город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2016 г. |
Дело N А32-42131/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственной учреждение) в Староминском районе Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N 4 муниципального образования Староминского района: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственной учреждение) в Староминском районе Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2016 по делу N А32-42131/2015, принятое судьей Колодкиной В.Г., по заявлению Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственной учреждение) в Староминском районе Краснодарского края к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа N 4 муниципального образования Староминского района о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Староминском районе Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N 4 муниципального образования Староминского района взносы на страховую часть - 31962,97 руб., на накопительную часть - 4524,4 руб., в ФФОМС -8300,08 руб., пени на страховую часть 4771,62 руб., пени на накопительную часть - 850,88 руб., в ФФОМС - 1282,34 руб., штрафы на ОПС: страховая часть - 6392,59 руб., накопительная часть - 904,88 руб., ОМС - ФФОМС- 1660,02 руб.
Настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2016 в удовлетворении заявленного требования отказать. Судебный акт мотивирован тем, что в 2012 годах учреждение обоснованно не начислило страховые взносы на сумму произведенных работникам выплат на компенсацию удорожания стоимости питания, поскольку указанные выплаты, основанные на законодательных актах субъекта Российской Федерации и решениях представительных органов местного самоуправления, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Староминском районе Краснодарского края обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Государственная регистрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N 4 муниципального образования Староминский район (далее МБОУ СОШ N4) как юридического лица осуществлена 02.02.2001 г. Сведения об указанной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 02.02.2001 г., ОГРН 1022304683741.
МБОУ СОШ N 4 зарегистрирована в органах ПФР в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию 26.12.1997 года, регистрационный номер N 033053003062.
В ходе проведения выездной проверки, проверяемый период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г., правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов МБОУ СОШ N 4 проходившей в период с 12.03.2015 г. по 18.03.2015 г. были выявлены нарушения, повлекшие к неисчислению страховых взносов в сумме 44896,84 руб., а именно не включение в облагаемую базу частичной компенсации удорожания стоимости питания педагогическим работникам в сумме 44787,45 руб. и выплаты, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 109,39 руб., тем самым МБОУ СОШ N 4 нарушена статья 7, статья 8 и пункт 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ, о чем был составлен акт N 033/053/494-2015 от 23.03.2015 г. Данный акт был подписан и вручен директору МБОУ СОШ N4 Довбня В.А.
10.04.2015 г. в адрес УПФР в Староминском районе поступило возражение МБОУ СОШ N 4 по акту выездной проверки. Согласно представленному возражению МБОУ СОШ N 4 считает, что предоставляемая компенсация в размере 11,50 руб. установлена законодательным актом субъекта РФ - Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.10.2010 N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 годы" и 1,15 рублей в пределах норм установленных органом местного самоуправления - решением совета муниципального образования Староминский район от 08.12.2010 г. N 9.2. "О бюджете муниципального образования Староминский район на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы", соответствии с законодательством Российской Федерации.
16.04.2015.г начальником УПФР в Староминском районе было принято решение N 033/053/494-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а именно:
Применить штраф в соответствии с п.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов: ОПС - страховая часть (32061,3х20%)-6412,26 руб. - накопительная часть (4528,89х20%)-905,78 руб. ОМС - ФФОМС (8306,65x20%) - 1661,33 руб.
Уплатить недоимку, образовавшуюся в результате занижения базы для начисления страховых взносов:
По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть - 32061,3 руб. на накопительную часть - 4528,89 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 8306,65 руб.
Начислить пени на сумму недоимки, образовавшейся в результате занижения базы для начисления страховых взносов, по состоянию на 16.04.2015 г на сумму 6676,1 руб. в том числе: на страховую часть - 4608,67 руб. на накопительную часть - 827,81 руб. в Федеральный фонд ОМС - 1239,62 руб.
Данное решение было вручено директору МБОУ СОШ N 4 Довбня В.А. 16.04.2015 г. и вступило в силу 05.05.2015 г.
Основанием для начисления страховых взносам в судебном порядке недоимки и штрафов явилось занижение базы для начисления страховых взносов на сумму средств, выделенных на питание работников.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 05 мая
2015 г. Управлением ПФР ответчику вручено требование от 05.05.2015 г. N 330534942015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Срок исполнения истек 16.05.2015 г.
Учреждение требование не исполнило, что послужило основанием для обращения фонда с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Законом N 212-ФЗ.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ установлено, что страхователями и плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. На основании данной статьи учреждение является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212 -ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного Федерального закона.
Закрытый перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, содержится в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
К таким выплатам относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения (подпункт "б" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
В отличие от оплаты труда (вознаграждения за труд) работников, получаемой ими в соответствии с условиями заключенных трудовых договоров и системой оплаты труда, установленной у работодателя, выплаты, связанные с предоставлением питания в случаях, установленных действующим законодательством, в том числе, субъекта Российской Федерации, не подлежит обложению страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Кодексом установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129) и компенсации (главы 24 - 28).
Заработная плата (оплата труда работника) в силу статьи 129 Кодекса - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат: компенсации, связанные с особыми условиями труда и согласно статье 129 Кодекса являющиеся элементами оплаты труда; компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В силу части 2 статьи 164 Кодекса компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных данным Кодексом или другими федеральными законами.
Статьей 165 Кодекса установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных указанным кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Обязанность работодателя возместить работнику указанные расходы предусмотрена в статье 169 Кодекса, в которой также отражено, что конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
Следовательно, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками, в том числе на основании трудового договора, не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в фонд, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Из материалов дела следует, что ежемесячная денежная компенсация удорожания стоимости питания выплачивается педагогическим работникам за счет средств краевого бюджета, на основании Закона Краснодарского края от 29.12.2008 N 1670-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае" на 2009-2010 годы", постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.09.2008 N 757-П "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Краснодарского края "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае" на 2006 -2010 годы", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.10.2010 N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 годы", решения городской Думы города Краснодара от 27.11.2008 N 49 "О мере социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы".
К установленным по делу обстоятельствам суд первой инстанции правильно применил нормы права и сделал обоснованный вывод о том, что спорная денежная компенсация согласно статье 9 Закона N 212-ФЗ относится к необлагаемым выплатам и у управления отсутствовали основания для обложения ее страховыми взносами, а также для начисления пени и штрафа.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что выплаты на компенсацию удорожания стоимости питания не являются стимулирующими, не зависят от квалификации педагогических работников учреждения, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба управления отклоняется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2016 по делу N А32-42131/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42131/2015
Истец: Упарвление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Староминском районе, УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ) В СТАРОМИНСКОМ РАЙОНЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N4 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРОМИНСКИЙ РАЙОН
Третье лицо: МБОУСО школа 4