г. Чита |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А58-6865/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2016 года по делу N А58-6865/2015 по заявлению Открытого акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" (ОГРН 1041402039403, ИНН 1435149030) к Иркутской таможне (ОГРН 1023801543908, ИНН 3800000703) о признании незаконным и отмене постановления N 10607000-1201/2015 от 18.11.2015 г.,
(суд первой инстанции судья Собардахова В. Э.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: Жилкина Т. С. - представитель по доверенности от 28.12.2015 г., Красняк Б. А. - представитель по доверенности от 28.01.2016 г.,
установил:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Якутия" (далее ОАО "Авиакомпания "Якутия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Иркутской таможне (далее таможня, таможенный орган, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10607000-1201/2015 от 18.11.2015 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полоном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "Авиакомпания "Якутия" события и состава вмененного ему правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение административным органом правил о подсудности.
Таможенный орган в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители заинтересованного лица просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Представитель заявителя в судебное заседание не явился. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей заинтересованного лица, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "Авиакомпания "Якутия" 14.06.2015 г. на склад временного хранения ОАО "Международный Аэропорт Иркутск" были помещены товары - личные вещи (получатель Джаббарова О.П., г. Якутск, ул. Заречная, село Капитоновка), количество грузовых мест 3, вес брутто 106 кг, стоимость 438,9 долларов США, прибывшие из Республики Узбекистан по товаросопроводительным документам - авианакладная N 849-0050 0161 от 11.06.2015 г, счет фактура N 1 от 11.06.2015 г.
29.07.2015 г. таможенный орган направил в адрес общества уведомление N 10607010/12 о предстоящем истечении срока временного хранения.
В связи с истечением срока временного хранения товаров, ОАО "Авиакомпания "Якутия" 14.08.2015 г. обратилось в таможню с заявлением N 20/110 о продлении срока временного хранения товарных партий.
Срок временного хранения товаров продлен таможней до 25.08.2015 г.
29.08.2015 г. таможенным органом составлен акт N 08 об истечении срока временного хранения товаров по документу отчета по форме ДО-1 N 0000393 от 14.06.2015 г.
Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения таможенным органом 01.10.2015 г. в отношении ОАО "Авиакомпания "Якутия" дела об административном правонарушении N 10607000-1201/2015 и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 10607000-1201/2015 от 30.10.2015 г. о нарушении ОАО "Авиакомпания "Якутия" ст. 186, 188 ТК ТС и совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.16 КоАП РФ.
Постановлением от 18 ноября 2015 года N 10607000-1201/2015 по делу об административном правонарушении ОАО "Авиакомпания "Якутия" привлечено к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
Считая, что названное постановление административного органа не соответствует закону, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления по существу ввиду следующего.
Российская Федерация заключила 6 октября 2007 года с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а 27 ноября 2009 года в целях обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории - Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, который в соответствии с решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года N 48 вступил в силу с 6 июля 2010 года с учетом отдельных временных изъятий. В Российской Федерации данный Договор, а следовательно, и сам Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК Таможенного союза) как его неотъемлемая часть применяются с 1 июля 2010 года. Тем самым Российская Федерация передала полномочия по регулированию правовых отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, Межгосударственному Совету Евразийского экономического сообщества.
Согласно статье 7 ТК Таможенного союза таможенные органы государств - членов таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Виды административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к административной ответственности согласно Договору об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов Таможенного союза от 5 июля 2010 года (вступил в силу для Российской Федерации с 30 декабря 2011 года) определяются внутренним законодательством государств с особенностями, установленными данным Договором (пункт 1 статьи 3). Так, согласно его статье 4 лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству того государства, на территории которого выявлено административное правонарушение (пункт 1), а административный процесс (производство) ведется (осуществляется) по законодательству того государства - члена Таможенного союза, в котором лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности (пункт 3); при этом предполагается единообразный подход к определению противоправности деяний, связанных с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - участников данного Договора (пункт 2 статьи 3).
После вступления указанных международных договоров Российской Федерации в силу внутригосударственное регулирование в части административной ответственности юридических лиц за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.16 КоАП РФ, изменений не претерпело.
Статьёй 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение сроков временного хранения товаров.
В соответствии со ст.186, 188 ТК Таможенного союза обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров по таможенной процедуре таможенного транзита, хранящихся на временном хранении, лежала на заявителе.
Согласно ст. 167 ТК Таможенного союза временное хранение товаров - это хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со статьей 170 ТК Таможенного союза предусмотрено, что срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 (четыре) месяца.
Срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
Пунктом 16 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного Приказом ФТС России от 29 декабря 2012 г. N 2688 установлено, что исчисление срока временного хранения товаров начинается со дня, следующего за днем регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
Из материалов дела следует, что ОАО "Авиакомпания "Якутия" были помещены товары на склад временного хранения ОАО "Международный Аэропорт Иркутск" - 14.06.2015 г.
По заявлению Общества срок временного хранения товаров продлен таможней до 25.08.2015 г.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами права ОАО "Авиакомпания "Якутия" обязано было в срок до 25.08.2015 г. принять все необходимые меры по помещению товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии с порядком, предусмотренным главой 32 ТК ТС, от таможенного органа в месте прибытия (таможенный пост Аэропорт Иркутск Иркутской таможни) до внутреннего таможенного органа (Якутский таможенный пост Благовещенской таможни).
Однако в нарушение ст. 186, 188 ТК Таможенного союза обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров по таможенной процедуре таможенного транзита, хранящихся на временном хранении Обществом в установленный срок выполнена не была.
Данное обстоятельство достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и по существу не отрицается самим заявителем.
Учитывая изложенные фактические обстоятельства настоящего дела, административный орган и суд перовой инстанции обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях ОАО "Авиакомпания "Якутия" события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.16 КоАП РФ.
Наличие всех элементов состава рассматриваемого административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. То есть в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 5.1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 28-П указано, что юридические лица, если они являются участниками экономических отношений, занимаются предпринимательской деятельностью, то есть самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, что обусловливает специфику их статуса и наличие (презюмируемое) организационных, финансовых и иных возможностей. Специфика юридических лиц - субъектов таможенных правоотношений - состоит в том, что на них как на участников хозяйственного оборота, влекущего возникновение таможенных обязанностей, возлагаются и риски, сопутствующие такой деятельности, в том числе связанные с условиями привлечения к ответственности.
Из материалов административного производства следует, что ОАО "Авиакомпания "Якутия" имело реальную возможность выполнить требования ст. 186, 188 ТК Таможенного союза.
Изложенные обстоятельства (в их совокупности) позволяют суду апелляционной инстанции сделать вывод о наличии в действиях Общества вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения (как она определена в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Каких-либо нарушений порядка привлечения ОАО "Авиакомпания "Якутия" судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела Общество извещалось заблаговременно и надлежащим образом.
Размер административного штрафа, назначен таможенным орган ОАО "Авиакомпания "Якутия" в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 16.16 КоАП РФ при отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и снижения штрафа ниже низшего предела.
Суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе о нарушении административным органом правил о подсудности, поскольку указанные доводы основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение.
Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным и отмены постановления таможни по делу об административном правонарушении N 10607000-1201/2015 от 18.11.2015 г. о привлечении ОАО "Авиакомпания "Якутия" к административной ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что размер назначенного Обществу административного штрафа не превышает 100 000 рублей, то применяется приведенный порядок обжалования.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2016 года по делу N А58-6865/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2016 года по делу N А58-6865/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6865/2015
Истец: ОАО "Авиакомпания "Якутия"
Ответчик: Иркутская таможня
Третье лицо: ФАС ВСО