22 апреля 2016 г. |
А40-195227/2015 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Арагац-М" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2016 по делу N А40-195227/15, принятое судьей О.В. Сизовой, по заявлению: ООО "Арагац-М" к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка о признании незаконным и отмене решения NР-3388/11-02 от 26.08.2015 об аннулировании лицензии во внесудебном порядке,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Сафронова Е.Н. по дов. от 21.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Арагац-М" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка о признании незаконным решения от 26.08.2015 N Р-3388/11-02 об аннулировании лицензии N 72РПА0001439 от 14.01.2014, бланка лицензии серии 72 АА N 001581, выданной Управлением лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, на право розничной продажи алкогольной продукции.
Решением от 02.02.2016 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение в связи с нарушением норм материального права и не соответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Росалкогольрегулирование представило отзыв на апелляционную жалобу, в которых просит оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Росалкогольрегулирования поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу в полном объеме.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, заслушав представителя Росалкогольрегулирования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, апелляционный суд полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что согласно данным Государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции общество имеет лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции N 72РПА0001439 от 14.01.2014 года серия 72 АА N 001581, выданную Управлением лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, на право розничной продажи алкогольной продукции.
18.09.2015 посредством заказной корреспонденции заявителем было получено Решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N Р-3388/11-02 от 26.08.2015 об аннулировании лицензии во внесудебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ основанием для аннулирования лицензии по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти является, в том числе нарушение лицензиатом особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, а именно осуществление розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени. Также указанной нормой установлено, что аннулирование лицензии по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 N 824 "Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке" утверждено Положение об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке (далее - Положение), а также установлено, что Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензий на розничную продажу алкогольной продукции) во внесудебном порядке.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Подпунктом "в" пункта 2 Положения предусмотрено, что решение об аннулировании во внесудебном порядке лицензии принимается в случае нарушения лицензиатом особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 Положения нарушение лицензиатом особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, должно быть подтверждено вступившими в законную силу постановлениями или судебными актами по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенными в отношении лицензиата.
Пунктом 4 Положения установлено, что копии постановлений, судебных актов направляются (представляются) в Росалкогольрегулирование по истечении 30 рабочих дней после вступления в силу постановления, судебного акта (если выявленные нарушения не были устранены в этот срок).
10.08.2015 Управлением лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области в Росалкогольрегулирование были направлены копии постановлений заместителя начальника Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области от 03.03.2015 по делам об административных правонарушениях N 13-Ю-14.16/2015, N 14-Ю-14.16/2015, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - постановления).
Согласно указанным постановлениям было подтверждено нарушение ООО "Арагац-М" особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, а именно установлено, что "02.11.2014 г. в 02 часа 57 минут в магазине, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Ю.-Р. Г. Эрвье, д. 10", а также "02.11.2014 г. в 03 часа 17 минут в магазине, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Блюхера, д.4, корпус 1" ООО "Арагац-М" была допущена реализация алкогольной продукции. Факт нарушения лицензионных требований организацией не оспаривается.
Копии постановлений были направлены с соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации: вступившие в законную силу 20.04.2014, направлены по истечении 30 рабочих дней после вступления в силу.
Поскольку основания для отказа во внесудебном аннулировании лицензии отсутствовали, Росалкогольрегулирование в соответствии с пунктом 5 Положения в течение 10 рабочих дней со дня получения решения - 26.08.2015 - приняла решение N Р-3388/11-02 об аннулировании лицензии ООО "Арагац-М".
Перечень нарушений лицензионных требований Федерального закона N 171-ФЗ, за которые предусмотрено аннулирование лицензии по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, определен пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ и пунктом 2 Положения. Указанный перечень является исчерпывающими, а нарушения лицензионных требований Федерального закона N 171-ФЗ определены законодателем как соразмерные такой мере государственного принуждения как аннулирование лицензии без какой-либо альтернативы или смягчения.
В случае подтверждения вступившим в законную силу постановлением, судебным актом нарушения, являющегося основанием внесудебного аннулирования лицензии, Служба обязана принять решение об аннулировании лицензии организации.
Согласно текстам решений Центрального районного суда города Тюмени от 20.11.2015 по делам об административных правонарушениях N 12-842/2015, N 12-843/2015, постановления Управления вступили в законную силу 07.09.2015.
Как правильно отметил суд первой инстанции, на момент принятия Росалкогольрегулированием оспариваемого решения об аннулировании лицензии нарушение обществом особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федеральный закон N 171-ФЗ, было подтверждено вступившими в законную силу постановлениями Управления.
При этом действующее законодательство Российской Федерации связывает обязанность принятия Росалкогольрегулированием решения об аннулировании лицензии не с фактом вступления в законную силу постановления, судебного акта, а с нарушением лицензиатом особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленным административным органом или судом при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Постановления Управления не обжалованы, являются вступившими в законную силу и подтверждают факт нарушения Обществом особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Факт допущенного нарушения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обществом не отрицается.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, решение об аннулировании лицензии принято с соблюдением всех предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции условий и требований, в пределах полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации.
В связи с изложенными обстоятельствами, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.02.2016 по делу N А40-195227/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195227/2015
Истец: ООО "Арагац-М", ООО Арагац-М
Ответчик: Росалкогольрегилирование, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка