город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2016 г. |
дело N А32-44772/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Гейденрих Р.О. по доверенности от 25.01.2016;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Гостиничный комплекс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2016 по делу N А32-44772/2015 по заявлению государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Гостиничный комплекс" к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при участии третьего лица: Департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,
принятое в составе судьи Сумина Д.П.,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Гостиничный комплекс" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) с требованием о признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества (беседка) с кадастровым номером: 23:40:0201001:152, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Сухумское шоссе, 2, выраженного в сообщении от 23.09.2015 N 23/001/605/2015-4137, об обязании зарегистрировать право хозяйственного ведения на указанный объект.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что спорный объект не является вспомогательным.
Государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Гостиничный комплекс" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что в материалах дела имеется копия свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества - спальный домик, литер Б,б, общей площадью 67, 0 кв.м., расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Сухумское шоссе, 2. Как видно из технического паспорта спорного объекта, спальный домик является основным зданием по отношению к спорному объекту. Суд неверно применил п. 1 ст. 299 ГК РФ, так как в силу последнего право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества собственником и на основании его решения. Таким образом, государственное унитарное предприятие, которому все имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, может создать недвижимое имущество с соблюдением закона и иных правовых актов.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей управления и департамента, извещенных надлежащим образом о времен и иместе судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предприятия, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.04.2015 в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Геленджикский отдел) подано заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения заявителя на объект недвижимого имущества вспомогательного характера, созданного заявителем в процессе хозяйственной деятельности, а именно: на беседку с кадастровым номером: 23:40:0201001:152, расположенную по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Сухумское шоссе, 2.
Судом первой инстанции установлено, что на лесном участке, переданном в аренду заявителю, расположены основные здания пансионата (спальный корпус, спальные домики).
Учитывая наличие зарегистрированных прав хозяйственного ведения на основные здания и права аренды на лесной участок, на котором расположены основные здания, заявитель в ходе хозяйственной деятельности, используя прибыль от имущества переданного собственником (доходы), построил в вспомогательных целях беседку.
18.05.2015 государственная регистрация была приостановлена по причине того, что, по мнению государственного регистратора, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен упрощенный порядок как возникновения права хозяйственного ведения у предприятия или учреждения, так и упрощенный порядок проведения государственной регистрации такого хозяйственного ведения. Для возобновления государственной регистрации заявителю необходимо было представить решение собственника о закреплении вышеуказанного объекта за заявителем. 10.06.2015 заявителем было подано заявление о приостановке государственной регистрации на 3 месяца.
Возобновляя государственную регистрацию, заявитель представил заинтересованному лицу следующие документы: декларацию об объекте недвижимого имущества от 06.04.2015 г., пояснения заявителя от 01.09.2015 N 758 "О возможности проведения государственной регистрации права хозяйственного ведения в упрощенном порядке", платежное поручение от 31.08.2013 N 1353.
23.09.2015 Управление отказало в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект, о чем направило сообщение об отказе в государственной регистрации от 23.09.2015 г. N 23/001/605/2015-4137, которое заявитель получил посредством почтовой связи 05.11.2015.
Отказывая в государственной регистрации права, заинтересованное лицо исходило из того, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен упрощенный порядок как возникновения права хозяйственного ведения у предприятия или учреждения, так и упрощенный порядок проведения государственной регистрации такого права хозяйственного ведения. По мнению заинтересованного лица, представленные заявителем дополнительные документы, не устраняют причины, препятствующие проведению государственной регистрации.
Не согласившись с указанным отказом в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект, выраженный в сообщении от 23.09.2015 г. N 23/001/605/2015-4137, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), в соответствии с пунктом 1 статьи 13 которого государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В силу пункта 1, 2 статьи 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основанием для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 17 названного Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
На основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Отказав в удовлетворении заявления предприятия, управление установило, что нарушены требования ст. 18, 25.3 Закона о регистрации, ст.ст. 209, 294. 299 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона о регистрации).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленные предприятием на государственную регистрацию документы не содержат сведений, в соответствии с которыми спорный объект можно было бы отнести к недвижимым вещам, права на которые подлежат государственной регистрации, разрешение на строительство которого не выдается.
Также, согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им. оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с положениями ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного веления или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Для возникновения у унитарного предприятия права хозяйственного ведения на имущество (в случае закрепления его собственником) необходимо наличие юридического состава: решения собственника о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения и факта передачи имущества собственником унитарному предприятию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 224 Гражданского кодекса Российской Федерации передачей признается вручение вещи приобретателю, а вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что факт передачи указанного объекта имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия какими-либо доказательствами не подтвержден, отсутствуют доказательства регистрации права собственности на спорный объект за собственником имущества.
Довод заявителя о том, что для строительства заявленного на регистрацию объекта недвижимого имущества, не требовалось разрешения на строительство, поскольку объект является вспомогательным, отклоняется судебной коллегией.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
При этом, учитывая, что объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (киоски, навесы и другие), указаны в пункте 2 части 17 указанной статьи, а строения и сооружения вспомогательного использования отдельно обозначены в пункте 3 части 17 данной же статьи, последние объекты следует относить к объектам капитального строительства. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Применительно к правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13, вспомогательный объект должен иметь самостоятельное хозяйственное назначение и предназначаться для обслуживания и эксплуатации основного объекта.
Доказательством этого, в частности, может служить проектная документация объекта капитального строительства, в разделе которой содержаться сведения о вспомогательных объектах.
Ссылка заявителя на кадастровый паспорт и декларацию не доказывает отнесение спорного объекта к вспомогательному, как и не доказывает вывод о том, что названное сооружение вообще относится к объектам недвижимого имущества, а не является временным сооружением (что следует из технического паспорта на беседку).
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направлены на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2016 по делу N А32-44772/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44772/2015
Истец: ГУП КК "Гостиничный комплекс", ГУП Краснодарского края "Гостиничный комплекс"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, УФС ГСКК по КК