19 апреля 2016 г. |
Дело N А83-6141/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего В.С. Голика, судей: Р.С. Вахитова, Н.И. Сикорской, при ведении протокола секретарем судебного заседания: М.А. Саматовой,
при участии:
представитель заявителя (ООО "Меркурий") - Фроленкова Юлия Владимировна, доверенность б/н от 03 декабря 2015 года, личность удостоверена паспортом;
представитель заявителя (ООО "Меркурий") - Тамилина Алла Вячеславовна, доверенность б/н от 01 февраля 2016 года, личность удостоверена паспортом;
от заинтересованного лица (Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу) - 07 апреля 2016 года: Степасюк Вита Васильевна, доверенность N 22 от 31 декабря 2015 года; 14 апреля 2016 года: Павлычев Сергей Юрьевич, доверенность N 20 от 31 декабря 2015 года;
рассмотрев апелляционную жалобу Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2016 года по делу N А83-6141/2015 (судья И.К. Осоченко) по заявлению ООО "Меркурий" к заинтересованному лицу - Межрегиональному управлению Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления N 04-09/106 от 24 ноября 2015 о назначении административного наказания о привлечении к административной ответственности по статье 15.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
ООО "Меркурий" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Межрегиональному управлению Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления N 04-09/106 от 24 ноября 2015 года о назначении административного наказания, согласно которого ООО "Меркурий" привлечено к административной ответственности по статье 15.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2016 года по делу N А83-6141/2015 заявление ООО "Меркурий" удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу N 04-09/106 от 24 ноября 2015 года.
Решение суда мотивировано тем, что ООО "Меркурий" самостоятельно выявило при сверке с ООО "Стимул" имевшие место расхождения и самостоятельно представило в Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу корректирующую декларацию за 2 квартал 2015 года.
Не согласившись с указанным решением, Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу обратилось с апелляционной жалобой в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" отказать, постановление Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу N 04-09/106 от 24 ноября 2015 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" к административной ответственности по статье 15.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменений.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что ООО "Меркурий" представило искаженную информацию при декларировании оборота алкогольной продукции за 2 квартал 2015 года, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
04 апреля 2016 года от ООО "Меркурий" в адрес суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебных заседаниях, которые состоялись 07 апреля 2016 года и 14 апреля 2016 года, представители Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу поддерживали доводы апелляционной жалобы, представители ООО "Меркурий" возражали.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Судом установлено, что 10 ноября 2015 года и.о. заместителя начальника отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРК Росалкогольрегулирования по Крымскому федеральному округу, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Крицкий Павел Николаевич составил протокол N 04-09/106 об административном правонарушении по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Меркурий", в котором зафиксировано, что общество не приняло надлежащим мер по соблюдению положений пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ, пунктов 2,13-16 Правил представления декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 года N 815, а именно: искажена информация при декларировании оборота алкогольной продукции за 2 квартал 2015 года.
24 ноября 2015 года заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу Бакалова Анна Анатольевна, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении от 10 сентября 2015 года N 04-09/106 в отношении ООО "Меркурий", вынесла постановление N 04-09/106 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 15.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей за искажение информации при декларировании оборота алкогольной продукции за 2 квартал 2015 года.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно предписаниям статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом такого правонарушения являются общественные отношения в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Объективная сторона такого правонарушения по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается, в том числе, в искажении информации и (или) нарушении порядка и сроков декларирования объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей закреплен в Правилах предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 N 815.
Вышеуказанными правилами предусмотрены несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 года N 231.
Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05 августа 2013 года N 198.
Копии деклараций, предоставляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Декларации в случае их предоставления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Согласно пункту 15 Правил предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей декларации предоставляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным периодом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
10 сентября 2015 года определением МРУ ФС РАР по КФО N 04-09/106 возбуждено административное дело по факту несоответствия данных деклараций, представленных ООО "МЕРКУРИЙ" с данными представленных деклараций трех контрагентов: ООО "Пирамида", ООО "Марсель" и ООО "Чирчик".
В отношении указанного определения ООО "Меркурий" представило пояснения с приложением подтверждающих документов о том, что данные в декларации ООО "Меркурий" представлены верно относительно всех указанных контрагентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 года N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
Пунктом 20 вышеуказанных Правил предусмотрено, что при обнаружении организацией в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания отчетного квартала, следующего за отчётным, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
Как усматривается судом из представленных документов, до истечения 3 квартала 2015 года заявителем самостоятельно была выявлена ошибка оператора, а именно: в программу при формировании декларации 2-го квартала 2015 года были внесены несостоявшиеся отгрузки, помеченные на удаление в программе 1C (ТТН N МЕ04887 от 23 мая 2015 года, ТТН N МЕ067147 от 23 июня 2015 года).
Из материалов дела следует, что 30 сентября 2015 года в 12 часов 22 минуты ООО "Меркурий" предоставило заинтересованному лицу корректирующая декларация по форме N 6 за 2 квартал 2015 года, с исправлениями ошибки, выявленной самостоятельно ООО "Меркурий" в ранее представленной декларации за 2 квартал 2015 года, в том числе исправлены данные в отношении ООО "Стимул" по не состоявшейся отгрузке по документам (ТТН N МЕ04887 от 23 мая 2015 года, ТТН N МЕ067147 от 23 июня 2015 года).
20 октября 2015 года определением МРУ ФС РАР по КФО N 04-09/161 истребовало сведения и документы в отношении расхождений данных в декларации между ООО "Меркурий" и ООО "Стимул" за 2 квартал 2015 года.
В отношении указанного определения ООО "Меркурий" представило пояснения с приложением подтверждающих документов о том, что все данные отражены верно в корректирующей декларации за 2 квартал 2015 года, представленной в Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу 30 сентября 2015 года ООО "Меркурий", в том числе и верно отражены данные в отношении ООО "Стимул".
В последующем, 10 ноября 2015 года Межрегиональным управлением Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу в отношении ООО "Меркурий" был составлен протокол об административном правонарушении N 04-09/106, согласно которого в действиях последнего усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, - представленной ООО "Меркурий" (по форме N 6) за 2 квартал 2015 года, отражены данные в отношении ООО "Стимул", не подтвержденные первичными документами: ТТН N МЕ04887 от 23 мая 2015 года, ТТН N МЕ067147 от 23 июня 2015 года.
23 ноября 2015 года ООО "Меркурий" представило пояснения с приложением документа об отправке корректирующей декларации за 2 квартал 2015 года, а именно: квитанция N 25413712 от 30 сентября 2015 года о приеме декларации, а также акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31 июля 2015 года, подписанного между ООО "Меркурий" и ООО "Стимул".
Однако, не принимая во внимание представленные документы, Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу 24 ноября 2015 года вынес постановление N 04-09/106 о признании ООО "Меркурий" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с мотивировкой о якобы выявлении административным органом данных обстоятельств.
Поскольку ООО "Меркурий" самостоятельно выявило при сверке с ООО "Стимул" имевшие место расхождения и самостоятельно представило 30 сентября 2015 года (в предусмотренный законом срок) в Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу корректирующую декларацию за 2 квартал 2015 года, в которой не было расхождений с данными декларации ООО "Стимул", а также учитывая то обстоятельство, что в ранее указанных определениях Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу не было никаких указаний по расхождениям в отношении ООО "Стимул", судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно отсутствия в действиях ООО "Меркурий" состава правонарушения.
На основании веще изложенного, постановление Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу N 04-09/106 от 24 ноября 2015 года является незаконным и подлежит отмене. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление ООО "Меркурий".
Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2016 года по делу N А83-6141/2015 оставить без изменения. Апелляционную жалобу Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Крымскому Федеральному округу оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В. С. Голик |
Судьи |
Р. С. Вахитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6141/2015
Истец: ООО "МЕРКУРИЙ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по Регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу