12 апреля 2016 г. |
А79-9084/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.01.2016
по делу N А79-9084/2015,
принятое судьей Павловой О.Л.
по заявлению администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 08.09.2015 по делу N 25/05-АМЗ-2015,
при участии:
от администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики - Морнова А.С. по доверенности от 02.11.2016 N 85,
и установил:
администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 08.09.2015 по делу N 25/05-АМЗ-2015.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены автономное учреждение "Парк культуры и отдыха "Ельниковская роща" (далее - Учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Эсфирь" (далее - ООО "Эсфирь"), общество с ограниченной ответственностью "Маленькая страна" (далее - ООО "Маленькая страна").
Решением от 25.01.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии частично удовлетворил требования администрации, признал недействительным предписание Управления от 08.09.2015 по делу N 25/05-АМЗ-2015. В удовлетворении требований в остальной части администрации отказано.
Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным оспариваемого решения Управления и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Управление, ООО "Эсфирь" и ООО "Маленькая страна" в отзывах на апелляционную жалобу просили оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.01.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в Управление поступили обращения ООО "Маленькая страна" и ООО "Эсфирь" о нарушении Учреждением антимонопольного законодательства при проведении публичного предложения о заключении договора на временное пользование 250 кв.м территории Соборной Площади - комплекса аттракционов (извещение размещено на официальном сайте администрации 20.04.2015).
В дополнение к указанному заявлению ООО "Маленькая страна" направлена жалоба о необоснованном наделении администрацией функциями по организации услуг досуга и отдыха Учреждения и предоставления индивидуальному предпринимателю Быкову С.В. (далее - ИП Быков С.В.) необоснованных преимуществ для деятельности на указанном рынке.
Кроме того, из прокуратуры города Новочебоксарска Чувашской Республики в антимонопольный орган поступили материалы проверки, проведенной по обращению Филипповой Н.А., о незаконных действиях администрации и Учреждения при объявлении публичного предложения о приеме заявок для заключения договора на право размещения нестационарных объектов по оказанию услуг досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания, незаконном наделении Учреждения полномочиями администрации, бездействии администрации по проведению аукциона, предусмотренного пунктом 48 Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта и объекта по оказанию услуг общественного питания, досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания и заключение договора на размещение нестационарного объекта, утвержденного постановлением администрации от 22.08.2012 N 367 "О размещении нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, помещениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена".
ООО "Маленькая страна" также обратилось с дополнительным заявлением о проведении проверки Учреждения в части продолжения договорных отношений с ИП Быковым С.В. по истечении срока действия договора и размещения батутов ИП Быкова С.В. на Соборной площади.
Решением от 08.09.2015 по делу N 25/05-АМЗ-2015 Комиссия Управления признала бездействие администрации, выразившееся в неосуществлении возложенных законодательством полномочий по созданию условий для обеспечения населения услугами торговли, досуга и отдыха, в непроведении аукциона на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха на территории города Новочебоксарска, предусматривающего равные конкурентные возможности деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг досуга и отдыха, а также в необоснованном предоставлении преимущественных условий деятельности Учреждению, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) (пункт 1); действия администрации по передаче Учреждению функций и полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для обеспечения населения услугами досуга и отдыха - нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции (пункт 2); решено выдать администрации предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (пункт 3).
Кроме того, администрации выдано предписание от 08.09.2015, которым ей предписано в срок до 20.02.2016 прекратить нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем проведения аукциона на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха на Соборной площади (за перроном автостанции).
Посчитав решение и предписание антимонопольного органа незаконными и нарушающими ее права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Статьей 22 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В силу статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган и его территориальные органы возбуждают и рассматривают дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаками ограничения конкуренции являются - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, для констатации события нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить факт ограничения, недопущения, устранения конкуренции или возможность наступления таких последствий; действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Судом первой инстанции установлено, что Учреждение образовано на основании постановления администрации от 01.11.2011 N 997 в целях создания условий для массового отдыха жителей г. Новочебоксарска и организации обустройства мест массового отдыха населения.
Распоряжением администрации от 10.06.2014 N 1089 Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:02:010219:75 площадью 3117 кв.м, расположенный по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 55А, для организации территории культуры и отдыха. Право на земельный участок зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 13.08.2014.
Постановлением администрации от 29.11.2012 N 493 (далее - постановление от 29.11.2012 N 493) утверждена схема размещения нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно приложению N 2 к указанному постановлению в схему включен земельный участок площадью 250 кв.м на Соборной площади (за перроном автостанции) для размещения в период с 01 мая по 01 октября комплекса аттракционов (батуты, лабиринты, карусели, прокат детских транспортных игрушек).
