г. Вологда |
|
13 апреля 2016 г. |
Дело N А44-7722/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 января 2016 года по делу N А44-7722/2015 (судья Янчикова Н.В.),
установил:
Государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; ОГРН 1025300783848, ИНН 5321033864, далее - Фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Новгородское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (место нахождения: 173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 14; ОГРН 1025300811183, ИНН 5321058379, далее - Предприятие) о взыскании 116 000 руб.
Решением суда от 19 января 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Фонд с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. Отказывая в удовлетворении требований Фонда, суд необоснованно указывает государственный контракт от 25.01.2013 N 0250100000312000257_46262-009 на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами бедра в 2013 году. По данному государственному контракту Данилов Ю.М. не вошел в список (разнарядку) получателей технических средств реабилитации. Отделение Фонда неоднократно указывало на государственный контракт от 03.12.2013 N 0250100000313000131 46262-140 на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами бедра. Именно в рамках данного контракта должно было быть произведено обеспечение Данилова Ю.М., поскольку он был включен отделением Фонда в список (разнарядку) получателей технических средств реабилитации (далее - TCP) по данному контракту. Исходя из представленных в отделение Фонда на оплату акта приема-передачи TCP Данилову Ю.М. и реестра от 18.12.2013 N 42, отделение Фонда в рамках действующего на тот момент контракта от 03.12.2013 N 0250100000313000131 46262-140 произвело оплату протеза бедра Данилова Ю.М., что следует из приказа от 19.12.2013 N 1480-ТС и платежного поручения от 19.12.2013 N 229552. Таким образом, отделение Фонда исполнило обязательства по контракту, оплатив стоимость выполненных работ в отношении Данилова Ю.М. В решении суд указал, что 21.08.2013 Предприятие приняло заказ на изготовление протеза бедра для Данилова Ю.М. за N 10993 на основании направления, выданного отделением Фонда, включив исполнение данного заказа в контракт от 25.01.2013 N 0250100000312000257 46262-009. Данное утверждение ошибочно, поскольку в данный контракт заказ N 10993 не вошел. Данный факт подтверждается тем, что Данилов Ю.М. ни в списках на выдачу TCP, ни в реестрах фактически выданных TCP не числится. Не соответствует действительности вывод суда, отраженный в решении, что контракты в 2012-2013 годах заключались на определенную сумму после формирования Предприятием реестров на выданные протезно-ортопедические изделия. Отделение Фонда отрицало указанное обстоятельство. Заключение контрактов после фактического выполнения работ противоречит как нормам гражданского законодательства, так и законодательства о размещении заказов (действовавшего в 2012-2013 годах), поскольку спорные контракты заключались отделением Фонда по итогам открытых аукционов в электронной форме, где победителем могло быть как Предприятие, так и другой участник аукциона. Представленный Предприятием заказ N 10993 является внутренним документом Предприятия, составляется его работниками и не является неотъемлемой частью государственного контракта. В данном документе нет подписи Данилова Ю.М. Не доказывает факт выдачи протеза 30.08.2013 и нотариально заверенное заявление дочери Данилова Ю.М. Венедиктовой Т.Ю., так как согласно акту приема-передачи TCP протез бедра передавался непосредственно Данилову Юрию Михайловичу, указаны его паспортные данные, сведений о доверенном лице Данилова Ю.М. не представлено. В качестве свидетеля Венедиктова Т.Ю. не допрашивалась, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний не предупреждалась, поэтому оценивать ее объяснения в качестве надлежащего доказательства нельзя. В решении не нашел оценки довод отделения Фонда, что даже если протез бедра и был фактически передан Данилову Ю.М. 30.08.2013, то в момент, когда правоотношения между Предприятием и отделением Фонда по контракту от 03.12.2013 N 0250100000313000131_46262-140 отсутствовали. В результате техническое средство реабилитации было передано получателю неправомерно, поскольку государственным контрактом не предусмотрено, что его условия применяются к правоотношениям, возникшим до его заключения.
Предприятие в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Предприятие заявило ходатайство о рассмотрение жалобы в отсутствие представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований Фонд ссылается на следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ, пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила N 240) установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
Согласно пункту 2 Правил N 240 обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Пунктом 4 Правил N 240 закреплено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана). При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана), или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
Уполномоченный орган рассматривает поданное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия), в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В силу статьи 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ, пункта 6 Правил N 240 предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование и не подлежат отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению.
В целях исполнения обязанности по предоставлению льготным категориям граждан технических средств реабилитации Предприятием и Фондом 03.12.2013 по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме посредством сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет заключен государственный контракт N 0250100000313000131_46262-140 на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами бедра и подписан усиленными электронными подписями в соответствии с условиями функционирования электронных площадок.
Контрактом предусмотрено, что он вступает в силу с момента его подписания, и действует до 27.12.2013, а в рамках взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств. Срок выполнения работ - до 23.12.2013.
Согласно пункту 5.1.1 контракта исполнитель обязан выполнить работы по контракту и передать их результат непосредственно получателю, при представлении им паспорта и направления, выдаваемого заказчиком.
Пунктом 5.1.2 контракта закреплено, что исполнитель обязан при передаче результатов работ получателю оформить акт сдачи-приемки работ, подтверждающий выполнение работ для получателя, который подписывается исполнителем и получателем. Указанный акт оформляется в трех экземплярах, один из которых передается заказчику, один остается у исполнителя, один - у получателя.
В 2014 году, руководствуясь указаниями Фонда социального страхования Российской Федерации, отделением Фонда были проведены контрольные мероприятия по выявлению фактов оплаты поставщикам за выданные TCP умершим гражданам.
По итогам проведения сверки инвалидов, получивших ТСР и списков умерших граждан, выявлено, что на основании акта сдачи-приемки ТСР от 18.12.2013 N 10993 Данилову Юрию Михайловичу (01.01.1930 года рождения) умершему 28.10.2013 выдан протез бедра, стоимость которого составила 116 000 руб.
Таким образом, Фондом выявлен факт необоснованной выдачи TCP Данилову Ю.М.
Оплата за протезно-ортопедические изделия по контракту истцом произведена.
Условиями Контракта предусмотрено, что исполнитель обязан был выполнить работы и передать их результат непосредственно получателю при представлении им паспорта и направления, выдаваемого заказчиком. Однако на момент передачи необходимого TCP получатель услуги умер, в связи с чем, основание для выдачи TCP не имелось. Следовательно, в акте сдачи-приемки TCP указаны сведения не соответствующие действительности.
Предприятие ненадлежащим образом исполнило свои обязательства и своими действиями причинило отделению Фонда ущерб в размере 116 000 руб.
В соответствии с пунктом 6.4 контракта в случае неисполнения своих обязательств по контракту исполнитель возмещает убытки, нанесенные им заказчику.
В адрес Предприятия направлена претензия с просьбой в срок не позднее 20.02.2015 возместить стоимость необоснованно выданного протезно-ортопедического изделия в размере 116 000 руб. путем перечисления указанной суммы на счет отделения Фонда.
До настоящего времени в отделение Фонда ответ Предприятия на претензию не поступал.
Ненадлежащее исполнение договорных обязательств предприятием послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о недоказанности истцом факта причинения ему убытков, в удовлетворении иска отказал.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из общих принципов деликтной ответственности, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие в совокупности следующих условий: противоправность нарушения его субъективных гражданских прав, наличие убытков и их размер, причинную связь между нарушением субъективных гражданских прав и убытками, вину причинителя вреда.
Отсутствие какого-либо из названных выше оснований влечет за собой отказ в удовлетворении требования о возмещении вреда.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что в целях исполнения обязанности по предоставлению льготным категориям граждан технических средств реабилитации Фондом (заказчик) и Предприятием (исполнитель), помимо указанного истцом контракта, был заключен государственный контракт N 0250100000312000257_46262-009 по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами бедра от 25.01.2013 (л.д.98-101).
Цена контракта составляла 7 002 396 руб., согласно контракту цена его остается фиксированной на протяжении всего срока его действия.
В пункте 2.1 вышеуказанного государственного контракта указано, что исполнитель обязуется выполнить работы, предусмотренные Техническим заданием, а заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Согласно пункту 5.1.1 исполнитель обязан выполнить работы по настоящему контракту и передать их результат непосредственно получателю в течение 45 дней с даты обращения инвалида к исполнителю, при предоставлении им паспорта и направления, выдаваемого заказчиком.
Пунктом 5.1.2 контракта предусмотрено, что при передаче результатов работ получателю исполнитель обязан оформить акт сдачи-приемки работ, который подписывается исполнителем и получателем, который вместе с реестром выдачи товара передается Заказчику.
Согласно пункту 5.2 заказчик обязан выдать получателям направления и оплатить фактически выполненные работы в соответствии с условиями настоящего контракта.
Истцом 11.04.2013 выдано направление N 9526 Данилову Ю.М. на изготовление "протеза бедра модульного типа" 1шт + чехлы (л.д.41) на основании его заявления (л.д.84).
Предприятие 21.08.2013 приняло заказ за N 10993 на основании направления от 11.04.2013 N 9526 на изготовление Данилову Ю.М. культи левого бедра, включив данный заказ в контракт N 0250100000312000257_46262-009 (л.д.53).
Вместе с тем, согласно пояснениям ответчика, в период действия контракта от 25.01.2013 N 0250100000312000257-46262-009 Фондом было выдано направлений инвалидам больше, чем предусматривал действующий контракт.
Поскольку денежные средства по контракту от 25.01.2013 N 0250100000312000257-46262-009 на сумму 7 002 396 руб. на момент фактической передачи протеза бедра Данилову Ю.М. были освоены, то в реестр на оплату по данному контракту Данилов Ю.М. Фондом включен не был.
Те инвалиды, которые были, согласно направлениям, обеспечены Предприятием техническими средствами реабилитации в течение 2013 года, но не оплачены Фондом в связи с твердой суммой контракта, были последовательно включены в реестр на оплату по контракту, открытому 03.12.2013 N 0250100000313000131_46262-140.
Так, Данилов Ю.М. был включен в реестр N 42 на выданные протезно-ортопедические изделия от 18.12.2013 по контракту от 03.12.2013 N 0250100000313000131_46262-140, с суммой контракта 10 721 233 руб. (л.д.5-6).
Доказательством того, что фактически ТСР - протез бедра модульный передан инвалиду Данилову Ю.М. своевременно и при его жизни 30.08.2013, являются следующие документы:
раздел "выдача готового изделия" заказа от 21.08.2013 N 10993 (л.д.42-43);
история болезни от 21.08.2013 N 76 Данилова Ю.М., из записи которой следует, что 21.08.2013, 23.08.2013 и 26.08.2013, находясь на стационарном лечении, ему осуществлялась подготовка культи к протезированию (л.д.59-60), из записи от 30.08.2013 следует, что протез в носке, обучение ходьбы на протезе (л.д.60), из записей от 03.09.2013, 10.09.2013 и 13.09.2013 следует о том, что осуществляется подгонка протеза (л.д.61);
нотариально заверенное заявление дочери Данилова Ю.М. Венедиктовой Т.Ю., подтверждающей факт выдачи предприятием протеза бедра 30.08.2013 (л.д.49-51).
С учетом вышеизложенных материалов дела, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков по правилам статей 15, 393 ГК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые имели бы юридическое значение, и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Таким образом, апелляционный суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 января 2016 года по делу N А44-7722/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-7722/2015
Истец: ГУ-Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: ФГУП "Новгородское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты РФ
Третье лицо: Венедиктова Татьяна Юрьевна