г. Москва |
|
13 апреля 2016 г. |
Дело N А40-250776/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кочешковой М.В., (единолично),
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "ПИПЛ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2016 г. по делу N А40-250776/15 принятое судьей Каменской О.В., в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "ПИПЛ"
к Департаменту торговли и услуг г. Москвы
о признании незаконным постановления от 14.12.2015 г. N 798пп-л-3,
при участии:
от заявителя: |
Перелыгин Е.А. по дов. от 22.12.2015; |
от заинтересованного лица: |
Таланов П.П. по дов. от 11.09.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Пипл" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента торговли и услуг города Москвы от 14.12.2015 г. N 798пп-л-3 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, которым заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2016 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Департаментом торговли и услуг города Москвы возражал по доводам жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене названного постановления департамента, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, и правильно установлено судом первой инстанции, - в ходе осуществления контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции ответчиком проверен порядок представления заявителем деклараций - об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции (форма 11 к Правилам) за 3 квартал 2015 года, - об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (форма 12 к Правилам) за 3 квартал 2015 года.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) декларации за 3 квартал 2015 года представляются до 20.10.2015 года.
В силу п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из протоколов обработки усматривается, что загрузка файлов прошла успешно, что свидетельствует, о том, что технические сбои по линии Федеральной службы по регулированию не происходили.
Из оспариваемого постановления следует, что событие правонарушения выразилось в следующем: в нарушение положений ч. 4 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 09 августа 2012 года N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования типового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "О порядке заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об (использовании производственных мощностей" N 231 от 23.08.2012 г., заявителем допущено нарушение, выразившееся в нарушении порядка при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам N 11 и N 12 за 3 квартал 2015 года.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171- ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171- ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей и формы этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей (далее - Правила).
Из пункта 1 Правил представления деклараций следует, что названный нормативный правовой акт устанавливает порядок представления деклараций, в том числе, об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции.
Пункт 2 Правил устанавливает обязанность по представлению таких деклараций на организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции.
Пунктом 19 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей декларации по формам, предусмотренным Приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
В соответствии с пунктами 15, 16 Правил, декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за 4 квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок).
Формы деклараций по видам операций представлены в приложениях к Правилам. Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 N 198 утвержден формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи.
При этом в части 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей запрещается.
Таким образом, у общества имеется обязанность своевременно представлять декларации с достоверной информацией в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном формате.
Таким образом, все вышеперечисленные ошибки, допущенные Обществом, повлекли нарушение порядка и срока представления деклараций по формам приложений N N 11 и 12 к Правилам при декларировании оборота алкогольной продукции за 3 квартал 2015 года и формы 12 за 2 квартал 2015 г.
Общество не могло не знать о неблагоприятных последствиях, предусмотренных ст. 15.13 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, административным органом было выявлено нарушение сроков и порядка, при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в декларации об объеме производства, оборота, и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2014 года, таким образом, Общество несвоевременно представило декларации, что в свою очередь образует состав правонарушения предусмотренный ст. 15.13 КоАП РФ.
Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене названного постановления управления, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 171-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 4 той же статьи Федерального закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей и формы этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок заполнения деклараций). Формы деклараций по видам операций представлены в приложениях к Правилам представления деклараций (об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пункт 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02 июня 2004 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004) разъясняет, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Судом установлено, что заявитель имел возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, однако не принял необходимых мер.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Контроль за своевременностью подачи достоверной декларации законодательно закреплено исключительно за организациями, осуществляющими оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, общество как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственное за своевременное представление декларации с достоверной информацией в уполномоченный орган в утвержденном формате, при сбое того или иного программного обеспечения должно выяснить о достоверности переданных данных.
Контроль за достоверностью переданной информации находится исключительно в ведении хозяйственной деятельности общества, ввиду чего невозможность осуществления проверочных мероприятий в отношении поданной им декларации несет риск неблагоприятных последствий исключительно для самого общества.
В части 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей запрещается.
В данном случае общество допустило административное правонарушение, выразившееся в нарушении сроков представления деклараций.
Событие вмененного обществу административного правонарушения подтверждается материалами дела. В действиях общества имеется и состав данного правонарушения.
Выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность проверить данные в декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, но не сделало этого.
В соответствии с ч. 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела установлено, что заявитель представил Декларацию в контролирующий орган с нарушением срока, предусмотренного п. 15 Правил представления деклараций.
При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) заявителя доказано наличие события, а, следовательно, и состава вмененного ему правонарушения, а также вины заявителя в этом правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ.
Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления управления, отсутствуют.
Требования к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности, назначению административного наказания проверены апелляционным судом и признаны соблюденными. Обстоятельств, которые могли бы служить основаниями для снижения размера штрафа ниже нижнего предела санкции, не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.02.2016 по делу N А40-250776/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-250776/2015
Истец: ООО " ПИПЛ", ООО ПИПЛ
Ответчик: Департамент торговли и услуг г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