21 апреля 2016 г. |
Дело N А84-2932/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 апреля 2016 года.
Судья Двадцать первого арбитражного апелляционного суда В.С. Голик (в порядке упрощенного производства), при ведении протокола секретарем судебного заседания М.А. Саматовой,
при участии:
представитель заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Экватор") - 31 марта 2016 года: Индило Дина Васильевна, доверенность N 5 от 01 марта 2015 года; личность удостоверена по паспорту;
представитель заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Экватор") - 07 апреля 2016 года: Сторожук Владимир Иванович, доверенность N 149 от 08 февраля 2016 года; личность удостоверена по паспорту;
представитель заинтересованного лица (Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя) - 31 марта 2016 года: Ксенз Алексей Николаевич, доверенность N 03-22/682/2-16 от 28 января 2016 года, личность удостоверена по паспорту;
представитель заинтересованного лица (Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя) - 31 марта 2016 года: Дзвидзинская Юлия Викторовна, доверенность N 03-22/1883/2-16 от 17 марта 2016 года, личность удостоверена по паспорту,
рассмотрев апелляционную жалобу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 февраля 2016 года по делу N А84-2932/2015 (судья О.В. Минько) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экватор" к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
17 декабря 2015 года общество с ограниченной ответственностью "Экватор" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя об отмене постановления заместителя начальника Главного Управления - начальника управления потребительского рынка Главного Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Зверевой М.В. от 10 декабря 2015 года N 02-01-17/1-2015 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000,00 рублей.
Требования мотивированы отсутствием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, в связи с тем, что декларация по форме приложения N 11 Правил за 4 квартал 2014 года представлена 20 января 2015 года на бумажном носителе в Главное управление и зарегистрирована в журнале входящей корреспонденции по N 240 от 20 января 2015 года. В связи с неурегулированностью многих вопросов переходного периода, в январе 2015 года зарегистрировать данную декларацию в электронном виде не представлялось возможным. При этом общество указывает, что в дальнейшем отчетные периоды претензий к порядку и срокам сдаваемых ООО "Экватор" деклараций не поступало, это свидетельствует, что административное правонарушение совершено неумышленно в силу статьи 2.2 КоАП РФ. Таким образом, предпринятые обществом действия и усилия для выполнения своих обязанностей перед должностным лицом - Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя подпадают под действия статьи 2.9 КоАП РФ, а именно: возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17 февраля 2016 года по делу N А84-2932/2015 (в порядке упрощенного производства) удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Экватор". Признано незаконным и отменено постановление Главного Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 10 декабря 2015 года N 02-01-17/1-2015, принятое заместителем начальника Главного Управления - начальника управления потребительского рынка Главного Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Зверевой М.В. о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "Экватор" по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа 50 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя на решение Арбитражного суда города обратилась с апелляционной жалобой в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Экватор" отказать полностью.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что ООО "Экватор" не представило в период с 01 января 2015 года по 20 апреля 2015 года декларацию оборота алкогольной продукции за 4 квартал 2014 года в форме электронного документа, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя полагает, что поскольку в ходе рассмотрения административного дела вина ООО "Экватор" установлена, доказательств того, что заявитель принял все возможные меры по недопущению нарушений, не представлены, следовательно, последний правомерно привлечен к административной ответственности. Полагает, что доводы ООО "Экватор" о нестабильной работе автоматизированной информационной системы "Декларирование" во время переходного периода не могут служить доказательством принятия заявителем мер надлежащей предусмотрительности для исполнения своих обязанностей, а кроме того указал на то, что совершенное правонарушение наносит существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в связи с чем, возражает против признания его малозначительным.
23 марта 2016 года от ООО "Экватор" в адрес суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебных заседаниях апелляционной инстанции представители Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя поддерживали доводы апелляционной жалобы, представитель ООО "Экватор" возражал.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Судом установлено, что ООО "Экватор" (ИНН 9204005282, ОГРН 1149204009976), в соответствии с лицензией на осуществление розничной продажи алкогольной продукции серии СН N 000509 рег. N 92РПО0000005 от 21 ноября 2014 года сроком действия с 21 ноября 2014 года по 20 августа 2015 года, в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности по розничной продаже алкогольных продукции допущено административное правонарушение, а именно: обществом, в нарушение сроков, установленных Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", декларацию об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 11 Правил за 4 квартал 2014 года по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по состоянию на 11 ноября 2015 года (дата возбуждения дела об административном производстве) и по состоянию на 10 декабря 2015 года (дата рассмотрения материалов дела об административном производстве) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту регистрации организации (город Севастополь) и в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка не представило.
По данному факту 11 ноября 2015 года главным специалистом отдела лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией Управления лицензирования Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Дзвидзинской Ю.В. вынесено определение N 02-01-17/1-2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "Экватор".
11 ноября 2015 года по исх. N 02-01-17/7891/2-15 Главным управлением в адрес директора ООО "Экватор" Индило В.И. направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также определение N 02-01-17/1-2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, которое получено заявителем 19 ноября 2015 года.
23 ноября 2015 года по исх. N 177 ООО "Экватор" в адрес Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя направлено объяснение относительно обстоятельств, изложенных в определении N 02-01-17/1-2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, согласно которых указано, что декларация по форме приложения N 11 Правил за 4 квартал 2014 года представлена 20 января 2015 года на бумажном носителе в Главное управление и зарегистрирована в журнале входящей корреспонденции по N 240 от 20 января 2015 года. В связи с неурегулированностью многих вопросов переходного периода, в январе 2015 года зарегистрировать данную декларацию в электронном виде не представлялось возможным.
При этом, ООО "Экватор" указывает, что административное правонарушение совершено неумышленно и административное дело подлежит прекращению.
26 ноября 2015 года главным специалистом отдела лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией Управления лицензирования Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Дзвидзинской Ю.В. в присутствии представителя ООО "Экватор" Индило Д.В., действующей на основании доверенности от 11 ноября 2015 года N 12, был составлен протокол N 02-01-17/1-2015 об административном правонарушении.
Согласно записи в протоколе об административном правонарушении от 26 ноября 2015 года N 02-01-17/1-2015, законный представитель ООО "Экватор" Индило Д.В. надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении.
10 декабря 2015 года заместителем начальника Главного управления - начальником управления потребительского рынка Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Зверевой М.В., на основании материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 02-01-17/1-2015 о назначении административного наказания, которым ООО "Экватор" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 рублей.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно предписаниям статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом такого правонарушения являются общественные отношения в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Объективная сторона такого правонарушения по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается, в том числе, в искажении информации и (или) нарушении порядка и сроков декларирования объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей закреплен в Правилах предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 N 815.
Вышеуказанными правилами предусмотрены несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 года N 231.
Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05 августа 2013 года N 198.
Копии деклараций, предоставляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Декларации в случае их предоставления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Согласно пункту 15 Правил предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей декларации предоставляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона города Севастополя от 23 декабря 2014 года N 93-ЗС "О регулировании отдельных отношений в области розничной продажи алкогольной продукции в городе Севастополе" (далее-Закон Севастополя N 93-ЗС), декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2014 года подаются в сроки сдачи декларации за 1 квартал 2015 года.
Таким образом, декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2014 года подаются в сроки сдачи декларации в 1 квартале 2015 года.
С учетом изложенного, обществу надлежало представить декларацию по форме приложения N 11 Правил представления деклараций за 4 квартал 2014 года в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации - город Севастополь не позднее 20 апреля 2015 года.
В нарушение указанных требований, ООО "Экватор" в установленный срок декларацию по форме приложения N 11 Правил представления деклараций за 4 квартал 2014 года по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по состоянию на 11 ноября 2015 года (дата возбуждения дела об административном производстве) и по состоянию на 10 декабря 2015 года (дата рассмотрения материалов дела об административном производстве) в орган исполнительной власти субъекта по месту регистрации организации (города Севастополь) и в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка не представило.
Однако, ООО "Экватор" декларация по форме приложения N 11 Правил за 4 квартал 2014 года представлена обществом 20 января 2015 года на бумажном носителе в Главное управление и зарегистрирована в журнале входящей корреспонденции по N 240.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что допущенное нарушение носит единичный характер и материалами дела подтверждаются действия ООО "Экватор" на подачу указанной отчетности.
Суд полагает, что предоставление 20 января 2015 года декларации по форме приложения N 11 Правил за 4 квартал 2014 года на бумажном носителе не могло привести к дезорганизации деятельности административного органа и повлечь существенное нарушение законных интересов административного органа либо иных лиц. Кроме того, каких-либо данных о наступлении негативных последствий для указанных интересов суду
не предоставлено и судом не установлено.
Как следует из материалов дела, а именно: квитанции N 193589 от 20 апреля 2015 года о приеме декларации, квитанции N 194589 от 10 июля 2015 года о приеме декларации, квитанции N 198600 от 20 октября 2015 года о приеме декларации, квитанции N 199508 от 14 декабря 2015 года о приеме декларации, в дальнейшем, ежеквартальные декларации были загружены ООО "Экватор" с соблюдением сроков направления.
Кроме того, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что несвоевременная подача ООО "Экватор" декларации по форме приложения N 11 Правил за 4 квартал 2014 года не создала существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с отсутствием пренебрежительного поведения правонарушителя, что подтверждается попытками исполнением обязательства в срок. Поэтому допущенное ООО "Экватор" административное правонарушение квалифицируется как малозначительное.
На основании выше изложенного, постановление Главного Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 10 декабря 2015 года N 02-01-17/1-2015 является незаконным и подлежит отмене. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление ООО "Экватор".
Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 февраля 2016 года по делу N А84-2932/2015 оставить без изменения. Апелляционную жалобу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2932/2015
Истец: ООО "Экватор"
Третье лицо: Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя