г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2016 г. |
Дело N А42-8575/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца: Шишкова А.А. по доверенности от 12.08.2015;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5104/2016) федерального казенного учреждения "Объединение стратегического командования Северного флота" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.12.2015 по делу N А42-8575/2015 (судья Е.С. Камалова), принятое
по иску Муниципального унитарного предприятия "Североморскводоканал" ЗАТО г. Североморск (ОГРН 1025100711570)
к федеральному казенному учреждению "Объединение стратегического командования Северного флота" (ОГРН 1145110010748)
о взыскании,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Североморскводоканал" ЗАТО г. Североморск (далее - истец, МУП "Североморскводоканал", Организация ВКХ) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Объединение стратегического командования Северного флота" (далее - ответчик, ФКУ "Объединение стратегического командования Северного флота", абонент) с учетом принятых судом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 8 663 116 рублей 83 копейки платы за сбросы загрязняющих веществ, 230 636 рублей 37 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, всего: 8 893 753 рубля 20 копеек.
Решением суда от 03.12.2015 исковые требования удовлетворены. С ФКУ "Объединение стратегического командования Северного флота" взысканы в пользу МУП "Североморскводоканал" ЗАТО г. Североморск 8 663 116 рублей 83 копейки основного долга, 230 636 рублей 37 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, всего 8 893 753 рубля 20 копеек, 67 169 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. С ФКУ "Объединение стратегического командования Северного флота" взысканы в доход федерального бюджета 300 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением суда, ФКУ "Объединение стратегического командования Северного флота" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований МУП "Североморскводоканал" к ФКУ "Объединение стратегического командования Северного флота" отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает следующее.
Судом не исследован досудебный порядок урегулирования спора.
Кроме того, судом не дана надлежащая оценка представленным истцом документам, подтверждающим обязанность ответчика уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду.
25.03.2016 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от МУП "Североморскводоканал" поступил отзыв на апелляционную жалобу ФКУ "Объединение стратегического командования Северного флота", в котором истец возражает против доводов ответчика, поддерживает решение суда, полагает его законным и обоснованным, вынесенным с учетом представленных в материалы дела доказательств и норм права, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
07.04.2016 в судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил суд приобщить к материалам дела документы, приложенные к отзыву на апелляционную жалобу.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Согласно пункту 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В пункте 2 данной статьи определено, что документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
На основании указанных норм права коллегия судей определением, занесенным в протокол судебного заседания, приобщила к материалам дела представленные истцом в качестве возражений на доводы апелляционной жалобы ответчика дополнительные доказательства, приложенные к отзыву на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В период с апреля 2015 по июль 2015 МУП "Североморскводоканал" (Организация ВКХ) и ФКУ "Объединение стратегического командования Северного флота" (Абонент) заключили государственные контракты N 2-240 от 29.04.2015, N 2-240А от 10.07.2015 (далее - государственные контракты) с аналогичными условиями, в соответствии с пунктом 1 которых Организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение.
Сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для Абонента, приведены в приложении N 7 к указанным государственным контрактам.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 государственного контракта N 2-240 от 29.04.2015 Организация ВКХ обязана осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и производственный контроль состава и свойств сточных вод.
Согласно подпункту "р" пункта 14 названного государственного контракта Организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
На основании подпункта "д" пункта 15 указанного контракта Организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Подпунктом "у" пункта 16 государственного контракта на Абонента возложена обязанность соблюдать установленные нормативы допустимых взносов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
В силу пункта 36 государственного контракта N 2-240 от 29.04.2015 отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
Пунктом 38 государственного контракта установлено, что нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в центральную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация ВКХ уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод в течение 5 рабочих дней со для получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 40 государственного контракта контроль за соблюдением Абонентом установленных ему нормативов водоотведения осуществляет Организация ВКХ или по ее поручению транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента.
В ходе осуществления контроля за соблюдением Абонентом установленных ему нормативов водоотведения Организация ВКХ ежемесячно определяет размер объема отведенных (принятых) сточных вод Абонента сверх установленного ему норматива водоотведения.
В пункте 42 государственного контракта предусмотрено, что при превышении Абонентом установленных нормативов водоотведения, Абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Пунктом 43 государственного контракта определено, что к плате за негативное воздействие на окружающую среду относится плата за сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты через системы канализации (далее - плата за сбросы) Абонента в централизованные системы водоотведения (далее - ЦСВ). Настоящий порядок распространяется на объекты Абонента, отводящие сточные воды и загрязняющие вещества в составе сточных вод через ЦСВ Организации ВКХ.
Согласно пункту 45 государственного контракта расчет платы за сбросы сточных вод производится на основании результатов лабораторного контроля, ежеквартально проводимого абонентом с предоставлением не позднее 10 (десятого) числа последнего месяца квартала в Организацию ВКХ результатов лабораторного контроля состава и свойств сточных вод в виде протокола количественного химического анализа (КХА) сточных вод.
Пунктом 49 контракта установлено, что плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты через систему канализаций, устанавливается Абоненту в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Нормативы допустимого сброса, лимиты на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод через систему канализации абоненту устанавливает Организация ВКХ, исходя из нормативов, лимитов, утвержденных для организации ВКХ в соответствии с Разрешением на сброс загрязняющих веществ в водные объекты выданным Управлением Росприроднадзора по Мурманской области.
В соответствии с пунктом 51 государственного контракта расчетным периодом считается календарный квартал. Организация ВКХ выставляет Абоненту счет, счет-фактуру и акт оказанных услуг за сброс загрязняющих веществ в месяце, следующем за расчетным периодом (кварталом). На основании платежных документов, Абонент ежеквартально вносит плату за сбросы (квартальную часть годовой платы) путем перечисления денежных средств на расчетный счет Организации ВКХ до 20-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (кварталом).
Пунктом 52 контракта установлено, что абонент ежеквартально, после получения счета, счета-фактуры и акта оказанных услуг за сброс загрязняющих веществ, в срок до 30-го (двадцатого) числа месяца, следующего за расчетным периодом, направляет в адрес Организации ВКХ 01 (один) экземпляр акта оказанных услуг, подписанный и скрепленный печатью со своей стороны. В случае непредставления акта оказанных услуг в установленный срок, либо письменных возражений со стороны Абонента по размеру платы за сбросы, плата за сбросы считается принятой Абонентом в полном размере.
Пункты контракта N 2-240А от 10.07.2015 аналогичны пунктам контракта N 2-240 от 29.04.2015.
Отобрав пробы воды, истец, на основании результатов лабораторного контроля, произвел расчет платы за сброс загрязняющих веществ и выставил ответчику на оплату счета-фактуры: N 1408 от 31.03.2015, N 3049 от 30.06.2015, N 3050 от 30.06.2015.
Согласно приказу Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, должна быть внесена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Ответчик указанные счета не оплатил, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Также на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации истец начислил ответчику 230 636 рублей 37 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и предъявил указанные проценты к взысканию вместе с основным долгом.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства по доводам апелляционной жалобы, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 66 государственных контрактов N 2-240 от 29.04.2015, N 2-240А от 10.07.2015 все споры и разногласия, возникающие между сторонами, связанные с исполнением настоящего контракта, подлежат досудебному урегулированию в претензионном порядке.
В жалобе ответчик ссылается на несоблюдение порядка досудебного урегулирования спора. Между тем судебная коллегия приходит к заключению, что указанный довод противоречит имеющимся в деле доказательствам, поскольку в ходе досудебного урегулирования спора в адрес ответчика была направлена претензия (исх. 2480 от 23.09.2015), на которую был получен ответ (исх. 54/2/1590 от 05.10.2015), что подтверждается приложенными к отзыву на апелляционную жаобу документами, приобщенными апелляционным судом к материалам дела.
Статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 постановления Правительства РФ N 1310 от 31.12.1995 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов").
Согласно пункту 6 постановления Администрации Мурманской области от 20.05.1996 N 166 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Мурманской области" плата с предприятий - абонентов за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов взимается предприятиями, эксплуатирующими системы канализации населенных пунктов, по нормативам: за предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ; за превышение предельно допустимого сброса загрязняющих веществ (временно согласованных нормативов и за их превышение).
Заявитель указывает в апелляционной жалобе, что истцом не представлены акты отбора проб, а протоколы результатов лабораторного контроля воды, имеющих ссылку на акты отбора проб, за период с 15.01.2015 - 13.08.2015 не являются надлежащими доказательствами, поскольку ответчик стал абонентом истца только с апреля 2015 года.
Указанный довод подлежит ФКУ "Объединение стратегического командования Северного флота" отклонению, поскольку МУП "Североморскводоканал" с 01.01.2015 осуществляло бесперебойную подачу холодной воды надлежащего качества и оказывало услуги по приему сточных вод от объектов Министерства обороны Российской Федерации без заключенного договора, что подтверждается перепиской сторон, приложенной к отзыву на апелляционную жалобу.
Согласно пункту 45 спорных государственных контрактов расчет платы за сбросы сточных вод производится на основании результатов лабораторного контроля, ежеквартально проводимого абонентом с предоставлением не позднее 10 (десятого) числа последнего месяца квартала в Организацию ВКХ результатов лабораторного контроля состава и свойств сточных вод в виде протокола количественного химического анализа (КХА) сточных вод.
Ответчиком не представлено соответствующих доказательств, опровергающих факт отбора проб в местах указанных в данных протоколах.
Пунктом 49 контрактов установлено, что плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты через систему канализаций, устанавливается Абоненту в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Нормативы допустимого сброса, лимиты на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод через систему канализации абоненту устанавливает Организация ВКХ, исходя из нормативов, лимитов, утвержденных для организации ВКХ в соответствии с Разрешением на сброс загрязняющих веществ в водные объекты выданным Управлением Росприроднадзора по Мурманской области.
Негативное воздействие на окружающую среду подтверждено результатами испытаний (протоколы КХА воды, представленные в материалы дела).
Согласно приказу Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, должна быть внесена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Факт просрочки оплаты за сбросы подтверждается материалами дела.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Выполненный истцом расчет процентов проверен судом, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела, ответчиком не оспорен, документально не опровергнут.
С учетом указанного выше коллегия судей приходит к заключению, что Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования доводов и возражений сторон, а также представленных ими доказательств и подробно отражены в обжалуемом решении. Доказательств и доводов, позволяющих суду апелляционной инстанции прийти к иному выводу, ни материалы дела, ни апелляционная жалоба не содержат, в связи с чем основания для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
При обращении с апелляционной жалобой Федеральное казенное учреждение "Объединение стратегического командования Северного флота" заявило ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы. Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционный суд не нашел его подлежащим удовлетворению, в связи с чем обязал ответчика представить доказательства уплаты государственной пошлины.
Поскольку заявитель не уплатил государственную пошлину по апелляционной жалобе, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации с подателя апелляционной жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.12.2015 по делу N А42-8575/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Объединение стратегического командования Северного флота" в доход федерального бюджета Российской Федерации 3000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8575/2015
Истец: МУП "СЕВЕРОМОРСКВОДОКАНАЛ" ЗАТО Г. СЕВЕРОМОРСК
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ СЕВЕРНОГО ФЛОТА", ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота"