Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2016 г. N 15АП-6328/16
Требование: о взыскании долга, о взыскании неустойки по муниципальному контракту
Вывод суда: жалоба возвращена
город Ростов-на-Дону |
|
22 апреля 2016 г. |
дело N А32-34221/2015 |
Судья Авдонина О.Г.,
рассмотрев апелляционную жалобу муниципального образования город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03 декабря 2015 года по делу N А32-34221/2015 (судья Назаренко Р.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Софтлайн Проекты" (ИНН 7728734000, ОГРН 1107746348445)
к ответчикам: муниципальному казённому учреждению муниципального образования город Краснодар "Электронный Краснодар" (ИНН 2310154124, ОГРН 1112310002155), муниципальному образованию город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар
о взыскании задолженности и неустойки по муниципальному контракту,
а также ходатайство администрации муниципального образования город Краснодар о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Софтлайн Проекты"" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному казённому учреждению муниципального образования город Краснодар "Электронный Краснодар" и муниципальному образованию город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация, ответчик) о взыскании 27 000 000 руб. задолженности и 1 203 400 руб. неустойки по муниципальному контракту N 12 от 17.04.2015 за период с 27.07.2015 по 30.11.2015 (уточненные требования).
Решением суда от 03 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Одновременно заявителем жалобы подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы. В обоснование данного ходатайства администрация указала, что срок на подачу был пропущен по причине увольнения специалистов правового управления, в производстве которых находилось данное дело.
Рассмотрев ходатайство о восстановлении пропущенного срока на апелляционное обжалование, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого акта. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (часть 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" указано, что процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами, днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами, днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало процессуального срока (пункты 3, 4 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
Решение суда по настоящему делу изготовлено в полном объеме 03 декабря 2015 года, следовательно, месячный срок на подачу апелляционной жалобы начал течь с 04 декабря 2015 года и истек 12 января 2016 года (с учетом того, что 3-11 января 2016 года приходились на нерабочие дни).
В отсутствие почтового конверта, апелляционная жалоба администрации считается сданной нарочно непосредственно в Арбитражный суд Краснодарского края. Согласно штампу апелляционная жалоба была сдана в канцелярию суда 31.03.2016, следовательно, она считается поданной в указанный день (часть 6 статьи 114 АПК РФ).
Данное обстоятельство свидетельствует о пропуске администрацией установленного законом месячного срока на обжалование судебного акта суда первой инстанции. О пропуске срока также свидетельствуют приложенные к апелляционной жалобе копии почтовых квитанций от 31.03.2016, представленные в качестве доказательства направления копии жалобы в адрес истца и учреждения.
Ходатайство заявителя жалобы рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 указанной статьи арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предельные допустимые сроки для восстановления.
Процессуальным законодательством не установлены критерии, по которым причины пропуска срока признаются уважительными или неуважительными. Вопрос о том, являются ли уважительными причины пропуска срока на обжалование, а также оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего ходатайство, который учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.
Уважительными причинами пропуска срока для обжалования признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать жалобу.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" для лиц, извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве, уважительными могут быть признаны, в частности, причины, связанные с отсутствием у них по обстоятельствам, не зависящим от этих лиц, сведений об обжалуемом судебном акте.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Из материалов дела следует, что подписавший апелляционную жалобу представитель администрации Величко А.С., действовавший на основании доверенности от 19.09.2015 N 12818/01 (л.д. 84), присутствовал в судебном заседании 30.11.2015, на котором была оглашена резолютивная часть обжалуемого решения (л.д. 85-86).
Мотивированное решение от 03.12.2015 по данному делу согласно отчету о публикации судебных актов было размещено на официальном сайте арбитражных судов Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/) 05.12.2015 (через день после изготовления решения в полном объеме).
Из положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по принятию мер к получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи возлагается на участников процесса, извещенных о нем.
Проявляя должную степень заботливости и осмотрительности, ответчик имел возможность и должен был предпринять все зависящие от него меры, направленные на своевременное обжалование судебного акта в порядке апелляционного судопроизводства.
Ответчику был предоставлен достаточный промежуток времени для подготовки и подачи апелляционной жалобы в предусмотренный процессуальным законодательством срок. Между тем, ответчик данной возможностью не воспользовался.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ответчик не представил доказательства существования объективных причин, реально воспрепятствовавших ему своевременно обратиться с апелляционной жалобой в установленный законом срок.
Довод заявителя о том, что срок на подачу был пропущен по причине увольнения специалистов правового управления, в производстве которых находилось данное дело, не может быть признан в качестве уважительной причины пропуска процессуального срока.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" не могут рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче апелляционной жалобы, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с апелляционной жалобой.
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений.
Установление в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации сроков на обжалование судебных актов направлено на обеспечение баланса между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с одной стороны, и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим возможность исправления судебных ошибок, с другой (аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 9604/12 по делу N А40-42031/11-95-204).
При таких обстоятельствах восстановление срока на апелляционное обжалование нарушает принцип равноправия сторон (статья 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подрывает правовое значение срока апелляционного обжалования, угрожая тем самым стабильности вступившего в законную силу судебного акта.
Учитывая, что у заявителя имелось достаточно времени для подготовки апелляционной жалобы, уважительные причины пропуска процессуального срока отсутствуют, апелляционный суд считает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства о восстановлении процессуального срока.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает апелляционную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству установит, что апелляционная жалоба подана по истечении срока подачи апелляционной жалобы, установленного нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы отказано.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1, частями 2, 3 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. В удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы администрации муниципального образования город Краснодар отказать.
2. Апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар возвратить заявителю.
3. Определение может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.
Приложение на 16 листах: апелляционная жалоба на 5 листах и приложенные к ней документы на 11 листах.
Судья |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34221/2015
Истец: ООО "Софтлайн Проекты"
Ответчик: МКУ МО г. Краснодар "Электронный Краснодар", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР "ЭЛЕКТРОННЫЙ КРАСНОДАР", Муниципальное образование г. Краснодар в лице администрации муниципального образования г. Краснодар