город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2016 г. |
дело N А32-34030/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: прокурор отдела Горинин Э.П.,
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью " Рекламная группа "АГНИ"; администрации муниципального образования город Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.01.2016 по делу N А32-34030/2015
по заявлению Прокуратуры Краснодарского края
к заинтересованному лицу администрации муниципального образования город Новороссийск; обществу с ограниченной ответственностью "Рекламная группа "АГНИ"
о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Краснодарского края обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Новороссийск, обществу с ограниченной ответственностью "Рекламная группа "Агни" о признании недействительным выданного 30.12.2013 ООО "РГ "АГНИ" администрацией МО г. Новороссийск разрешения N 18-13-987 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в виде щита с рекламным полем 36 кв. м. (3х6) по адресу: г. Новороссийск, Приморский район, на пересечении ул. Анапское шоссе, в районе д. N 51 и ул. Тобольской.
Решением суда от 12.01.2016 г. оспариваемое разрешение признано недействительным, в удовлетворении требований к обществу судом отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорная рекламная конструкция размещена с нарушением требований пунктов 6.1, 6.2 ГОСТ Р 52044-2003, содержащего обязательные требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, в связи с чем нарушает права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, поскольку создаёт угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Рекламная группа "Агни" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просило изменить решение и отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным разрешения. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что проверка спорной рекламной конструкции проведена в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о проверке, а также в отсутствие основания для проведения проверки. Следовательно, результаты проверки не могут быть положены в основу судебного решения. Также общество полагает, что ГОСТ Р 52044-2003 может применяться только добровольно в целях соблюдения требований технического регламента "Безопасность автомобильных дорог".
Администрация также обжаловала решение суда, просила его изменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в жалобе общества.
Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с доводами общества и администрации, указав на то, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются при осуществлении контроля за безопасностью дорожного движения. Кроме того, акт составлен с привлечением двух свидетелей, засвидетельствовавших достоверность указанных в нём сведений. ГОСТ Р 52044-2003 подлежит обязательному применению в части, соответствующей целям охран жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы отзыва.
Заинтересованные лица, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Ходатайства удовлетворены, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, администрацией муниципального образования город Новороссийск ООО "Рекламная группа "АГНИ" 30.12.2013 выдано разрешение N 18-13-987 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в виде щита с рекламным полем 36 кв.м (3X6 м) по адресу: г. Новороссийск, Приморский район, на пересечении ул. Анапское шоссе, в районе д. N 51 и ул. Тобольской.
Разрешение выдано органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 13.03.3006 N 38-ФЗ "О рекламе". Срок действия разрешения установлен до 29.12.2023.
В связи с проверкой исполнения законодательства о рекламе по поручению прокуратуры города Новороссийска 27.07.2015 государственным инспектором отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по городу Новороссийску Денисовым М.С. в присутствии свидетелей осуществлена проверка, в ходе которой выявлено, что рекламная конструкция в виде щита размером 3X6 м, расположенная в г. Новороссийске на пересечении улиц Анапское шоссе и Тобольской, размещена с нарушением требования п. 6.1 ГОСТ Р 52044 - 2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения". Нарушения заключаются в следующем:
- расстояние от бордюрного камня (бровки земляного полотна) автодороги до ближайшего края средства наружной рекламы 1,5 м (пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 определено не менее 5 м);
- высота установки рекламной конструкции (от нижнего края щита до уровня поверхности участка, на котором она установлена) 2,4 м (пунктом 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 определено не менее 4,5 м);
- в нарушение п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 расстояние от средства наружной рекламы до светофора по ходу движения составляет лишь 6,3 м (должно быть не менее 50 м, при размещении рекламы после дорожных знаков (светофоров);
- в нарушение п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 расстояние от дорожного знака до средства наружной рекламы по ходу движения составляет 9,7 м (должно быть не менее 100 м, при размещении рекламы до дорожных знаков;
- в нарушении п. 6.1 ГОСТ Р 52044 - 2003 расстояние до перекрестка составляет 7,2 м, рекламная конструкция закрывает видимость дорожного знака 3.27 (стоянка запрещена).
Полагая, что выявленные нарушения являются основаниями для признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции, на основании статей 52 и 198 АПК РФ прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого разрешения на установку рекламной конструкции.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Часть 4 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) предусматривает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (пункт 3 части 15 статьи 19 Закона о рекламе).
Согласно части 20 статьи 19 Закона о рекламе разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке, в том числе в случае: обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
Оспариваемые прокуратурой разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выданы обществу в период действия ГОСТ Р 52044-2003, содержащего общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения. Указанный стандарт действует в редакции приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.03.2009 N 117-ст.
Установленные ГОСТ Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, следовательно, являются обязательными для исполнения и подлежат обязательному применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Пункт 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 устанавливает, что средства наружной рекламы не должны, ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах (расстояние принимается до ближайшего края рекламной конструкции).
Из пункта 6.2. указанного ГОСТа следует, что на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.
Вместе с тем согласно акту выявленных недостатков в содержании рекламных конструкций от 27.07.2015 спорная рекламная конструкция установлена с нарушением стандартов, определенных ГОСТ Р 52044-2003, а именно: в нарушение п.п.6.1, 6.2, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 средство наружной рекламы установлено на расстоянии от бордюрного камня (бровки земляного полотна) автодороги до ближайшего края средства наружной рекламы 1,5 м, что менее 5 м; высота установки рекламной конструкции (от нижнего края щита до уровня поверхности участка на котором она установлена) 2,4 м, что менее 4,5 м; расстояние от средства наружной рекламы до светофора по ходу движения составляет лишь 6,3 м, в то время как требованиями ГОСТ предусмотрено расстояние не менее 50 м; расстояние от дорожного знака до средства наружной рекламы по ходу движения составляет 9,7 м, что менее 100 м; расстояние до перекрестка составляет 7,2 м, рекламная конструкция закрывает видимость дорожного знака 3.27 (стоянка запрещена).
Данный факт подтверждается представленными в материалы дела документальными доказательствами.
Довод заявителей жалоб о том, что ввиду неучастия представителя общества в проверке ее результаты не могут быть положены в основу судебного решения, не принимается судом апелляционной инстанции. Как следует из материалов дела, замеры произведены и акт составлен в присутствии двух свидетелей. Какие-либо доказательства того, что отраженные в акте параметры не соответствуют фактическим данным, отсутствуют. Ни администрацией, ни обществом не представлены в материалы дела документальные доказательства того, что параметры размещения рекламной конструкции соответствуют требованиям ГОСТа Р 52044-2003.
Вместе с тем из положений ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", постановления Правительства от 19.08.2013 N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", п.п. 11, 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, следует, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе, при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере рекламы.
Довод жалобы о том, что ГОСТ Р 52044-2003 не является техническим регламентом, применяется на добровольной основе, официально не опубликован, в связи с чем не подлежит применению, в данном споре, апелляционным судом не принимается по следующим основаниям.
ГОСТ Р 52044-2003 введен в действие в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации", действовавшим до дня вступления в силу Закона N 184-ФЗ.
Полномочия Госстандарта России на принятие ГОСТ Р 52044-2003 определялись Положением о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.1999 N 498 (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49).
ГОСТ Р 52044-2003 официально опубликован ИПК "Издательство стандартов" в 2003 году. Опубликование официальной информации о государственных стандартах осуществлялось Госстандартом России в соответствии с Положением о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 100.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 указанного Закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных данной статьей особенностей изменения в нормативные документы, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Изменением N 2 в пункте 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 исключена возможность размещения средств наружной рекламы над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.
Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 N АКПИ14-1259 при отсутствии названного ограничения могут быть созданы условия, затрудняющие водителям видимость дорожных знаков и светофоров, которые по ГОСТ Р 52044-2003 устанавливаются над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Ссылка на требования ГОСТ Р 52044-2003 включена в "Правила дорожного движения Российской Федерации", утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, и являющиеся нормативным правовым актом и обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Изменение N 2 опубликовано ФГУП "Стандартинформ" в информационном указателе "Национальные стандарты" (ИУС) N 6-2009.
ГОСТ Р 52044-2003 (с изменениями N 1 и N 2) переиздан ФГУП "Стандартинформ" в 2009 году.
Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Федеральное агентство вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Национальные стандарты, включая ГОСТ Р 52044-2003, являются нормативными (техническими) документами, а не нормативными правовыми актами.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ с 01.09.2011 нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 данного Закона. Такие нормативные документы подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Положения пунктов 6.1, 6.6 и 6.7 ГОСТ Р 52044-2003 направлены на защиту жизни и здоровья граждан, поэтому подлежат обязательному применению. При этом указанные положения государственного стандарта не противоречат требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827.
Таким образом, установив, что рекламная конструкция размещена с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал разрешение на ее установку недействительным.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.01.2016 по делу N А32-34030/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34030/2015
Истец: Прокуратура Краснодарского края
Ответчик: Администрация муниципального образования город Новороссийск, ООО "РЕКЛАМНАЯ ГРУППА "АГНИ"
Третье лицо: Прокуратура Ростовской области, Администрация МО г. Новороссийск, ООО "Рекламная группа "АГНИ"
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18363/16
09.12.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18226/16
27.09.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34030/15
15.07.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4925/16
12.04.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3066/16
12.01.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34030/15