г. Красноярск |
|
18 апреля 2016 г. |
Дело N А33-23286/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" апреля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от налогоплательщика (Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Красноярская университетская гимназия N 1-Универс"): Кауновой Т.А., представителя по доверенности от 23.09.2015;
от налогового органа (инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска): Линник А.А., представителя по доверенности от 15.09.2015; Потылициной О.А., представителя по доверенности от 12.04.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" февраля 2016 года по делу N А33-23286/2015, принятое судьёй Данекиной Л.А.,
установил:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Красноярская университетская гимназия N 1-Универс" (ИНН 2463018859, ОГРН 1022402143906, г.Красноярск; далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска (ИНН 2463069250, ОГРН 1042442190207, г.Красноярск; далее - ответчик, налоговый орган) о признании утраты возможности взыскания пени в размере 33 459 рублей 64 копейки, которая возникла до 01.01.2001, связи с истечением установленного срока взыскания.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "01" февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены: задолженность Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Красноярская университетская гимназия N 1-Универс" по пени в размере 33 459 рублей 64 копейки признана безнадежной ко взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной.
С налогового органа в пользу учреждения взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 6000 рублей.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства:
- недоимка по взносам в Пенсионный фонд не может быть признана безнадежной к взысканию на основании положений статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации;
- налоговый орган не является администратором сумм, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации; в налоговом органе отсутствует информация о том, в связи с чем, и за какие периоды образовалась указанная сумма, а также осуществлялось ли их взыскание в судебном порядке, имеются ли вступившие в силу судебные акты;
- с 01.01.2010 налоговые органы утратили право на администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- налоговые органы не могут принимать какие-либо решения о списании задолженности, поскольку Федеральная налоговая служба после 01.01.2013 не является главным администратором пенсионных взносов, пеней и санкций, начисленных за неуплату этих взносов.
Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу налогового органа, считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители налогового органа в судебном заседании изложили доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель налогоплательщика изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом выдана заявителю справка N 13950 по состоянию на 20.08.2015 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, в которой отражены сведения о задолженности учреждения "Красноярская университетская гимназия N 1-Универс" по пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 33 459 рублей 64 копейки.
Письмом от 21.08.2015 налоговый орган известил учреждение о том, что задолженность по пени в сумме 33 459 рублей 64 копейки, образовавшаяся до 01.01.2001, может быть в соответствии со статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации признана безнадежной ко взысканию и списана по решению налогового органа на основании решения суда.
Считая, что без установления судом факта утраты возможности взыскания спорной задолженности ее списание невозможно, учреждение "Красноярская университетская гимназия N 1-Универс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением к налоговому органу.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Как следует из материалов дела, 24.08.2015 налоговым органом учреждению выдана справка N 13950 по состоянию на 20.08.2015 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, в которой отражены сведения о задолженности учреждения "Красноярская университетская гимназия N 1-Универс" по пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 33 459 рублей 64 копейки.
Сторонами наличие у заявителя указанной задолженности, а также период ее образования - до 01.01.2001, не оспариваются.
Арбитражный суд Красноярского края, принимая обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований и признавая задолженность Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Красноярская университетская гимназия N 1-Универс" по пени в размере 33459 рублей 64 копейки безнадежной ко взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной, пришел к выводу, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, при этом инспекцией утрачено право на взыскание с налогоплательщика спорной задолженности по пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 33 459 рублей 64 копейки в связи с пропуском срока на взыскание данной задолженности, что является основанием для признания названной задолженности безнадежной ко взысканию и обязанности по ее уплате прекращенной.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 года).
Статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 года) устанавливает, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам (пункт 2). Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (пункт 2).
Статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) установлены случаи признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Таким образом, статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует отношения о признании недоимки (то есть налоги и сборы, но не взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации) и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание.
На основании изложенного ответчик в апелляционной жалобе обоснованно указал, что положения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации не могут распространяется на списание задолженности по взносам, уплачиваемым в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказалось невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".
Правительство Российской Федерации в постановлении от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установило, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в следующих случаях принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам (подпункт "г" пункта 1).
