г. Чита |
|
25 июля 2007 г. |
Дело N А78-1933/2007-С2-25/116 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, И. Ю. Григорьевой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 7 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от23 мая 2007 года по делу N А78-1933/2007-С2-25/116 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Надежда" к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 7 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу о признании незаконным и отмене Постановления N 58 от 26.03.2007 г. о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Надежда".
(суд первой инстанции судья Анисимов М. И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Федотова С. В. - директор;
от заинтересованного лица: не явился.
Общество с ограниченной ответственностью "Надежда" (далее ООО "Надежда") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 7 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу (далее налоговый орган) о признании незаконным и отмене Постановления N 58 от 26.03.2007 г. о привлечении ООО "Надежда" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2007 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения, суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о том, что налоговым органом не зафиксирован факт совершения ООО "Надежда" правонарушения предусмотренного п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований заявителя в связи с тем, что допущенное налоговым органом процессуальное нарушение при составлении протокола является не существенным.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы указанные в апелляционной жалобе не признала, указав, что протоколом об административном правонарушении не зафиксирован факт совершения обществом об административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Просила в удовлетворении апелляционной жалобе отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, обратился в суд с ходатайством о рассмотрении данного дела в его отсутствие. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, должностными лицами налогового органа на основании Поручения N 40 от 23.03.2007 г. проведена проверка деятельности ООО "Надежда" по вопросам соблюдения законодательства по реализации алкогольной продукции.
В ходе проверки 23.03.2007 г. магазина "Надежда", расположенного по адресу: Читинская область, г. Шилка, ул. Клубная, 1 и принадлежащего ООО "Надежда", установлена, реализация алкогольной продукции: вино натуральное полусладкое 1,5 л. по цене 125 руб., без сертификата соответствия и документов о происхождении товара, справок к ТТН.
По результатам проверки был составлен Акт N 46 от 23.03.2007 г.
На основании Акта проверки, должностным лицом налогового органа с участием представителя ООО "Надежда", был составлен Протокол об административном правонарушении N 106000048 от 26.03.2007 г., фиксирующий факт нарушения обществом ст. 10.2 Закона РФ N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции" п. 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г. и совершение правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.16. КоАП РФ.
26 марта 2007 г. на основании протокола об административном правонарушении руководителем налогового органа вынесено Постановление N 58 о привлечении ООО "Надежда" к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения заявителя в суд.
Согласно п. 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г. При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
На продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:
товарно-транспортная накладная;
копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10.2, 16 Закона РФ 3 171-ФЗ от 22.11.1995 г. оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 6, 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 987 от 19.08.1996 г., п. 3 Перечня документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1019 от 15.08.1997 г. продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.
Продавец также обязан иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя.
Не допускается продажа алкогольной продукции:
1) без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов;
2) без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия.
Согласно п. 1 ст. 26 указанного Закона, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются:
оборот алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота;
реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками;
нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.
Как следует из материалов дела - Акта проверки N 46 от 23.03.2007 г. и Протокола об административном правонарушении N 106000048 от 26.03.2007 г. ООО "Надежда" осуществляло реализацию алкогольной продукции без сертификата соответствия и документов о происхождении товара, справок к ТТН, то есть правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ
В соответствии со п. 1, 2 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно ст. 26. 2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из анализа указанных норм права следует, что доказательством в данном конкретном случае являются Акт проверки и Протокол об административном правонарушении.
Согласно указанным документам налоговым органом зафиксирован факт совершения обществом правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ - розничная продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции.
Обжалуемым же Постановлением N 58 от 26.03 2007 г. заявитель привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ - нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Однако факт совершения ООО "Надежда" указанного правонарушения налоговым органом не устанавливался и материалами административного производства не фиксировался, то есть отсутствуют доказательства совершения заявителем правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Указанное процессуальное нарушение, допущенное налоговым органом, является существенным, нарушающим права, лица привлекаемого к ответственности.
Кроме того, как видно из материалов дела, обжалуемое Постановление было принято в тот же день, когда был составлен и протокол об административном правонарушении. Как указал представитель заявителя в суде апелляционной инстанции указанные документы были приняты в течении двух часов, в связи с чем она не могла воспользоваться квалифицированной защитой при привлечении ООО "Надежда" к ответственности.
Указанные действия лишают лицо, привлекаемое к ответственности конституционного права на квалифицированную защиту.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности Постановления налогового органа N 58 от 26.03.2007 г. о привлечении к административной ответственности ООО "Надежда".
В связи с чем, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Читинской области от 23 мая 2007 года по делу N А78-1933/2007-С2-25/116 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1933/2007
Истец: ООО "Надежда"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 7 по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2007 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2918/07