г. Владивосток |
|
20 апреля 2016 г. |
Дело N А59-5899/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фреш",
апелляционное производство N 05АП-2451/2016
на решение от 10.03.2016
судьи И.Н. Шестопал
по делу N А59-5899/2015 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фреш" (ОГРН 1146501001998, ИНН 6501262858, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.03.2014)
о признании незаконным и отмене постановления Министерства торговли и продовольствия Сахалинской области (ИНН 6501280134, ОГРН 1156501010236, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.12.2015) от 09.12.2015 по делу об административном правонарушении N 260-3/2015,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фреш" (далее - общество, заявитель, ООО "Фреш") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 09.12.2015 по делу об административном правонарушении N 260-3/2015, вынесенного должностным лицом Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области (далее - Министерство, административный орган, Сахминторгпрод), которым заявитель за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 10.03.2016 в удовлетворении требований общества отказано. Также произведена замена Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области на его правопреемника - Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное. Мотивируя жалобу, общество настаивает на том, что напиток винный ароматизированный газированный "Ягуар Оригинальный" не является слабоалкогольным тонизирующим напитком, поскольку он изготовлен в соответствии с ГОСТ 31729-2012 "Напитки винные. Общие технические условия", о чем свидетельствуют сведения, нанесенные на банки вышеуказанного напитка с указанием состава напитка и ГОСТ, в соответствии с которым он приготовлен.
Кроме того, заявитель указывает, что в соответствии с ГОСТ 52845-2007 "Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия" слабоалкогольные тонизирующие напитки должны содержать в себе четыре физико-химических показателя, в частности объемная доля этилового спирта от 1,2-9,0 %; массовая доля двуокиси углерода в газированных напитках не менее 0,30 %; кофеин 150-400 мг/см3; массовая доля сахара не менее 10%, в связи с чем напитки, в которых присутствуют данные вещества, но в дозировках ниже нормы указанной в ГОСТ, не являются слабоалкогольными тонизирующими напитками. Однако напиток винный ароматизированный газированный "Ягуар Оригинальный" не содержит в себе ни одного из физико-химических показателей, перечисленных в ГОСТ 52845-2007, а также не проведена экспертиза на установление определенного уровня или содержания указанных показателей, которые повлияли бы на организм и дали тонизирующий эффект.
Также общество обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что содержание в составе винного ароматизированного газированного напитка "Ягуар Оригинальный" таких компонентов как гуарана и мате допускается ГОСТ 52845-2007 "Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия" пунктом 4.2 Требование к сырью, где указаны такие компоненты как экстракты отдельных частей растений и их дистилляты. При этом данный ГОСТ не указывает, какие именно растения и экстракты должны содержаться в винном напитке, что дает право производителям добавлять в них такие экстракты растений как мате и гуарана.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, административного органа не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу общества в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ООО "Фреш" имеет лицензию на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции от 04.07.2014 N 65 РПА0001033 (бланк серия 65-МЕ N 007866), выданную министерством сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области, сроком действия с 04.07.2014 до 03.07.2019, по месту нахождения общества: г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, д. 281.
В период с 16 ноября 2015 года по 04 декабря 2015 года должностными лицами министерства на основании распоряжения от 13.11.2015 N 859-л "О проведении внеплановой выездной проверки ООО "Фреш" по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, д. 281, 1 этаж, супермаркет "Фреш", по согласованию с прокуратурой Сахалинской области проведена внеплановая выездная проверка ООО "Фреш" (акт проверки от 04.12.2015 N 385/вн).
Результаты проверки отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 04.12.2015, согласно которому при проведении проверки 16.11.2015 года в коридоре (помещение N 24, 1 этаж, согласно техническому плану помещения) супермаркета "Фреш", являющегося обособленным подразделением организации, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, выявлено хранение слабоалкогольных тонизирующих напитков (напиток винный ароматизированный газированный "Ягуар Оригинальный (Jaguar Оriginal)", объемом 0,5 литра, крепостью 8,5 %, дата розлива: 23.10.2014, срок годности: до 23.10.2015 включительно, производитель: ООО "Объединенные пензенские водочные заводы", в количестве 26 банок, федеральные специальные марки разряд 101 N N 384202219, 384202366, 385696479, 384202299, 384202217, 384202360, 384202363, 384202358, 384202253, 385696371, 385696456, 384202369, 384202351, 384202285, 385696360, 384202164, 384202316, 384202246, 384202238, 384202375, 385696453, 384202246, 384202352, 384202361, 384202149, 385696494, и напиток винный ароматизированный газированный "Ягуар Оригинальный (Jaguar Оriginal)", объемом 0,33 литра, крепостью 8,5 %, дата розлива: 19.09.2014, срок годности: до 19.09.2015 включительно, производитель: ООО "Объединенные пензенские водочные заводы", в количестве 25 банок, федеральные специальные марки разряд 101 N 376922541, 376922429, 376911156, 376922651, 376922624, 376922605, 376922528, 376922436, 376922645, 376922526, 376922451, 376922456, 376922612, 376922617, 376922493, 376922410, 376922466, 376922608, 376922629, 376911085, 376922393, 376922350, 376922618, 376922301, 376922426, чем были нарушены положения пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Усмотрев в действии (бездействии) общества признаки административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, 07.12.2015 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административного производства, должностным лицом министерства, 09.12.2015 вынесено постановление N 260-3/2015 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Определением об исправлении опечатки от 14.12.2015 в резолютивной части постановления произведено исправление технической описки - вместо статьи 15.13 КоАП РФ указана часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ являются общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Субъект данного административного правонарушения - должностное лицо либо юридическое лицо.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Данный состав административного правонарушения - формальный и не требует наступления каких-либо последствий.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Законом N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 названного Федерального закона; нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Как верно отметил суд первой инстанции, под розничной продажей алкогольной продукции понимается такой вид деятельности, который связан с закупкой, хранением алкогольной продукции и ее дальнейшей реализацией покупателям для личного потребления.
Неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже алкогольной продукции является ее хранение розничным продавцом в необходимых количествах. Данный вывод соответствует правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 1 Постановления от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Закон Сахалинской области от 27.01.2015 N 1-ЗО "О запрете продажи тонизирующих слабоалкогольных напитков и ограничении продажи тонизирующих безалкогольных напитков в сфере розничной торговли на территории Сахалинской области", принятый Сахалинской областной Думой 22.01.2015 (далее - Закон Сахалинской области N 1-ЗО), устанавливает запрет продажи тонизирующих слабоалкогольных напитков и ограничение продажи тонизирующих безалкогольных напитков в сфере розничной торговли на территории Сахалинской области в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов населения Сахалинской области.
Согласно статье 3 Закона Сахалинской области N 1-ЗО, на территории Сахалинской области не допускается розничная продажа тонизирующих слабоалкогольных напитков.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки 16.11.2015 в коридоре супермаркета "Фреш", в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, выявлено хранение слабоалкогольных тонизирующих напитков (напиток винный ароматизированный газированный "Ягуар Оригинальный", объемом 0,5 литра, крепостью 8,5 %, в количестве 26 банок, и объемом 0,33 литра, крепостью 8,5 %, в количестве 25 банок.
Срок годности данной алкогольной продукции истек 23.10.2015 и 19.09.2015 соответственно.
Согласно представленным сопроводительным документам на данную алкогольную продукцию поставки указанной алкогольной продукции ООО "Фреш" осуществлялись следующим образом:
04 июня 2015 года поставлен напиток винный ароматизированный газированный "Ягуар Оригинальный (Jaguar Original))), объемом 0,5 литра, в количестве 24 банки, и напиток винный ароматизированный газированный "Ягуар Оригинальный (Jaguar Original))), объемом 0,33 литра, в количестве 24 банки (товарно-транспортная накладная N МП 13325);
03 сентября 2015 года поставлен напиток винный ароматизированный газированный "Ягуар Оригинальный (Jaguar Original))), объемом 0,33 литра, в количестве 24 банки (товарно-транспортная накладная N МП 21850);
10 сентября 2015 года поставлен напиток винный ароматизированный газированный "Ягуар Оригинальный (Jaguar Original))), объемом 0,5 литра, в количестве 24 банки (товарно-транспортная накладная N МП 22561).
Общее количество поставленной алкогольной продукции составляет 96 банок, объемом 0,5 и 0,33 литра.
Поставка алкогольной продукции осуществлялась в соответствии с договором поставки от 07.08.2014, заключенным между ООО "Фреш" и ООО "Полигранд". Согласно письму ООО "Полигранд" от 19.11.2015 N 124 возврата данных напитков в адрес ООО "Полигранд" по указанным товарно-транспортным накладным ООО "Фреш" не осуществлялось.
С момента приема алкогольной продукции организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, такая продукция считается находящейся у нее в розничной продаже, как непосредственно (выставление в месте продажи (прилавке, витрине), так и посредством ее хранения.
Кроме того, факт приема и нахождения в торговом объекте алкогольной продукции, оборот которой ограничен (запрет розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков) указывает на то, что такая алкогольная продукция приобреталась для ее розничной продажи, и, следовательно, и подтверждает саму розничную продажу.
Таким образом, хранение обществом алкогольной продукции в торговом объекте указывает на то, что хранение осуществлялось в целях дальнейшей розничной продажи следующих слабоалкогольных тонизирующих напитков:
в период с 04 июня 2015 года по 15 июня 2015 года напитка винного ароматизированного газированного "Ягуар Оригинальный", объемом 0,5 литра, крепостью 8,5 %, дата розлива: 23.10.2014, производитель: ООО "Объединенные пензенские водочные заводы" в количестве 22 банок;
в период с 04 июня 2015 года по 23 июня 2015 года напитка винного ароматизированного газированного "Ягуар Оригинальный", объемом 0,33 литра, крепостью 8,5 %, дата розлива: 23.10.2014, производитель: ООО "Объединенные пензенские водочные заводы" в количестве 23 банок;
в период с 03 сентября 2015 года по 18 ноября 2015 года напитка винного ароматизированного газированного "Ягуар Оригинальный", объемом 0,33 литра, крепостью 8,5 %, дата розлива: 23.10.2014, производитель: ООО "Объединенные пензенские водочные заводы" в количестве 24 банок;
в период с 10 сентября 2015 года по 18 ноября 2015 года напитка винного ароматизированного газированного "Ягуар Оригинальный", объемом 0,5 литра, крепостью 8,5 %, дата розлива: 23.10.2014, производитель: ООО "Объединенные пензенские водочные заводы" в количестве 24 банок;
в период с 04 июня 2015 года по 18 ноября 2015 года напитка винного ароматизированного газированного "Ягуар Оригинальный", объемом 0,5 литра, крепостью 8,5 %, дата розлива: 23.10.2014, производитель: ООО "Объединенные пензенские водочные заводы" в количестве 2 банок;
в период с 04 июня 2015 года по 18 ноября 2015 года напитка винного ароматизированного газированного "Ягуар Оригинальный", объемом 0,5 литра, крепостью 8,5 %, дата розлива: 23.10.2014, производитель: ООО "Объединенные пензенские водочные заводы" в количестве 1 банки.
Факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: договором аренды нежилого помещения N 1/14 от 01.04.2014, протоколом об административном правонарушении от 07.12.2015 N 260-3/2015, актом проверки от 04.12.2015, договором поставки от 07.08.2014, товарно-транспортными накладными, актами списания товаров, отчетом по продаже алкоголя, письмом от 28.10.2015 N 992/1-03, письмом от 19.11.2015 N 124, лицензией от 04.07.2014 N 65РПА0001033, фото-материалами и иными доказательствами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства в области оборота алкогольной продукции, меры по предотвращению вменяемых ему в вину правонарушений, либо имелись непреодолимые и объективные обстоятельства, препятствующие их надлежащему исполнению, материалы дела не содержат и суду не представлены.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемых административных правонарушений.
Доводы о том, что напиток винный ароматизированный газированный "Ягуар Оригинальный" не является слабоалкогольным тонизирующим напитком, а также о том, что данный напиток не содержит в себе ни одного из физико-химических показателей, перечисленных в ГОСТ 52845-2007, подлежат отклонению как необоснованные в силу следующего.
Понятие "слабоалкогольный тонизирующий напиток" закреплено в ГОСТ Р 52845-2007 "Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 477-ст".
Так, в соответствии с пунктом 3.1. ГОСТ Р 52845-2007 слабоалкогольные тонизирующие напитки - это слабоалкогольные напитки специального назначения, содержащие кофеин и/или другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека.
Таким образом, ключевым условием для отнесения алкогольной продукции к слабоалкогольным тонизирующим напиткам является наличие в ней кофеина и/или других тонизирующих компонентов в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека.
Несоответствие алкогольной продукции по другим показателям, в частности физико-химическим, не означает, что данная алкогольная продукция не является слабоалкогольным тонизирующим напитком, а наоборот свидетельствует о несоответствии требованиям нормативных документов, в частности по физико-химическим показателям, которые установлены в целях контроля качества и безопасности напитка для потребителя. При этом несоответствие напитка данным требованиям не означает, что напиток не может быть признан слабоалкогольным тонизирующим.
В силу пункта 5.1.3. ГОСТ Р 52845-2007 по физико-химическим показателям слабоалкогольные тонизирующие напитки должны соответствовать следующим требованиям: объемная доля этилового спирта от 1,2-9,0 %; массовая доля двуокиси углерода в газированных напитках не менее 0,30 %; кофеин 150-400 мг/см3; массовая доля сахара не менее 10%.
Пункт 5.2.3 ГОСТ Р 52845-2007 устанавливает, что в качестве тонизирующих ингредиентов допускается использовать кофеин и (или) экстракты растений (гуараны, матэ, женьшеня, лимонника, элеутрококка), являющиеся источником тонизирующих компонентов (кофеина, гингозидов, элеутерозидов, схи-зандрина).
В соответствии со статьей 9 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" TP ТС 021/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, в качестве источников тонизирующих веществ (компонентов) допускается использовать кофеин и содержащие его растения (растительные экстракты), чай, кофе, гуарану, матэ, а также лекарственные растения и их экстракты, оказывающие тонизирующее действие (женьшень, левзея, родиола розовая, лимонник, элеутерококк).
Содержание кофеина в тонизирующих напитках не должно превышать 400 мг/дмЗ. При этом, нижний предел содержания кофеина в слабоалкогольном тонизирующем напитке не регламентирован.
Согласно информации, размещенной на потребительской таре, в составе напитка винного ароматизированного газированного "Ягуар Оригинальный (Jaguar Original))), объемом 0,5 и 0,33 литра, имеются тонизирующие компоненты: гуарана, матэ - парагвайский чай. Пищевую ценность напитка составляет, в том числе кофеин в количестве 5 мг.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приведенный выше ГОСТ, содержащий понятие слабоалкогольного тонизирующего напитка, не говорит, что для признания напитка таковым необходимо наличие в нем содержания тонизирующих компонентов в каком-либо максимальном или минимальном количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека. То есть, даже наличие в напитке минимального количества компонентов, указанных в пункте 5.2.3 ГОСТ Р 52845-2007, которые в силу своей природы обладают тонизирующим действием на организм человека, позволяет отнести напиток к категории слабоалкогольного тонизирующего.
Принимая во внимание, что запрет розничной продажи тонизирующей алкогольной продукции установлен в целях защиты здоровья человека, в том числе молодежи, достаточность для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека является понятием оценочным и индивидуальным.
Следовательно, напиток винный ароматизированный газированный "Ягуар Оригинальный (Jaguar Original))), объемом 0,5 и 0,33 литра, является слабоалкогольным тонизирующим напитком, розничная продажа которого не допускается на территории Сахалинской области.
Отклоняя довод общества о том, что содержание в составе винного ароматизированного газированного напитка "Ягуар Оригинальный" таких компонентов как гуарана и мате допускается ГОСТ 52845-2007 "Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия", суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ 31729-2012 "Напитки винные. Общие и технические условия", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1467-ст" среди сырья, применяемого для приготовления винных напитков, не поименованы тонизирующие ингредиенты.
В тоже время, в этой норме указано, что для приготовления винных напитков применяется сырье, в том числе экстракты отдельных частей растений или их дистилляты.
Вместе с тем, согласно статье 2 Закона N 171-ФЗ винный напиток - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22 процентов объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50 процентов виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды.
Из содержания данного понятия следует, что в составе винного напитка не могут содержаться тонизирующие компоненты, а допустимое к использованию в составе винных напитков сырье, в том числе экстракты отдельных частей растений или их дистилляты может использоваться в качестве ароматических и вкусовых добавок.
Более того, согласно письму федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности" от 28.10.2015 N 992/1-03, являющегося разработчиком ГОСТа 31729-2012, направленному в министерство, со ссылкой на пункт 4.2 ГОСТа 31729-2012 в составе разрешенного сырья, применяемого для приготовления винных напитков, отсутствуют тонизирующие ингредиенты. В то же время, в состав включены экстракты отдельных частей пряно-ароматических растений и их дистиллятов, однако, они используются только в качестве ароматических добавок в дозах, придающих напиткам характерный вкус и аромат, но не проявляющих тонизирующие свойства.
Следовательно, в винных напитках не допускается использовать тонизирующие компоненты. При этом, использование в составе винных напитков тонизирующих компонентов указывает на их отнесение к слабоалкогольным тонизирующим напиткам.
С учетом вышеизложенного, Министерство правомерно установило в действиях общества наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по административным делам либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по административным делам, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.
Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, у административного органа с учетом установленных фактических обстоятельств в данном случае имелись.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности суд апелляционной инстанции не усматривает.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. соответствует тяжести совершенных правонарушений, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, особую значимость охраняемых правоотношений. Административный штраф назначен с соблюдением требований статьи 4.1 КоАП РФ.
Сумма штрафа определена в минимальном размере, установленном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Проверив соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, суд установил, что ООО "Фреш" о времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении было надлежащим образом и заблаговременно извещено, в связи с чем общество не было лишено гарантированных ему прав участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении и защищать свои права и законные интересы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального и процессуального права и основаны на правильной оценке фактических обстоятельств дела, в связи с чем основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 10.03.2016 по делу N А59-5899/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5899/2015
Истец: ООО "Фреш"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области
Третье лицо: Парамошкин Василий Сергеевич