Постановлением администрации от 22.08.2012 N 367 "О размещении нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, помещениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" утвержден Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта и объекта по оказанию услуг общественного питания, досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания и заключение договора на размещение нестационарного объекта (далее - Порядок организации и проведения аукциона), в соответствии с пунктом 5.4 которого муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Новочебоксарска при размещении нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, являющихся объектами муниципальной собственности и находящихся в оперативном управлении, необходимо руководствоваться порядками и типовыми формами, установленными настоящим постановлением.
13.04.2015 ООО "Маленькая страна" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении места под размещение нестационарного торгового объекта "Комплекс аттракционов" по оказанию услуг досуга, отдыха и спорта в период с 01.05.2015 по 30.05.2015 на земельном участке площадью 250 кв.м на Соборной площади (за перроном автостанции) (входящий N 3036 от 13.04.2015).
Письмом от 17.04.2015 N 08/15-3036 администрация отказала в удовлетворении заявления в связи с предоставлением земельного участка Учреждению, а также предложила обратиться в Учреждение для заключения договора на размещение аттракционов.
06.05.2015 ООО "Маленькая страна" обратилось в администрацию с заявлением о проведении проверки в отношении директора Учреждения в связи с нарушениями, допущенными при проведении публичного предложения и связанными с необеспечением равных конкурентных условий для участия претендентов, а 12.05.2015 направило в администрацию предложение о разделении земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта "Комплекс аттракционов" по оказанию услуг досуга, отдыха и спорта площадью 250 кв.м на Соборной площади (за перроном автостанции) на 4-5 лотов и проведении аукциона.
Заявления ООО "Маленькая страна" от 06.05.2015 и от 12.05.2015 администрацией не рассмотрены по существу и ответ данному лицу не направлен.
20.04.2015 ООО "Эсфирь" направило в Учреждение заявление об организации точки проката детских автомобилей на весенне-летний период в парке культуры и отдыха "Ельниковская роща" и на Соборной площади и просило в случае проведения конкурса или аукциона сообщить по телефону.
Учреждение в тот же день в 13:31 часов разместило на официальном сайте администрации извещение о проведении публичного предложения о приеме заявок для заключения договоров на право размещения нестационарных объектов по оказанию услуг досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания по адресу: г. Новочебоксарск, Соборная площадь (за перроном автостанции) площадью 250 кв.м.
На указанное извещение было подано три заявки: ИП Быкова С.В. (20.04.2015 в 16:30 часов), ООО "Маленькая страна" (21.04.2015 в 10:00 часов) и ООО "Эсфирь" (21.04.2015 в 13:46 часов).
Согласно протоколу от 30.04.2015 N 01 по результатам рассмотрения заявок принято решение о заключении договора с ИП Быковым С.В. как с первым подавшим заявку участником.
10.05.2015 с ИП Быковым С.В. заключен договор N 05/15 на размещение нестационарного объекта по оказанию услуг досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания сроком 1 месяц с 01.05.2015 по 30.05.2015.
07.05.2015 ООО "Эсфирь" направило в администрацию заявление о предоставлении места под размещение нестационарного объекта для осуществления деятельности по прокату детских автомобилей с 01.06.2015 и организации конкурса или аукциона.
Письмом от 19.05.2015 N 09/15-3767 администрацией на указанное обращение ООО "Эсфирь" сообщено, что земельный участок предоставлен Учреждению и предложено обратиться к последнему для заключения договора на размещение аттракционов.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статьей 8 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики, принятого решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 N С 5-1, к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры (пункт 17); создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 20).
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) установлено, что нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
На основании части 1 статья 10 Закона о торговле размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При этом согласно части 3 этой же статьи Закона о торговле данная схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (приказ Министерства экономического развития промышленности и торговли Чувашской Республики от 16.11.2010 N 184 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов").
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1). Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг (часть 2). Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (часть 7).
Судом установлено, что согласно уставу Учреждения, утвержденному постановлением администрации от 17.11.2011 N 1020 и согласованному распоряжением Управления имущественных и земельных отношений администрации от 15.11.2011 N 287-р, учредителем Учреждения является администрация (пункт 1.4), целью создания Учреждения - осуществление деятельности в сфере культуры (пункт 2.1), основными целями деятельности Учреждения - создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 2.3).
Начальником отдела культуры администрации 31.12.2014 утверждено муниципальное задание Учреждения на 2015-2017 годы, которым предусмотрено лишь оказание услуг по организации массового отдыха различных групп населения на территории парка.
Антимонопольным органом установлено, что по результатам проведенного публичного предложения между Учреждением и ИП Быковым С.В. заключен договор от 10.05.2015 N 05/15, предметом которого является предоставление хозяйствующему субъекту права на размещение нестационарного объекта, комплекса аттракционов (батуты, лабиринты, карусели, прокат детских транспортных игрушек, тир) на территории площадью 250 кв.м на Соборной площади (за перроном автостанции), утвержденного Схемой размещения нестационарных объектов.
Вместе с тем, как правомерно отметил антимонопольный орган, ни Федеральным законом N 174-ФЗ, ни Уставом Учреждения, ни муниципальным заданием не установлено право автономного учреждения на проведение торгов, проведение публичного предложения о заключении договоров на размещение нестационарного объекта, определение порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Новочебоксарска (в том числе на территории Соборной площади).
Функции по обеспечению порядка по размещению нестационарных торговых объектов и объектов досуга и отдыха относятся к полномочиям органа самоуправления (пункты 17, 20 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ), передача хозяйствующим субъектам указанных функций Федеральным законом N 131-ФЗ не предусмотрена.
При этих условиях суд правомерно согласился с выводом антимонопольного органа о том, что Учреждение проводило публичное предложение в отсутствие на то законных оснований.
При этом Комиссия Управления обоснованно признала несостоятельными ссылки Учреждения на Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также статью 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку правоотношения по предоставлению права на размещение нестационарных торговых объектов, в том числе объектов досуга и отдыха, регулируются нормами специального права, а именно Законом о торговле и принятыми в соответствии с данным законом подзаконными актами посредством разработки, утверждения и опубликования схемы размещения нестационарных торговых объектов и проведения аукционов.
Анализ Порядка организации и проведения аукциона показал, что муниципальным автономным учреждениям предоставлено право самостоятельно организовывать размещение нестационарных объектов досуга и отдыха на территории этих учреждений без согласования с администрацией и без учета выданных разрешений на размещение нестационарных объектов.
Кроме того, в соответствии с письмом администрации от 05.06.2015 N 99/01-4421 размещение нестационарных объектов по оказанию услуг досуга, отдыха и спорта на территории Соборной площади находится в компетенции руководителя Учреждения.
Письмом от 17.04.2015 N 08/15-3036, направленным в адрес ООО "Маленькая страна", и письмом от 19.05.2015 N 09/15-3767, направленным в адрес ООО "Эсфирь", администрация также предложила указанным лицам обратиться в Учреждение для заключения договора на размещение аттракционов.
Из части 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что хозяйствующий субъект - это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
В данном случае на основании пункта 2.5 Устава Учреждения автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в настоящем уставе.
Установив, что Учреждение получило доход от оказания платных услуг в 2014 году в сумме 1 853 065,5 руб., за 1 полугодие 2015 года - 1 219 224,0 руб., антимонопольным органом сделан вывод о наличии у Учреждения статуса хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность на рынке услуг досуга и отдыха населению.
Оценив обстоятельства дела, суд обоснованно согласился с позицией антимонопольного органа о том, что администрация незаконно возложила на Учреждение полномочия, относящиеся к полномочиям органа местного самоуправления, а именно по определению порядка размещения объектов досуга и отдыха согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новочебоксарска, по предоставлению права иным хозяйствующим субъектам на размещение нестационарных объектов досуга и отдыха, о чем свидетельствуют пункт 5.4 Порядка организации и проведения аукциона, письмо администрации от 05.06.2015 N 99/01-4421, а также письма администрации от 17.04.2015 N 08/15-3036 и от 19.05.2015 N 09/15-3767, направленные в адрес ООО "Маленькая страна" и ООО "Эсфирь" соответственно, и тем самым нарушила часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами власти и местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является государственной или муниципальной преференцией.
В данном случае администрацией был предоставлен земельный участок площадью 250 кв.м на Соборной площади (за перроном автостанции) для размещения в период с 01 мая по 01 октября комплекса аттракционов (батуты, лабиринты, карусели, прокат детских транспортных игрушек), включенный в Схему размещения нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики (приложение N 2 к постановлению администрации от 29.11.2012 N 493 "Об утверждении на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена"), в приоритетном порядке Учреждению, осуществляющему деятельность на рынке услуг досуга и отдыха, то есть данному лицу созданы преимущественные условия деятельности по сравнению в иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном рынке, доступ на рынок которым действиями администрации обеспечен не был.
Следовательно, Комиссия Управления пришла к правомерному выводу о том, что предоставленное администрацией право пользования земельным участком не дает автономному учреждению право определять условия доступа на рынок услуг досуга и отдыха иным хозяйствующим субъектам, действующим на данном рынке.
Так, в силу части 1.8 Требований к размещению нестационарных объектов, утвержденных постановлением администрации от 22.08.2012 N 367 (приложение N 1), заключение договоров на размещение нестационарных объектов на территории г. Новочебоксарска между администрацией и хозяйствующими субъектами осуществляется по результатам аукциона, а также по отдельным категориям в ином порядке, установленном настоящим постановлением и приложениями к нему. К перечню случаев для заключения договоров без аукциона, установленный пунктом 1.9 указанных Требований, заключение договора на размещение комплекса аттракционов на Соборной площади не относится.
В соответствии с Порядком организации и проведения аукциона после утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарных объектов администрация проводит отбор хозяйствующих субъектов для организации деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных объектов (пункт 1). Отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право на размещение нестационарного объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных объектов (пункт 2). В целях настоящего постановления под открытым аукционом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за право размещения нестационарного объекта (пункт 3). В качестве организатора аукциона от имени администрации выступает отдел экономического развития администрации (пункт 5).
Таким образом, проведение отбора хозяйствующих субъектов для организации деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных объектов, относится к полномочиям и компетенции администрации.
Антимонопольным органом и судом установлено, что аукцион на право размещения нестационарных объектов на территории Соборной площади администрацией не проведен.
В письмах от 17.04.2015 N 08/15-3036 и от 19.05.2015 N 09/15-3767, направленных в адрес ООО "Маленькая страна" и ООО "Эсфирь" соответственно, администрация, предложив указанным лицам обратиться в Учреждение для заключения договора на размещение аттракционов, по существу заявления не рассмотрела и, по сути, отказала в предоставлении места под размещение нестационарного объекта либо поставила решение данного вопроса в зависимость от решения третьего лица, хозяйствующего субъекта, действующего на том же рынке оказания услуг досуга и отдыха и являющегося конкурентом ООО "Маленькая страна" и ООО "Эсфирь".
Таким образом, предоставив земельный участок для организации территории культуры и отдыха и одновременно наделив Учреждение правом определять условия осуществления иными хозяйствующими субъектами деятельности по оказанию услуг досуга и отдыха, администрация предоставила Учреждению преимущественные условия деятельности на данном рынке по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
В данном случае антимонопольным органом признаками ограничения конкуренции признаны: 1) возможное сокращение числа хозяйствующих субъектов, поскольку основной деятельностью ООО "Эсфирь" и ООО "Маленькая страна" является оказание услуг досуга и отдыха населения. Отказ администрации в предоставлении места для размещения данного объекта досуга и отдыха препятствует осуществлению указанными обществами законной предпринимательской деятельности, чем нарушает их законные права и интересы; 2) обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, поскольку Учреждению, осуществляющему аналогичные услуги, администрацией предоставлены преимущественные более выгодные условия деятельности по сравнению с указанными хозяйствующими субъектами; 3) хозяйствующим субъектам ООО "Эсфирь" и ООО "Маленькая страна" отказано в предоставлении места под размещение нестационарного объекты досуга и отдыха по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством.
С учетом изложенного суд поддержал выводы антимонопольного органа о незаконности решений администрации об отказе ООО "Маленькая страна" и ООО "Эсфирь" в предоставлении места под размещение объекта досуга и отдыха, выраженных в письмах от 17.04.2015 N 08/15-3036 и от 19.05.2015 N 09/15-3767, направленных в адрес указанных лиц.
При таких обстоятельствах Комиссия Управления пришла к правомерному заключению о том, что бездействие по проведению конкурса и необоснованному отказу хозяйствующим субъектам в предоставлении места для размещения нестационарных объектов свидетельствует о невыполнении функций, предусмотренных пунктами 17 и 20 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку администрация не обеспечила право на размещение нестационарного объекта для организации досуга, отдыха и спорта и ограничила доступ на данный рынок г.Новочебоксарска иным хозяйствующим субъектам.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа принято в пределах его компетенции, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы администрации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал администрации в удовлетворении требования о признании недействительным оспариваемого решения Управления.
Основания для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии в обжалуемой части отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам, противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.01.2016 по делу N А79-9084/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9084/2015
Истец: Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: автономное учреждение "Парк культуры и отдыха "Ельниковская роща", ООО "Маленькая страна", ООО "Эсфирь"