город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2016 г. |
дело N А32-35859/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Н.Н. Смотровой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом ;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом ;
от третьего лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красная звезда" на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.12.2015 по делу N А32-35859/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Красная звезда",
к заинтересованному лицу департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица Администрации муниципального образования Белоглинский район
о признании незаконным решения, о понуждении принять решение о предоставлении земельного участка и заключении договора купли-продажи,
принятое судьей Мигулиной Д.А.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Красная звезда" (далее - истец, общество), обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик, заинтересованное лицо, департамент), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, с заявлением о признании решения N 52-11850/15-32.20 от 02.07.2015 г. Департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в приобретении права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 3693100 кв.м., кадастровый номер 23:03:0303004:1 незаконным, необоснованным и нарушающим право истца на предоставление земельного участка в собственность, установленное статьей 36 Земельного кодекса РФ; обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 3693100 кв. м., кадастровый номер 23:03:0303004:1 и заключить договор купли-продажи с ОАО "Красная Звезда" по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровый стоимости сельскохозяйственных угодий.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12. 2015 г. в заявленных требованиях отказано. Решение мотивировано тем, что договор аренды от 15.03.2010 N 8803000129, заключен не в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, а на основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что департамент в отсутствие заключения специалиста от 22.09.2015 N 80 и при наличии информации муниципального образования Белоглинский район об отсутствии тождественности в земельном участке, переданном по договору аренды от 15.03.2015 N 8803000129 и предоставленному колхозу "Красная звезда" на основании государственного акта на право пользования землёй А-I N178879 от 02.02.1977 не имел законных оснований для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Судом первой инстанции установлено, что отказ департамента не может быть признан незаконным, поскольку заявитель при обращении в департамент не предоставил отчёт о комплексном почвенно-агрохимическом исследовании земель, проведённом в 2014 года ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория", а так же материалы комплексного мониторинга плодородия почв, проведённого ФГБУ Станция агрохимической службы "Северо-Кубанская", проведённой в 2012 году.
Открытое акционерное общество "Красная звезда" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
До даты судебного заседания, в соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество уточнило заявленные требования, заявило отказ от иска в части требования применения норм установленных статьей 36 Земельного кодекса РФ, а так же общество заявило отказ от иска в части установления цены в размере не более 15 процентов кадастровый стоимости сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Кодекса истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу.
В силу статей 49, 150, 269 АПК РФ в случае принятия судом апелляционной инстанции отказа от заявления принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт подлежит отмене одновременно с прекращением производства по делу.
Поскольку отказ общества от части заявленных по делу требований не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает отказ от заявленных по делу требований в части применения норм установленных статьей 36 Земельного кодекса РФ, установления цены в размере не более 15 процентов кадастровый стоимости сельскохозяйственных угодий, прекращает производство по настоящему делу в указанной части требований на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 150 АПК РФ.
Общество просило удовлетворить апелляционную жалобу в части оставшихся требований.
В судебное заседание стороны и третье лицо представителей в судебное заседание не направили, уведомлены надлежащим образом.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в судебном заседании 06.04.2015 г. в отсутствии представителя.
Судебная коллегия удовлетворила заявленное ходатайство.
В судебном заседании 06.04.2015 был объявлен перерыв до 13.04.2015 до 17 час.15 мин.
После объявленного перерыва суд возобновил судебное заседание 13.04.2015 в17 час.15 мин.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Красная звезда" является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящихся в фонде перераспределения Краснодарского края, по договору аренды от 15.03.2010 г. N 8803000129.
В рамках указанного договора обществу передан земельный участок на 10 лет (до 14.03.2020).
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
05.06.2015 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:03:0303004:1, расположенного по адресу: Краснодарский край, Белоглинский район, в границах СПК "Красная Звезда".
В письме от 02.07.2015 N 52-11850/14-32.20 департамент отказал обществу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:03:0303004:1, со ссылкой на ненадлежащее использование участка. Департамент дополнительно также указал, что на основании заключения администрации муниципального образования Белоглинского района от 26.03.2015N 01-11/912 не подтверждается тождественность предоставленного по договору аренды земельного участка и предоставленного в соответствии с государственными актами на право пользования землей А-1N 178879 о 02.02.1977 г., А-1 N247104 от 14.06.1983 г.
Посчитав отказ департамента в предоставлении земельных участков в собственность незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправомерности отказа в удовлетворении судом первой инстанции заявленных обществом требований по следующим основаниям.
В силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с редакцией Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, с 1 марта 2015 года пункт 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения " определяет, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель. Абзацы третий - четвертый утратили силу с 1 марта 2015 года. Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации) в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не утвержден.
Согласно перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что является обоснованным довод департамента о нарушении обществом земельного законодательства, в связи с тем, что на основании актов обследования ГКУ КК "Кубанземконтроль" от 09.10.2014 г. N 217-14,от 04.08.2011 N 124-11 установлено, что в 2014 и 2011 годах на участке выращивался подсолнух.
Статья 7 Закона края от 05.06.2008 N 1488-КЗ (вступил в силу 09.06.2008) об обеспечении плодородия земель дополнена абзацем, предписывающим арендаторам не допускать выращивания подсолнечника на поле более одного раза в пять лет.
Актом обследования земельного участка N 89-10 от 9 июля 2010 года, составленным Департаментом имущественных отношений Краснодарского края Государственного казённого учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" зафиксировано, что земельный участок используется в соответствии с назначением, нарушений земельного законодательства не выявлено, задолженности по арендной плате нет (том 1, стр. 139).
Актом обследования земельного участка N 124-11 от 4 августа 2011 года, составленным Департаментом имущественных отношений Краснодарского края Государственного казённого учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" зафиксировано, что земельный участок используется в соответствии с назначением, нарушений земельного законодательства не выявлено, задолженности по арендной плате нет (том 1, стр. 140, 141).
Актом обследования земельного участка N 97-12 от 5 июня 2012 года, составленным Департаментом имущественных отношений Краснодарского края Государственного казённого учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" зафиксировано, что земельный участок используется в соответствии с назначением, нарушений земельного законодательства не выявлено, задолженности по арендной плате нет (том 1, стр. 142, 143).
Актом обследования земельного участка N 85-13 от 13 июня 2013 года, составленным Департаментом имущественных отношений Краснодарского края Государственного казённого учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" зафиксировано, что земельный участок используется в соответствии с назначением, нарушений земельного законодательства не выявлено, задолженности по арендной плате нет (том 1, стр. 144).
Актом обследования земельного участка N 217-14 от 09 октября 2014 года, составленным Департаментом имущественных отношений Краснодарского края Государственного казённого учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" зафиксировано, что земельный участок используется в соответствии с назначением, нарушений земельного законодательства не выявлено, задолженности по арендной плате нет (том 1, стр. 145, 146).
Актом обследования земельного участка N 101-15 от 16 июня 2015 года, составленным Департаментом имущественных отношений Краснодарского края Государственного казённого учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" зафиксировано, что земельный участок используется в соответствии с назначением, нарушений земельного законодательства не выявлено, задолженности по арендной плате нет (том 1, стр. 147).
Из актов обследования следует, что подсолнечником засевался не на весь земельный участок, а только часть, при этом происходила замена сельскохозяйственных культур.
В суде апелляционной инстанции обществом заявлено ходатайство о приобщении копий документов: Материалы комплексного мониторинга плодородия почв 2012 г., отчет о комплексном почвенно-агрохимическом и экологическом обследовании земель ОАО "Красная Звезда" 2014 г., акты обследования земельного участка за 2015 г., финансовые отчеты, платежные поручения об оплате арендной платы за предоставленный земельный участок, дела о межеванию земельных участков N 1001-1019 фонда перераспределения для регистрации права собственности Краснодарского края в границах СПК "Красная Звезда" Белоглинского района.
Согласно части 1 статьи 268 Кодекса при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может служить в силу части 3 статьи 288 Кодекса основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Судебная коллегия откладывала судебное заседание, заинтересованное лицо и третье лицо не представили возражений в отношении приобщения представленных документов.
Судебная коллегия удовлетворила заявленное ходатайство общества, приобщила представленные документы с целью наиболее полного исследования доказательств.
Судебная коллегия с учетом представленных документов приходит к выводу о доказанности того факта, что на протяжении длительного срока (пять лет) общество надлежаще и эффективно использовало предоставленный ему земельный участок, обеспечивало надлежащие плодородие почвы, оплачивала арендные платежи, предоставляло в контролирующий орган отчеты о положительном финансово - экономическом состоянии общества.
Следовательно, указание департамента в письме от 02.07.2015 г. N 52-11850/15-32.20 на выращивание подсолнечника на предоставленном в аренду земельном участке в 2014 и в 2011 годах, не может быть признан основанием для отказа в предоставлении земельного участка на праве собственности, с учетом представленных доказательств о надлежащем использовании земельного участка.
Судебная коллегия считает некорректным ссылку департамента в качестве основания для отказа в письме от 02.07.2015 г. N 52-11850/15-32.20 на тот факт, что на основании заключения администрации муниципального образования Белоглинского района от 26.03.2015N 01-11/912 не подтверждается тождественность предоставленного по договору аренды земельного участка и предоставленного в соответствии с государственными актами на право пользования землей А-1N 178879 о 02.02.1977 г., А-1 N247104 от 14.06.1983 г.
Действительно, направляя заявление на приобретение права собственности на земельный участок, общество указало на государственные акты на право пользования землёй А-I N 178879 от 02.02.1977, А-I N 247104 от 14.06.1983, свидетельство N 145 на право собственности на землю. Однако, в тексте заявления общества в качестве основанием для выкупа земельного участка указало договор аренды земельного участка от 15.03.2010 г. N 8803000129. Указанный договор прошел регистрацию и был приложен к заявлению общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Пункт 6 указанной нормы права, устанавливает, что зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке
В соответствии с пунктом 1. договора N 8803000129 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 15.03.2010 г., общество приняло в аренду земельный участок из фонда перераспределения земель Краснодарского края, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 23:03:0303004:1, общей площадью 3693100 кв.м., расположенный в границах земель сельскохозяйственного производственного кооператива "Красная Звезда", в границах указанных в кадастровом паспорте участка, с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения), другие виды угодий.
Пунктом 7.2. договора N 8803000129 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 15.03.2010 г. установлено, что договор действует в течении 10 (десяти) лет, с 15 марта 2010 года по 14 марта 2020 года.
В материалы дела представлена копия дела по межеванию земельных участков N 1001-1019 фонда перераспределения для регистрации права собственности Краснодарского края в границах СПК "Красная Звезда" Белоглинского района. Заказчиком работ по межеванию земельных участков фонда перераспределения земель для регистрации права собственности Краснодарского края в границах СПК "Красная Звезда" Белоглинского района выступал Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
После формирования земельного участка из фонда перераспределения земель Краснодарского края, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 23:03:0303004:1, общей площадью 3693100 кв.м., расположенный в границах земель сельскохозяйственного производственного кооператива "Красная Звезда", в границах указанных в кадастровом паспорте участка, с видом разрешённого использования - для сельс
кохозяйственного использования (фонд перераспределения), другие виды угодий Администрацией муниципального образования Белоглинского района была проведена процедура по предоставлению в аренду указанного земельного участка.
Главой администрации муниципального образования Белоглинского района было принято Постановление N 111 от 15.03.2010 г. о предоставлении в аренду указанного земельного участка ОАО "Красная Звезда", заключен договор.
Из документов, предоставленных в материалы дела, следует, что на момент подачи обществом заявления от 05.06.2015 г. в департамент, земельный участок с кадастровым номером 23:03:0303004:1, общей площадью 3693100 кв.м., находился у заявителя на праве аренды более 5-ти (пяти) лет. Следовательно, департамент располагал сведениями о земельном участке из фонда перераспределения земель, который в дальнейшем был передан обществу в аренду.
Доказательств прекращения таких правоотношений, либо выбытия земельного участка из владения общества в указанный период, в материалы дела не представлено, обстоятельств, препятствующих в реализации права истца на выкуп земельного участка не имелось.
Ошибочное указание в заявлении обществом на возможность выкупа земельного участка по цене не более 15 процентов кадастровой стоимости, не могло быть основанием к отказу, так как департамент имел возможность определить стоимость земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду юридическому лицу, этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка
Пунктом 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Применительно к спорным отношениям действовала редакция N 45 от 06.04.2015 г. Закона N 532-КЗ Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", абзацем пятом части второй статьи 21 данного закона, предоставлено право приватизации земельного участка переданного в аренду гражданину или юридическому лицу из фонда перераспределения земель по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих земельных участков. Земельные участки в таком случае, приобретаются по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Подпунктом 8 пункта 2.1. порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утверждённого Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 марта 2015 г. N 226, за земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду юридическому лицу, этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, - по кадастровой стоимости земельных участков.
С учетом приведенных выше правовых норм, цена выкупа земельного участка, находящихся в публичной собственности, должна определяться на основании нормативных правовых актов, действующих на дату подачи заявления о заключении договора купли-продажи, то есть на 05.06.2015 г.
Следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что для приобретения земельного участка в собственность необходимо соблюдение определенных условий, а именно: использование участка на основании договора аренды и соответствия такого использования целевому назначению объекта аренды, а именно для нужд сельского хозяйства (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.02.2014 по делу N А63-15811/2012, от 27.03.2015 г. по делу N А32-12414/2014).
Судебная коллегия приходит к выводу, что деятельность общества по аренде земельного участка боле пяти лет соответствует указанным требованиям закона, следовательно, отказ в удовлетворении заявления, изложенный в письме Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 02.07.2015 г. N 52-11850/15-32.20 не соответствует нормам Земельного законодательства и нарушает права и законные интересы общества.
С целью восстановления нарушенных прав общества судебная коллегия считает необходимым обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность ОАО "Красная Звезда" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 3693100 кв. м., кадастровый номер 23:03:0303004:1, направив в адрес ОАО "Красная Звезда" проект договора купли-продажи земельных участков с условиями выкупа в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 29.12.2015 подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2015 по делу N А32-35859/2015 отменить.
Признать незаконным решение N 52-11850/15-32.20 от 02.07.2015 г. Департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе ОАО "Красная Звезда" в приобретении права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 3693100 кв.м., кадастровый номер 23:03:0303004:1.
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность ОАО "Красная Звезда" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 3693100 кв. м., кадастровый номер 23:03:0303004:1, направив в адрес ОАО "Красная Звезда" проект договора купли-продажи земельных участков с условиями выкупа в соответствии с действующим законодательством.
Прекратить производство по делу в части требований применения норм установленных статьей 36 Земельного кодекса РФ, установления цены в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35859/2015
Истец: ОАО "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА", ООО "Красная Звезда"
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация МО Белоглинский район, Администрация муниципального образования Белоглинский район