ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ".
Тот факт, что договор поставки заключен и имел место, подтверждается решением Арбитражного суда Тамбовской области, вступившем в законную силу. Из текста которого следует наличие договора и других документов, в подтверждение приобретения медикаментов.
Исполнение решения арбитражного суда Тамбовской области, вступившего в законную силу, было для ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" обязательным.
ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" платежными поручениями от 06.05.2013 N N 367 и 368 не только исполнило решение арбитражного суда, но и осуществило оплату поставленных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и другой продукции ООО ГК "Надежда-Фарм", то есть исполнило договор поставки от 01.06.2011 N 582, что не может быть признано нецелевым использованием средств ОМС.
Доказательств того, что ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" оплатило стоимость лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не входящих в Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (постановление Правительства Пензенской области от 24.12.2012 N 935-пП), ТФОМС не предоставил.
По правилам пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (пункт 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Использование учреждением средств обязательного медицинского страхования было по их прямому назначению, то есть для исполнения обязательств по договору поставки, и является обоснованным.
Истец не представил в арбитражный суд доказательств того, что оплата изделий медицинского назначения по договору 01.06.2011 N 582 с ООО ГК "Надежда-Фарм" на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и другую продукцию явилась нецелевым использованием денежных средств, то есть не за счет средств обязательного медицинского страхования.
Оплата исполнительного листа за счет средств ОМС по КОСГУ (классификатор операций сектора государственного управления) 290 "Прочие расходы" составила 20139,70 руб. (платежное поручение N 368 от 06.05.2013). Учитывая обязательность исполнения судебного акта, данные расходы обоснованно отнесены по КОСГУ 290.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации на 2013 год (в редакции приказа Министерства финансов РФ N 171н от 21.12.2012) на статью 290 (Прочие расходы) относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе:
- государственных пошлин и сборов в установленных законодательством случаях;
- уплата штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций;
- возмещение судебных издержек на основании вступивших в законную силу судебных актов и другие аналогичные расходы.
Таким образом, оплата исполнительного документа являлась необходимой и обоснованной.
Пунктами 1,2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность и в соответствии с бюджетами указанных фондов.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Из акта проверки от 06.03.2014 следует, что при выборочной проверке расходов средств обязательного медицинского страхования установлено нецелевое использование средств по заработной плате с начислениями 456 907,29 руб., в том числе:
272048,18 руб. - за работу, выполненную медицинским персоналом учреждения здравоохранения без сертификатов специалистов,
35120,15 руб. - необоснованно выплаченная заработная плата главному врачу,
72569,97 руб. - стимулирующая выплата за стаж работы главной медицинской сестре,
4595,68 руб. - выплата за квалификационную категорию главной медицинской сестре,
3904,70 руб. - выплата без подтверждающего документа главной медицинской сестре,
68668,61 руб. - оплата труда внешних совместителей в 2013 году без подтверждающих документов.
Фактически указанные денежные средства израсходованы на выплату заработной платы за оказание медицинской помощи населению, что свидетельствует о соответствии целевому назначению их использования.
При этом выполнение работ медицинским персоналом в отсутствие сертификата специалиста является только нарушением п. 1.1. ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который не представляет право ТФОМС наложения и взыскания денежных средств с учреждения здравоохранения.
В акте проверки ТФОМС от 06.03.2014 отсутствуют сведения о том, что денежные средства, выделяемые на реализацию Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области, израсходованы на иные цели, что выплаты производились не по установленным тарифам и медицинским работникам, не участвующим в реализации программ обязательного медицинского страхования; что расходование средств обязательного медицинского страхования осуществлялось на не предусмотренные программами статьи расходов.
Территориальный фонд ОМС не представил доказательств использования денежных средств на цели, не связанные с реализацией указанной программы.
То обстоятельство, что указанные медицинские работники не своевременно проходили повышение квалификации, не свидетельствует об отсутствии у них соответствующей квалификации и отсутствии возможности выполнения возложенных на них обязанностей.
Территориальным фондом ОМС не представлены доказательства и того, что указанные лица не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, трудовые договоры и приказы о приеме на работу не оспорены.
Доказательств осуществления указанными в акте специалистами иных функций, не направленных на оказание дополнительной медицинской помощи, проведение диспансеризации работающих граждан, реализацию программы по модернизации здравоохранения, фондом не представлено.
Также, по мнению ТФОМС, учреждением здравоохранения допущено нецелевое использование средств вследствие нарушения постановления Правительства Пензенской области от 28.11.2008 N 850-пП "Об утверждении положения о системе оплаты труда государственных и казенных учреждений здравоохранения Пензенской области" на сумму 149 738,96 руб.
Согласно акту проверки с сентября по декабрь 2013 года главной медицинской сестре Трифоновой Р.А. произведена стимулирующая выплата за стаж в сумме 19.686,63 руб., что, по мнению ТФОМС, не соответствует п. 6.5 Положения.
20.08.2013 г. внесены изменения в указанное Положение, согласно разделу 6, п. 6.7 которых заработная плата заместителей руководителей учреждений, в том числе директора, не являющегося руководителем учреждения, главной медицинской сестры, главной акушерки, главного фельдшера и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, повышающих коэффициентов к окладу, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Учитывая нормы регионального законодательства, выплата за стаж главной медицинской сестре Трифоновой Р.А. произведена правомерно.
ТФОМС не представил доказательств того, что денежные средства в виде заработной платы, начислений на нее, выплачены работникам, не участвующим в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области, израсходованы на иные цели, не поименованные в программе, что расходование средств обязательного медицинского страхования осуществлялось на не предусмотренные программой статьи расходов.
По мнению ТФОМС учреждением здравоохранения допущено нецелевое использование средств на сумму 61121,25 руб. по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", в том числе:
54 258,28 руб., произведенных на оплату бензина вследствие непредставления проверяющим данных о сроках эксплуатации автомобилей скорой медицинской помощи,
3 109,37 руб. - списание ГСМ по зимним нормами расхода в апреле 2013 года,
453,60 руб. - передача мягкого инвентаря на указанную сумму в эксплуатацию в зубопротезный кабинет, тогда как зубопротезирование как вид медицинской помощи, предоставляемой бесплатно за счет ОМС, Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 14.12.2011 N 904-пП, не предусмотрено,
- 3300 руб. 00 коп. - средства ОМС, направленные на приобретение антибактериального мыла, которое не входит в список расходных материалов по программе Модернизации по повышению доступности амбулаторной помощи.
Сроки эксплуатации автомобилей подтверждаются путевыми листами автомобилей, свидетельствами о регистрации транспортных средств, паспортами транспортных средств, которые находятся в учреждении здравоохранения и представлены проверяющим.
Путевые листы являются документами первичного учета в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Истцом (ТФОМС) не представлены в арбитражный суд доказательства того, на какие именно автомобили скорой медицинской помощи производилось списание бензина с повышающим коэффициентом 10%.
Кроме того, в акте от 06.03.2014 указан предмет проверки (автомобили, по которым производилось списание по летним нормам расхода топлива с повышающим коэффициентом 10%). Другую проверку ТФОМС не проводил.
Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 14.05.2014) "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" введены в действие соответствующие рекомендации.
Согласно пункту 5 названные рекомендаций нормы расхода топлива в летнее время повышаются, в частности, при следующих условиях:
работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%;
до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%;
работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%;
при обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%;
для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км, - до 5%; более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%;
при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия -до 10%) и другое.
Отсутствие соответствующего письменного приказа руководителя не является основанием для оспаривания решений и действий по списанию ГСМ по нормам, установленным в рекомендациях.
ГБУЗ "Нижнеломовская МРБ" создано с целью оказания квалифицированной медицинской помощи взрослому и детскому населению.
Согласно пункту 2.1 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2012 год, медицинская помощь предоставляется гражданам:
учреждениями и структурными подразделениями скорой медицинской помощи (скорая медицинская помощь);
амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями, а также дневными стационарами всех типов (амбулаторная медицинская помощь);
больничными учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями (стационарная медицинская помощь).
В соответствии с пунктом 2.2.9 Программы тарифы медицинской помощи, оказываемой по Программе ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации) и расходы на оплату договоров возмездного оказания услуг со сторонними медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в рамках Программы ОМС.
Стоматологическая помощь с применением дорогостоящих пломбировочных материалов, зубопротезирование (за исключением лиц, которым действующим законодательством оно предусмотрено бесплатно) в действительности включены в Перечень медицинских и иных услуг, оказываемых государственными учреждениями здравоохранения Пензенской области, не вошедших в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области, оплачиваемых по договорам за счет средств добровольного медицинского страхования, работодателей и личных средств граждан, утвержденный постановлением правительства Пензенской области от 06.05.2005 N 239-пП. Однако из акта проверки от 06.03.2014 не следует, что мягкий инвентарь на сумму 453,60 руб., приобретенный за счет средств ОМС, отпущен в зубопротезный кабинет исключительно для целей оказания населению платных медицинских услуг и не может быть использован для оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Приобретение антибактериального мыла учреждением здравоохранения относится к расходам на приобретение прочих материальных запасов. Как следствие, вывод о нецелевом использовании учреждением средств в сумме 3 300,00 руб. также необоснован.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 апреля 2015 года по делу N А49-8094/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-8094/2014
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области, Территориальный фонд ОМС Пензенской области
Ответчик: ГБУЗ "Нижнеломовская межрайонная больница", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "НИЖНЕЛОМОВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Пензенской области, ООО "Надежда-Фарм", ООО ГК "Надежда-Фарм"
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18602/15
11.04.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18602/15
11.01.2016 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-8094/14
14.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3608/15
08.09.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7447/15
17.04.2015 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-8094/14