г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2016 г. |
Дело N А56-54651/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Горбачевой О.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сердюк К.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): Маркова К.Н. по доверенности от 01.04.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5700/2016) Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2015 по делу N А56-54651/2015 (судья Тетерин А.М.), принятое
по иску (заявлению) Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга
к ЗАО "Концерн "Промнефтегаз"
о взыскании
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Закрытого акционерного общества "Концерн "Промнефтегаз" (далее - заинтересованное лицо, Общество) штрафа в размере 32 046,78 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 30.12.2015 заявленные требования удовлетворены в части взыскания штрафа в размере 5 000 руб.
В апелляционной жалобе Управление, не согласившись с решением суда первой инстанции просит отменить обжалуемое решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Обществом не представлено наличия обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, в связи с чем Управление считает необоснованным снижение суммы штрафа до 5 000 руб.
От Общества поступило ходатайство об установлении процессуального правопреемства и замене заинтересованного лица ЗАО "Концерн ПРОМНЕФТЕГАПЗ" (ОГРН 1027810358399, ИНН 7826119394) на правопреемника - АО "Концерн ПРОМНЕФТЕГАПЗ" (ОГРН 1027810358399, ИНН 7826119394).
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) суд считает заявленное ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Управление уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в силу статьи 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка своевременности предоставления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В ходе проверки Пенсионным фондом установлено, что сведения за отчетный период - календарный 2013 год представлены Обществом с нарушением установленных сроков (фактическая дата приема сведений - 04.11.2014, установленная законодательством дата окончания приема сведений - 17.02.2014), о чем составлен акт камеральной проверки от 19.11.2014 N 27-06-34/1100.
Решением от 16.12.2014 N 27-06-34/1100 Общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 5 % причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 32 046,78 руб.
Акт проверки, решение и требование от 26.01.2015 N 27-06-34/1100 об уплате финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования направлены в адрес Общества, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями списков почтовых отправлений.
Поскольку Общество добровольно штраф не уплатило, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части взыскания штрафа в размере 5 000 руб.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрена обязанность страхователя представлять в органы Пенсионного фонда ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Факт несвоевременного представления Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, подтвержден материалами дела. Возражений по акту камеральной проверки не представлено, решение о привлечении к ответственности не обжаловано. Сведения об уплате обществом штрафных санкций за данное нарушение в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал требования Пенсионного фонда о взыскании штрафных санкций на основании статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) обоснованными и правомерными.
Вместе с тем, учитывая тяжелое материальное положение Общества, существенную сумму задолженности по уплате страховых взносов, необходимость выплачивать заработную плату сотрудникам, принципы соразмерности и справедливости наказания, и на основании пункта 3 статьи 114 НК РФ и разъяснений Президиума ВАС РФ в пункте 15 Информационного письма от 11.08.2004 N 79 суд посчитал возможным снизить размер взыскиваемых санкций до 5 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы относительно необоснованного снижения судом первой инстанции суммы штрафа подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в частности, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В силу части 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности.
При этом перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим, так как в силу пункта 4 части 1 указанной статьи судом или органом контроля, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность и иные обстоятельства.
В данном случае из оспариваемых решений не усматривается, что при их принятии Фонд устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Согласно подпункту "а" пункта 22 статьи 5 закона N 188-ФЗ в пункт 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми указан закрытый перечень действий руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки, в которые не включена возможность выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2015.
Таки образом, при принятии решения от 16.12.2014 у Фонда в силу положений статей 39, 44 Закона N 212-ФЗ имелись правовые основания для установления смягчающих вину обстоятельств и снижения размера санкций.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 48, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Провести процессуальное правопреемство и заменить заинтересованное лицо ЗАО "Концерн ПРОМНЕФТЕГАПЗ" (ОГРН 1027810358399, ИНН 7826119394) на правопреемника - АО "Концерн ПРОМНЕФТЕГАПЗ" (ОГРН 1027810358399, ИНН 7826119394).
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2015 по делу N А56-54651/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54651/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга, УПФР в Центральном р-е СПб
Ответчик: ЗАО "Концерн "Промнефтегаз"