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Указанное постановление вступило в силу с 01.01.2010.
На основании приведенного выше нормативного правового регулирования, учитывая, что спорная задолженность в сумме 33 459 рублей 64 копейки является задолженностью по пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, период ее образования до 01.01.2001, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что указанная недоимка по взносам в Пенсионный фонд не может быть признана безнадежной к взысканию на основании положений статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, путем предъявления о признании безнадежной ко взысканию соответствующей суммы задолженности к налоговому органу.
Апелляционный суд также соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что налоговый орган не является администратором сумм, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, исходя из следующего.
Согласно статье 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в первоначальной редакции) контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1).
Согласно пункту 2 указанной статьи взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ в статью 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым к ведению налоговых органов отнесен также контроль за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно Федеральному закону от 04.11.2005 N 137-ФЗ в статью 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ внесена обязанность налогового органа передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности, а также определена процедура взыскания органами Пенсионного фонда РФ задолженности в бесспорном и судебном порядках.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ названная правовая норма с 1 января 2010 года отменена полностью.
В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" полномочия по контролю за правильностью исчисления, уплатой и взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отнесены в ведение органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, как обоснованно указал ответчик, с 01.01.2010 налоговые органы утратили право на администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации главным администратором доходов бюджета является определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета. Администратором доходов бюджета признается орган государственной власти (государственный орган), иная организация, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Федеральной налоговой службы Российской Федерации разработан приказ от 27.12.2012 NММВ-7-1/1004@ "Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации", в соответствии с которым с 01.01.2013 налоговые органы не являются администраторами доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и утвержденному данным Законом Перечню главных администраторов доходов бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации главным администратором доходов бюджета Фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 по 2009 годы включительно налоговый орган не является, главным администратором указанных доходов является Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Следовательно, в связи с тем, что Федеральная налоговая служба после 01.01.2013 не является главным администратором пенсионных взносов, пеней и санкций, начисленных за неуплату этих взносов, налоговые органы не могут принимать какие-либо решения о списании задолженности.
Как пояснил налоговый орган и учреждением не оспаривается, сведения о недоимке по пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 33 459 рублей 64 копейки переданы в налоговый орган Пенсионным фондом в 2001 году как сальдо, когда обязанность по контролю за уплатой взносов на обязательное пенсионное страхование возложили на налоговую службу.
Таким образом, апелляционный суд считает обоснованным довод налогового органа об отсутствии у него информации о причинах и периодах образования задолженности у учреждения в спорной сумме, а также о том, осуществлялось ли взыскание в судебном порядке, имеются ли вступившие в силу судебные акты.
Следовательно, у налогового органа в период 2002 - 2010 годы отсутствовали законные основания для взыскания взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Указание налоговым органом в письме от 21.08.2015 N 1650Б на то, что задолженность по пени в сумме 33 459 рублей 64 копейки, образовавшаяся до 01.01.2001, может быть в соответствии со статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации признана безнадежной ко взысканию и списана по решению налогового органа в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания в связи с истечением установленного срока взыскания, апелляционная коллегия расценивает как ошибочное, и не свидетельствующее о возможности списания указанной задолженности налоговым органом в порядке статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации и правомерности обращения с требованием о признании указанной выше задолженности безнадежной ко взысканию к налоговому органу.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции об утрате налоговый органом права на взыскание с налогоплательщика спорной задолженности по пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 33 459 рублей 64 копейки и о наличии оснований для признания названной задолженности в порядке статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежной ко взысканию и обязанности по ее уплате прекращенной.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следовало отказать.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая результат рассмотрения дела, расходы учреждения по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления подлежат отнесению на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Красноярская университетская гимназия N 1-Универс" и оплачены заявителем при обращении в суд первой инстанции; судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы распределению не подлежат, поскольку инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска при подаче апелляционной жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" февраля 2016 года по делу N А33-23286/2015 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-23286/2015
Истец: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Красноярская университетская гимназия N1-Универс"
Ответчик: ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска