г. Киров |
|
22 апреля 2016 г. |
Дело N А29-8666/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: Шибаевой Н.В., действующей на основании доверенности от 18.04.2016, Мамонтовой Г.А., действующей на основании доверенности от 18.04.2016, Павловой А.В., действующей на основании доверенности от 18.04.2016,
представителей ответчика: Безносиковой Н.В., действующей на основании доверенности от 19.10.2015 N 42/15, Толмасян Т.Г., действующей на основании доверенности от 21.12.2015 N 50/15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Усть-Вымская центральная районная больница"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.01.2016 по делу
N А29-8666/2015, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Усть-Вымская центральная районная больница"
(ИНН: 1116002062, ОГРН: 1021101054127)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355),
о признании частично недействительным акта от 04.08.2015,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Усть-Вымская центральная районная больница" (далее - Заявитель, Учреждение, Больница) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд, Ответчик) о признании частично недействительным акта от 04.08.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, вывод суда первой инстанции о неправомерном направлении средства ОМС на оплату по договорам найма жилых помещений для медицинских работников в 2013-2014 в сумме 783 134 руб. и на оплату стоимости проезда до места работы медицинского работника в 2013-2014 в сумме 106 940 руб. является необоснованным, поскольку:
- согласно пункту 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статье 157 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", письму Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 06.06.013 N4509/21 структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, транспортных услуг и прочие выплаты.
- Приказом Минфина Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н (раздел V, часть 2 подстатья 212 "прочие выплаты" предусмотрена компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством Российской Федерации случаях, и другие аналогичные расходы; подстатья 222 "Транспортные услуги" - расходов по приобретению транспортных услуг, в том числе, и другие аналогичные расходы.
Соответственно, Больница считает, что решение от 28.01.2016 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Фонд представил отзыв на жалобу, в котором против доводов Учреждения возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Подробно позиции сторон изложены в жалобе и в отзыве на жалобу.
В судебном заседании апелляционного суда 21.04.2016, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Коми, представители сторон изложили свои позиции по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 28.01.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом в отношении Больницы проведена комплексная проверка использования средств ОМС за период с 01.01.2013 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт от 04.08.2015, согласно которому Учреждение должно средства ОМС, использованные не по целевому назначению в суммах 106 940 руб., 91 694 руб. и 691 440 руб. в десятидневный срок возвратить в бюджет Фонда.
Требование о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа были исполнены Больницей: по платежным поручениям N N 979, 980, 981, 982, 983, 984 от 07.08.2015, N 493 от 17.08.2015, N 748 от 19.08.2015 деньги перечислены на счет Фонда.
Учреждение с актом от 04.08.2015 не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями Федеральных законов от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьями 10, 13, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Коми от 24.06.2011 N 276, частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", постановлениями Правительства Республики Коми от 11.09.2008 N 239 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми" и от 14.02.2012 N 45 "Об осуществлении единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников с высшим профессиональным образованием и средним профессиональным образованием, работающих в сельских населенных пунктах", Приказами Минфина России от 01.07.2013 N 65н и от 21.12.2012 N171н, требования Учреждения признал необоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетных фондах конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно статье 34 Закона N 326-ФЗ Фонд осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В частности, Фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе, проводит проверки и ревизии.
На основании пункта 9 Положения о ГУ ТФОМС Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24.06.2011 N 276, принятого в соответствии с Типовым положением о территориальном фонде ОМС (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N15н), Фонд рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об ОМС в соответствии с Федеральным законом N326-ФЗ, предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
На основании Закона N 326-ФЗ Федеральным фондом обязательного медицинского страхования утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (Приказ ФФОМС от 16.04.2012 N 73).
Частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ) предусмотрено, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" предусмотрена дополнительная социальная поддержка в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 руб.
Субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления принимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие гарантии медицинским работникам, работающим в соответствующих подведомственных учреждениях. Расходы при этом возлагаются на соответствующие бюджеты.
Меры социальной поддержки медицинским работникам предусмотрены Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", постановлением Правительства Республики Коми от 11.09.2008 N 239 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми", постановлением Правительства Республики Коми от 14.02.2012 N 45 "Об осуществлении единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников с высшим профессиональным образованием и средним профессиональным образованием, работающих в сельских населенных пунктах".
Статьей 18 Закона N 55-РЗ установлены меры социальной поддержки специалистов государственных учреждений (организаций) Республики Коми (культуры, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, медицинских), педагогических работников государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике
Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, в том числе включающие плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 N 115 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
В перечень должностей специалистов, занятие которых дает право на получение мер социальной поддержки, установленных частями 1 и 2 статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 5 мая 2009 N 115 (приложение N 3), включены, в том числе, должности врачей и среднего медицинского персонала.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальной поддержки, установленной Законом N 55-РЗ (предоставление, доставка, пересылка и оплата за банковские услуги), производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год (статья 3 Закона N 55-РЗ).
Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - Указания), регламентирующие принципы назначения, структуру, общие требования к порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также порядок присвоения кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В подразделе "Подстатья 212 "Прочие выплаты"" раздела V Указаний установлено, что на данную подстатью КОСГУ относятся осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы по оплате работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев, не относящихся к заработной плате дополнительных выплат, пособий и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников), в том числе: компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.01.2012 между ТФОМС и ООО "РГС-Медицина", ТОФОМС и ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (с последующей пролонгацией на 2013 и 2014) заключены договоры "О финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 2 и N 1", соответственно.
Учреждением с ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и с ООО "РГС-Медицина" заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в 2013 (с пролонгацией на последующие годы), по условиям которых Больница обязалась оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховые компании обязуются оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 5.10 договоров Учреждение обязуется использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
По результатам проведенной проверки Фондом был сделан вывод о нецелевом использование средств ОМС путем включения в состав расходов, входящих в структуру тарифа в рамках базовой программы ОМС на оплату расходов по найму жилых помещений для проживания медицинских работников учреждения по месту их работы в с. Айкино на основании 8 договоров найма жилого помещения, заключенных Больницей с физическими лицами в 2013 на сумму 361 774 руб. и в 2014 на сумму 329 666 руб. (подстатья 212 "Прочие выплаты"). Кроме того были оплачены расходы по подстатье 222 "Транспортные расходы" в части компенсации оплаты проезда к месту работы и обратно (Сыктывкар-Айкино, Айкино-Сыктывкар) врачу-стоматологу ГБУЗ РК "Усть-Вымекая ЦРБ" Ильину Д.П. в сумме 106 940 руб. (в том числе за 2013 - 53280 руб., 2014 - 53 660 руб.).
Между тем, компенсация выплат, направленных на оплату найма жилья для медицинских работников, нормами действующего законодательства не предусмотрена.
Сам по себе факт наличия подстатьи 212 "Прочие выплаты" в структуре тарифа ОМС (пункт 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ) автоматически не может быть признан основанием для отнесения расходов медицинской организации по оплате найма жилых помещений для сотрудников на расходы за счет средств ОМС.
Кроме того, данные расходы не могут расцениваться в качестве компенсационных выплат работникам расходов по найму жилых помещений, поскольку непосредственно с владельцами квартир были заключены договоры найма жилых помещений и произведена уплата за данных владельцев налога на доходы физических лиц, что подтверждается договорами найма жилых помещений от 01.05.2013, 09.01.2013, 01.07.2013, 03.06.2013, 21.07.2013, 01.03.2014, 31.12.2013, 01.09.2014, а также платежными поручениями по оплате найма жилья и по перечислению в налоговые органы НДФЛ за владельцев жилых помещений.
Соответственно, подлежит отклонению довод Учреждения о получении непосредственно работниками компенсации по найму жилых помещений, поскольку спорные расходы не являются компенсационными выплатами работникам расходов по найму жилых помещений, а относятся на подстатью КОСГУ 224 Арендная плата за пользование имуществом в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) объектов нефинансовых активов.
Вывод суда первой инстанции в отношении оплаты проезда к месту работы и обратно (Сыктывкар-Айкино, Айкино-Сыктывкар) врачу-стоматологу ГБУЗ РК "Усть-Вымская ЦРБ" в сумме 106 940 руб. с отнесением расходов на подстатью КОСГУ 222 "Транспортные расходы", апелляционный суд также признает правильным.
Как уже было указано выше, частью 1 статьи 72 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем, расходы по оплате стоимости проезда до места работы и обратно, также как и расходы по оплате договора найма жилья для медицинских работников, не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации, и соответственно, не включаются в расчет тарифа по ОМС.
Наличие подстатьи 222 "Транспортные расходы" в структуре тарифа ОМС (пункт 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ) также не является основанием для отнесения таких расходов медицинской организации по оплате проезда к месту работы его сотрудника на расходы за счет средств обязательного медицинского страхования.
В силу статей 14, 38, 39 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, являются средствами целевого финансирования.
В соответствии с заключенными между страховыми медицинскими организациями и Заявителем договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, полученные средства обязательного медицинского страхования должны быть использованы в рамках выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих, материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской, организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных; услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно приказу Минфина Российской Федерации от 21.12.2012 N 171н в расходы медицинских организаций включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
На подстатью 222 относятся расходы на приобретение транспортных услуг, то есть речь идет о расходах на приобретение услуг для самой организации, а не ее работников за пределами оказываемых ими медицинских услуг.
Из названного приказа Минфина России не следует, и законодательством не предусмотрено, что в указанные расходы за счет средств ОМС могут быть включены затраты за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов по бесплатному проезду на общественном транспорте от места жительства к месту работы и обратно для работников Учреждения, как участника названной программы ОМС.
Средства ОМС в силу их целевого характера не могут являться источником возмещения всех затрат медицинской организации, а только в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинским работникам, установленные работодателем дополнительно, подлежат финансированию за счет иных источников финансирования, чем средства обязательного медицинского страхования.
Ссылка заявителя жалобы на наличие в подстатье 222 расходов на обеспечение должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также возмещение должностным лицам указанных расходов, в случае, если они не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации, является несостоятельной, так как действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено обеспечение медицинских работников проездными документами.
При рассмотрении доводов Учреждения о необходимости привлечения медицинских кадров в сельскую местность апелляционный суд учитывает, что в целях компенсации неудобств, возникших в связи с переездом в сельскую местность данный работник получил единовременную выплату, призванную компенсировать затраты, связанные с переездом и обустройством, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, предусмотренную частью 12.1. статьи 51 Закона N 326-ФЗ, постановлением Правительства Республики Коми от 14.02.2012 N 45 для отдельных категорий медицинских работников с высшим профессиональным образованием, финансируемую в 2012 году за счет средств иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми.
В соответствии с частью 12.1. статьи 51 Закона N 326-ФЗ (в редакции от 30.11.2011) в 2012 году осуществлялись единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 названной статьи.
В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
20.04.2012 Министерством здравоохранения Республики Коми с врачом Ильиным Д.П. заключен договор на получение единовременных компенсационных выплат, согласно которому медицинский работник обязался в течение пяти лет работать по основному месту работы (в сельской местности) на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором от 13.07.2011, заключенным с МБУ "Усть-Вымская ЦРБ".
На основании частей 12.2, 12.4. статьи 51 Закона N 326-ФЗ ГУ ТФОМС Республики Коми совместно с Министерством здравоохранения Республики Коми 12.05.2012 была направлена заявка на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам на июнь 2012 года на 6 медицинских работников учреждений здравоохранения Республики Коми, в которую был включен Ильин Д.П.
Денежные средства в размере 6 млн. руб., поступившие по заявке от ФФОМС, платежным поручением N 2128 от 30.05.2012 перечислены ГУ ТФОМС Республики Коми на расчетный счет МЗ РК для осуществления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам. Платежным поручением N 235967 от 01.06.2012 денежные средства в размере 1 млн. руб. перечислены Ильину Д.П.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
С учетом изложенного, не может быть признан обоснованным довод заявителя жалобы, озвученный, в том числе, его представителями в суде апелляционной инстанции о том, что переезд медицинского работника в сельскую местность не является обязательным условием, предусмотренным законодателем, для единовременной компенсационной выплаты медработнику в размере 1 млн. руб., так как из вышеизложенного прямо следует, что работник должен "прибыть" или "переехать" в сельскую местность с целью осуществления там трудовой деятельности на постоянной основе.
Несостоятелен также довод Учреждения о наличии дополнительного соглашения к трудовому договору с работником и приказов "Об оплате проезда к месту работы и обратно", поскольку данные документы не являются локальными нормативными актами и приняты без согласования с представительным органом работников, как того требует Трудовой кодекс Российской Федерации.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.01.2016 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Больницы по изложенным в ней основаниям у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При обращении с жалобой Учреждением по платежному поручению от 29.02.2016 N 94532 уплачена госпошлина в размере 3000 рублей.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации за рассмотрение данной категории апелляционных жалоб госпошлина составляет 1500 рублей, в связи с чем на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату заявителю жалобы как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.01.2016 по делу N А29-8666/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Усть-Вымская центральная районная больница" (ИНН: 1116002062, ОГРН: 1021101054127) - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Усть-Вымская центральная районная больница" 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 94532 от 29.02.2016 за рассмотрение апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8666/2015
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республика Коми Усть-Вымская центральная районная больница
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми