г. Москва |
|
20 апреля 2016 г. |
Дело N А40-211941/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ашибоковым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО" ПГК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2016 по делу N А40-211941/15, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску АО "ПГК" к ОАО "ВРК-3" о взыскании 255 140,15 рублей,
третье лицо - ОАО "РЖД",
при участии в судебном заседании:
от истца: Никитина И.А. по доверенности от 26.03.2015 г.,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее по тексту - истец, АО) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания-3" (далее по тексту - ответчик, ОАО) о взыскании убытков, причиненных истцу вследствие ненадлежащего исполнения обязательств ответчика по ремонту вагонов в размере 255 140,15 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2016 исковые требования удовлетворены частично, суд взыскал с ответчика в пользу истца 30 389,55 руб., прекратил производство по делу в части взыскания 3 169,80 руб., в остальной части исковых требований отказал.
Истец, не согласившись с доводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со статьей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что имеются основания для изменения решения Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2016, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор от 08.02.2013 N ДД/В-33/13 на плановые виды ремонта грузовых вагонов.
В соответствии с указанным договором заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства производить плановые виды ремонта грузовых вагонов принадлежащих заказчику.
В силу пункта 1.3 договора плановые виды ремонта грузовых вагонов осуществляется в вагонных ремонтных депо подрядчика.
Согласно пункту 3.1 стоимость ремонта грузового вагона определяется исходя из его технического состояния на основании фактически выполненных ремонтных работ. Цена ремонтных работ определяется прейскурантом цен на ремонтные работы, выполняемые при плановых видах ремонта грузовых вагонов.
В соответствии с пунктом 6.1. договора, гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, с последующими изменениями и дополнениями, в Положении о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на пути общего пользования в международном сообщении, при условии соблюдения правил эксплуатации и требований по обеспечению сохранности грузовых вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных работ. Срок гарантийной ответственности исчисляется от даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М.
Согласно пункту 6.3 договора, расходы, понесенные заказчиком по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока, заказчик предъявляет и направляет в депо подрядчика, производившему плановый ремонт вагона/отказавшего узла, путем направления претензии.
В рамках данных договорных отношений и в период гарантийного срока был выявлено 30 случаев отцепки грузового вагона для устранения дефектов в эксплуатационные вагонные депо ОАО "РЖД".
Расходы по устранению технический неисправностей 30 грузовых вагонов составили 255 140,15 руб.
Истец обратился к ответчику с претензиями с просьбой возместить понесенные им расходы, однако ответчик оставил претензии без удовлетворения.
По мнению истца работы по гарантийному ремонту ответчиком выполнены некачественно, что послужило основанием для обращения в суд с требованием о возмещении понесенных расходов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предъявление требований к ответчику после проведения промежуточного ТОР и предоставления гарантии ОАО "РЖД" может быть расценено как злоупотребление своим правом. Также суд первой инстанции указал на то, что истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и наступившими последствиями в виде излома пружин и неисправности опорной прокладки. По вагонам позиции 2, 10, 17, 20, 22, 25 расчета исковых требований причиной неисправности явился износ деталей, что в соответствии с п. 6.1 договора не является гарантийным случаем. По вагону позиции 3 расчета исковых требований причиной неисправности явилось наличие литейного дефекта, в связи с чем гарантия ответчика на данный вагон не распространяется, поскольку деталь находится на гарантии завода изготовителя. По вагонам позиции 1, 2, 3, 4, 6, 12, 14, 15, отцепленным по коду 157, суд посчитал, что основания для отцепки отсутствовали.
Между тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами по следующим основаниям.
В силу п. 2.1.4 договора подрядчик при постановке вагона в плановый ремонт осматривает вагон на предмет определения предварительного объема работ и оформляет дефектную ведомость формы ВУ-22-М с отражением в ней перечня ремонтных работ.
Согласно п. 3.1.5 договора при обнаружении в грузовых вагонов узлов и деталей, не подлежащих восстановлению и ремонту и/или отсутствующих узлов и деталей, составить акт выработки узлов и деталей грузового вагона с указанием причин браковки/замены и произвести их замену и/или установку годных узлов и деталей собственности заказчика.
При обнаружении в грузовых вагонах и деталей, не подлежащих восстановлению, но находящихся на гарантии и ответственности завода-изготовителя, составить акт-рекламацию, известив об этом заказчика.
Расследование причин возникновения неисправности технологического характера было организовано и проведено в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы (далее - Регламент).
Согласно Регламенту результаты расследования оформляются рекламационным актом формы ВУ-41, в котором отражается характер дефекта, причина появления дефекта и определяется виновное предприятие.
Регламентом предусмотрено, что вагоноремонтные предприятия самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагонов и в суточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой руководителей депо о своем участии в расследовании.
Факт причинения истцу убытков по вине ответчика в результате ненадлежащего исполнения им обязательств по ремонту вагонов документально подтвержден актами-рекламациями, документами, подтверждающими оплату ремонта.
В актах-рекламациях в отношении спорных вагонов указано, что вагоны отеплены по технологической неисправности, указан код неисправности, в графе "причина неисправности" указана конкретная причина неисправности со ссылкой на соответствующие руководящие нормативные документы, инструкции, принятые Министерством путей сообщения Российской Федерации и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", а также указано виновное лицо.
Акты-рекламации являются документами установленной формы, порядок составления и оформления которых содержится в Регламенте расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы. При несогласии с заключением рекламационного акта регламентом предусмотрено обжалование акта вагоноремонтным предприятием в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Акты-рекламации являются допустимым и достоверным доказательством противоправности, вины и причинно-следственной связи между проведенным подрядчиком ремонтом и выявленными технологическими неисправностями вагона, обусловленные некачественно выполненным ремонтом. (Определении Верховного Суда РФ от 26.06.2015 N 304-ЭС15-9073).
Между тем ответчиком рекламационные акты формы ВУ-41-М, составленные комиссиями эксплуатационного вагонного депо (ОАО "РЖД"), не оспаривались.
Ответчик не изъявил намерения направить своего представителя для расследования причин отцепки спорных вагонов. Доказательств того, что при расследовании причин возникновения дефектов вагонов были допущены нарушения, в том числе нарушены требования регламента, ответчиком не представлено.
Судом первой инстанции не учтено, что выявление дефектов железной дорогой в процессе эксплуатации вагонов, а не подрядчиком во время осмотра вагона при постановке в плановый ремонт указывает на неисполнение ответчиком договорной обязанности по осмотру вагона и отражению дефекта в ведомости, от осведомленности о которых зависит решение истца о целесообразности дальнейшей эксплуатации вагонов с такими дефектами во избежание несения расходов на возможный отцепочный ремонт.
Руководствуясь изложенными выше обязанностями ответчика по плановому ремонту и составленными с участием железной дороги актами-рекламациями формы ВУ-41-М, на основании которых истец предъявляет ответчику расходы и которыми подтверждены неисправности с указанием причины их образования, исключение из числа обязанностей выполнение работы по устранению выявленных дефектов нельзя признать обоснованным, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Данная позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 21.03.2016 N 305-ЭС15-19207 по делу А40-2786/2015.
Учитывая изложенное, принятый по делу судебный акт в части отказа во взыскании 221 580,80 руб. убытков является незаконным и подлежит отмене, а исковые требования в этой части - удовлетворению.
Поскольку апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в полном объеме, расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика, в соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.01.2016 по делу N А40-211941/2015 в обжалованной части отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-3" в пользу акционерного общества "Первая грузовая компания" 221 580,80 руб. убытков, 7 069,74 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 11.01.2016 по делу N А40-211941/2015 оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-3" в пользу акционерного общества "Первая грузовая компания" расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа и только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
А.Л. Фриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-211941/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 июля 2017 г. N Ф05-8601/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО " ПГК", АО ПГК
Ответчик: ОАО " ВРК-3"
Третье лицо: ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8601/17
22.02.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1364/17
20.04.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8541/16
11.01.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-211941/15